Москва изнутри
10 самых красивых зданий сталинской эпохи
У паблика MCMXXXV, посвященного выдающимся примерам сталинской архитектуры на территории бывшего СССР, больше 12 тысяч подписчиков. «Афиша» поговорила с создателем страницы и попросила его выбрать самые интересные образцы советской архитектуры 1930-х годов в Москве.
«Я давно увлекаюсь изучением советской архитектуры 1930–1950-х, собираю книги и журналы тех лет, пишу статьи. В определенный момент я подумал, что тем объемом информации, который содержится в собранной мной литературе, было бы здорово поделиться с другими. Тем более что достойных сайтов, посвященных этой теме, в сети не было. Так в 2012 году я создал паблик MCMXXXV. Название — дата 1935 римскими цифрами. В 1935 году был утвержден Генеральный план развития Москвы, оказавший огромное значение на развитие, характер застройки и архитектуру не только столицы, но и всего СССР.
Советская архитектура периода 1930–50-х уникальна. Я не пытаюсь выставлять той эпохе оценки, плоха она или хороша, она была, и о ней надо знать. А чем больше мы знаем, тем легче нам самостоятельно разбираться в вопросах истории, культуры и искусства».
Школа №518
Садовническая наб., 37, архитектор — И.А.Звездин, 1935 год
Экспериментальная школа на Садовнической набережной была спроектирована архитектором Иваном Звездиным в начале 1930-х как большой школьный комбинат, рассчитанный на 600 учащихся, со спортивными площадками и мастерскими.
Фасад школы является характерным примером переходного стиля середины 1930-х: остекление и большие круглые окна-иллюминаторы остались в наследство от конструктивизма, однако они сочетаются с легкой колоннадой на уровне второго и третьего этажей, характерной уже для сталинского ампира.
В 1996 году школу хотели снести ради строительства нового здания. Однако после историко-архитектурного обследования, проведенного по инициативе теоретика советской архитектуры Селима Хан-Магомедова, школа получила статус выявленного памятника архитектуры. В 2002 году здание пережило масштабную реконструкцию с сохранением исторического фасада и некоторых интерьеров.
Дом ИТР НКТП
Большая Сухаревская пл., 14/7, архитектор — Д.Д.Булгаков, 1935 год
У жилого дома на Большой Сухаревской площади интересная история. Первоначальный проект здания был разработан в 1930 году немецким архитектором Ремеле в духе популярного в то время конструктивизма для расселения высшего состава Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР. Однако вскоре конструктивизм оказался в опале, что отразилось на вкусах правящей элиты. Строгий, аскетичный фасад уже не устраивал заказчика в лице НКТП, поэтому архитектурно обогатить уже построенную коробку здания позвали молодого и амбициозного архитектора Дмитрия Булгакова. Он декорировал здание карнизами, кронштейнами и консолями, угол здания на уровне последнего этажа выделил башней с колоннадой. Фасад по Ананьевскому переулку украсила декоративная аркада. Основные работы по реконструкции здания завершили к концу 1935 года. Несмотря на преимущественно негативную оценку современников за излишнюю бутафорию, жилой дом ИТР НКТП СССР является одной из самых неординарных московских построек 1930-х и своеобразным памятником творческим поискам нового стиля.
Подстанция Московского метрополитена
Большая Никитская ул., 7/10, архитектор — Д.Ф.Фридман, 1935 год
Здание центральной тяговой подстанции Московского метрополитена построили на Большой Никитской улице в 1935 году по проекту профессора Даниила Фридмана, который в то время руководил 5-й архитектурно-планировочной мастерской Моссовета. Особый интерес представляет фасад здания, характерный для творчества Фридмана в 1930-е годы. Архитектор придумал необычное остекление и некоторые детали на фасадах. Ниши антаблемента украшали уже утраченные стеклянные светильники, а под карнизом располагалась подсвечивающаяся надпись «Мосметро». Это здание Илья Ильф в своих «Записных книжках» назвал «вдохновенным созданием архитектора Фридмана».
Жилой дом ударника НКПС
Краснопрудная, 22–24, архитектор — З.М.Розенфельд, 1937 год
В 1935 году Краснопрудную улицу включили в состав проектируемой магистрали, соединяющей проспект Дворца Советов и Кировский проспект по Генеральному плану реконструкции Москвы.
Жилой дом ударника Народного комиссариата путей сообщения СССР — первый в многоэтажной застройке Краснопрудной улицы. Проектированием здания занимался молодой Зиновий Розенфельд, ставший впоследствии одним из крупнейших советских архитекторов жилищного строительства.
Розенфельд хотел, чтобы здание производило впечатление гигантской постройки, поэтому украсил фасад кессонами, которые в массе должны были передать это ощущение. Небольшую часть стены архитектор намеренно оставил пустой — чтобы фасад выглядел динамичным. Розенфельд работал с освоением архитектурного наследия очень осторожно, не допуская прямого копирования тех или иных приемов и элементов стилей прошлых эпох.
Фрунзенская АТС
Зубовская пл., 3 (К.И.Соломонов, 1935 год)
Здание автоматической телефонной станции Фрунзенского района на Зубовской площади построили в 1935 году по проекту Касьяна Соломонова. На рубеже 1920–30-х индустриальные сооружения играли важную общественную роль, олицетворяя собой технический прогресс, поэтому их виду уделяли особое внимание. Главный фасад здания симметричный и простой. Боковые стены декорировали популярными в 1930-е кессонами. А на нижнем этаже — стеклянные эркеры, наследие уже почти забытого конструктивизма.
Здание Метростроя
Просп. Академика Сахарова, 16, архитектор — Д.Ф.Фридман, 1936
Новокировский проспект (ныне проспект академика Сахарова) трактовался в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года как магистраль, соединяющая центр города с вокзалами Комсомольской площади. С начала 1930-х проспект стал застраиваться важными общественными сооружениями, среди которых — здание Центросоюза легендарного Ле Корбюзье. На противоположной стороне улицы в 1936 году по проекту Даниила Фридмана построили комплекс зданий Метростроя. Здание главного управления решили строить монументальным и величественным, чтобы обозначить важную роль Метростроя в жизни Москвы 1930-х. Сооружение так понравилось наркому оборонной промышленности Михаилу Кагановичу (брату лидера московских большевиков и метростроевцев Лазаря Кагановича), что тот внес в правительство предложение передать весь комплекс его наркомату, что и было сделано еще до войны. 16 скульптур метростроевцев в касках с отбойными молотками украшали фасады здания до середины 1980-х — тогда они стали разваливаться и их демонтировали.
Жилой дом Военной академии РККА
Яузский б-р, 2/16, архитектор — И.А.Голосов, 1936 год
Илья Голосов в 1920-х получил признание как талантливый конструктивист, однако именно он стал одним из первых архитекторов, начавших глубокий поиск нового стиля в 1930-е. Ярким примером творческих экспериментов Голосова над большой архитектурной формой является жилой дом Академии РККА на Яузском бульваре, построенный в 1936 году. Несмотря на то что само здание классическое, архитектурно-декоративные детали выполнены в другом стиле: колоннада, пилястры, консоли и венчающий карниз намеренно абсолютно непохожи на классические прототипы.
Военная академия РККА им. Фрунзе
Пр. Девичьего Поля, 4, архитекторы — Л.В.Руднев, В.О.Мунц, 1937 год
Архитектурный конкурс на проект Военной академии РККА им. Фрунзе прошел в 1931 году. Победителем стал представитель ленинградской школы Лев Руднев. Выбор его монументального проекта среди большинства конструктивистских работ обозначил сдвиги в архитектурной жизни СССР. Здание академии характерно для романтического творчества Руднева. Основная мысль композиции — мощь и величие Красной Армии. Прямоугольный объем монументального здания возвышается над высоким глухим стилобатом. На тяжелом кубе, врезанном в угол стилобата, по проекту Руднева должен был выситься мощный силуэт танка, однако временный деревянный макет демонтировали во время войны, а сейчас на его месте стоит БМП, установленная в конце 1990-х. Фасад здания геометрически расчленен на кессоны. Фасад с одинаковыми членениями и симметрией вызывает ассоциацию с построением военной колонны. В этом сила художественного образа и основная удача замысла архитектора.
Северный речной вокзал
Ленинградское шоссе, 51, архитектор – А.М.Рухлядев, 1937 год
Канал Москва — Волга (ныне им. Москвы), запущенный в эксплуатацию в 1937 году, сделал столицу портовым городом. По каналу стали проходить не только грузопассажирские линии, но и популярные туристические круизы. В том же году на берегу Химкинского водохранилища по проекту архитектора Алексея Рухлядева соорудили Северный речной вокзал — новое лицо Москвы на воде. Вдохновляясь архитектурной итальянского Ренессанса, Рухлядев спроектировал здание вокзала в образе круизного теплохода: это выражает не только форма здания, но и легкость самого сооружения. Двухъярусная галерея по всему периметру придает постройке воздушность и переходит в ступенчатую башню, увенчанную шпилем с пятиконечной звездой, которая в 1935–1937 годах украшала Спасскую башню Московского Кремля.
Здание являлось не только вокзалом, но и местом отдыха. Крыша использовалась в качестве террасы ресторана, с которой открывался живописный вид на водохранилище. К сожалению, сейчас выдающееся сооружение 1930-х находится в безобразном состоянии и уже несколько лет ожидает ремонта.
Кинотеатр «Родина»
Семеновская пл., 5, архитектор — В.П.Калмыков, 1938 год
Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года предусматривал постройку в Москве в течение десяти лет пятидесяти кинотеатров. Кинотеатр «Родина» на Семеновской площади был построен одним из первых. За основу проекта приняли вариант типового кинотеатра, разработанный архитектором Виктором Калмыковым. Однако автор внес в свой типовой проект ряд изменений, чтобы здание выглядело более парадным. Портал главного входа украсило панно из керамических плиток, а боковой фасад — балкон в духе итальянского Ренессанса. Открывшийся в 1938 году кинотеатр до сих пор выполняет свою функцию, а в фойе сохранился первозданный интерьер.
- «Вконтакте» vk.com/mcmxxxv
- Facebook facebook.com/1935arch
- Instagram instagram.com/mcmxxxv