#афишанашла
Алло, гараж: как на самом деле выглядят общественные пространства в России
«Возиться в гараже» означает все что угодно: записывать рок, обсуждать политику, а то и в самом деле чинить автомобиль. В России к гаражам относятся с любовью и превращают их не только в склады хлама, но и в музеи, квартиры и прочие интересные места — на что и обратили внимание культурологи ВШЭ.
Что такое распределенный образ жизни
Многие люди в России живут не на один или два дома, а имеют в своей собственности всевозможные «дачи» — гаражи, стайки, сараи, погреба, покосы, огороды. Гаражи часто используются в качестве склада: в них стоят машины и лодки, плодово-ягодные заготовки, ненужная мебель. Это и называется распределенным образом жизни.При этом гаражи нередко становятся местом, где можно уединиться и отдаться своим увлечениям: так развлекаются в основном мужчины. Кроме того, гаражи используются как пространство, которое помогает заработать: в них нередко устраивают автосервисы или салоны по изготовлению мебели. В некоторых случаях — такое случается преимущественно в Москве — гараж становится квартирой.
Изучением распределенного образа жизни в России и в частности в Москве занимается профессор Высшей школы экономики Виталий Куренной при поддержке фонда «Хамовники». В материале использованы интервью, собранные в ходе этого исследования.
Музей «Гараж» в Дубне
«Я решил создать музей лодочных моторов отечественных производителей. Мысль какая у меня была: я много изучил литературы, много путешествовал по стране и за рубежом и заметил, что у людей теряется память о важных вещах.
Моторы можно настроить, они рабочие. Самый старый — 1965 года, называется «Стрела».
Музей я хотел сделать для пацанов, для школьников, потому что сейчас иномарки — кнопку нажал и поехал, а раньше нужно было разобраться, настроить мотор, и каждый это делал по-своему. Это было очень интересно, мы друг с другом обменивались опытом. Это была жизнь! Иногда соревновались — одинаковые моторы, а плывут по-разному. Но меня терзают сомнения — а нужен ли музей? Живого интереса я не вижу».
Гараж, превращенный в квартиру
Вход в гараж Анатолия прикрывает потрепанная штора. Откидывая ее, попадаешь в полноценную квартиру. Здесь есть все для жизни — отопление, раковина и зеркало, кухонный стол, который превращается в рабочий. Со всем необходимым Анатолию помогают друзья. Адреса у гаража нет, но в гаражном кооперативе Анатолия все знают.
«Я ушел от от жены в девяностых, когда она привезла домой тещу. У нас не сложилось, я ругаться не стал, взял чемоданчик, а сын позже мне помог перевезти вещи. Я водилой работал, дальняка мотал. Сейчас не работаю. Только друзьям помогаю: кого в больницу отвезти, у кого бабу по магазинам свозить.
Что мы тут делаем? Сейчас «Му-му» смотрим, через полчаса будут «Чапаева» показывать. Я спутник давно себе провел за 7000 с тарелкой и еще приемник в 1000 вышел, зато у меня теперь 60 каналов. «Физрука» иногда смотрим, Нагиев вообще молодец — мне нравится. Но я все больше боевики посмотреть, про ментов там».
Город на воде, построенный из гаражей
Председатель лодочного кооператива Михаил устал от постоянного внимания туристов, исследователей и других любопытных — посмотреть на территорию, которой он управляет, приезжают регулярно. Посмотреть тут есть на что: около двухсот причалов и ангаров на сваях — такого на Волге больше нигде нет. Мини-город на воде состоит из гаражей для лодок.
В 60-х в этой части Московского моря (Иваньковское водохранилище. — Прим. ред.) было больше двух тысяч гаражей, а точнее — деревянных коробок, в которых хранили лодочные моторы и приспособления для рыбалки.
Деревянные сваи и гаражи часто горели. Постепенно деревянные сваи заменили на железные.
Михаил пришел на эту территорию уже в 2000-х — несмотря на то, что сваи заменили, территория требовала благоустройства. Михаил своими силами проложил там дорожки и мосты — занятие трудоемкое, потому что местность болотистая. Он наладил в своем мини-городе систему сбора мусора, несколько раз в год проводит субботники.