перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Новая архитектура Москвы

Как студия Estrorama построила свой Хай-лайн на «Соколе»

Дома

В ночь на 15 мая дизайнеры из Estrorama благоустроили мост через стройку Северо-западной хорды в районе метро «Сокол». Постелили 100 рулонов живого газона, поставили 8 урн и две лавки: получилось нечто вроде маленького Хай-лайна. «Город» поговорил с создателями этого проекта.


Андрей Будько Андрей Будько Дизайнер, создатель дизайн-бюро Estrorama

Я не знаю, как назвать то, что мы сделали. «Cто рулонов газона на мосту?» — это ближе всего к правде, но звучит не очень. На прошлой неделе я с иронией назвал благоустроенный мост на «Соколе» парком и Хай-лайном. В этот момент я отчасти шутил, отчасти подбирал слова. К вечеру того же дня нас вполне серьезно стали упрекать, что то, что мы сделали, — не похоже на парк, и не дотягивает до манхэттенского Хай-лайна. Ребят, да вы что! Мы и сами понимаем, что не похоже и что не дотягивает. Цель была другая.

Предыстория 

На улице Балтийской находится производство нашего дизайн-бюро. И мы всей командой каждый день ходим по мосту через стройку Алабяно-Балтийского тоннеля. Весной, когда все растаяло, под мостом образовалось «озеро», и мы любовались прекрасным видом. А пару месяцев назад строители и вовсе пропали, оставив кучу мусора. Нам надоело ходить мимо мусора и ворчать, какой ужасный мост, как это делают все остальные. В ночь на 15 мая командой Estrorama мы собрали мусор и благоустроили мост. Потратили 6 часов времени и 20 тысяч рублей. 

Мы не урбанисты 

У нас нет высокой идеи благоустроить все мосты в Москве. Мы не заказывали опрос, чтобы посчитать, сколько людей в день проходит по мосту, не проводили соцопрос: «А хотелось бы вам здесь увидеть розовую лавочку?» Нам это не интересно. Было очевидно, что все ходят по мосту и никому он не нравится. И мы решили ситуацию, как смогли. Estrorama — студия дизайна, нам было несложно и весело это провернуть. К тому же мы отлично повеселились, пока укладывали газон, и уже на следующий день занялись другими делами. 

Фотография: Елена Сахарова

Идея передвижного парка

На самом деле, мы давно мечтаем запустить на улицы города передвижной парк. Но стопка согласований и разрешений, которые на то требуются в Москве, пока не дали нам воплотить идею в жизнь. 

Потому мы ставим лавочки, согласно своим возможностям. Например, прошлым летом, в июле, на пересечении Тверской и Столешникова переулка (около памятника Юрию Долгорукому) неделю простоял наш мини-парк. Мы поставили «парк на один день» в рамках городского фестиваля «Яркие люди». На следующий день все объекты разобрали, а мы свой оставили и начали согласовывать возможность оставить парк на лето. Смешно, что отказ нам выдали только через семь, так что вместо дня «парк на один день» простоял неделю. Дальше в Москве эта идея не пошла.

Для работы нам понадобится

Для моста на «Соколе» никакого дизайн-проекта не было. Лучшая 3D программа, которой мы владеем, — это руки. Никаких согласований с управой района или охранниками стройки мы не вели. 

Просто решили и сделали. Заказали 100 рулонов газона, из закромов достали 8 бочек-урн и 2 лавки, обновили краску. Эти урны мы используем на городских маркетах еды, так что они всегда под рукой. А лавки — наш собственный дизайн-продукт. На мост мы поставили тестовые варианты, которые ездят с нами по мероприятиям с 2011 года. 

И в ночь с 14 на 15 мая мы убрали мусор, постелили газон и расставили лавки и урны. Почему ночью? Просто днем по мосту постоянно идут люди, они бы мешали нам, а мы им.

Внимание охранников мы все-таки привлекли. Картина была такая: семь человек в комбинезонах ночью стелют газон на мост. Охранники, ответственные за стройку, подошли и поворчали «чего вы нас не предупредили», на что мы честно ответили, что не знали, где их искать.

Ближе к двум часам ночи нами заинтересовалась полиция. Состоялся нелепый диалог:

— Что вы тут делаете?

— Траву носим.

— С этой стороны на эту? (Полицейский перешел в режим «детектива»)

— Нет, на мост стелем.

Стало понятно, что под словом «трава» у нас значится газон. 

На этом полиция потеряла к нам интерес. Всю ночь мы шутили, что с утра директор стройки отругает нас за самодеятельность, но он так и не появился.

Команда Estrorama

Команда Estrorama

Фотография: предоставлена студией Estrorama

Местные жители: реакция

Похоже, мы попали в болевую точку района. Комментариев от местных жителей было море. Мы не приставали с вопросами к прохожим, а просто несколько раз за день выходили на мост и наблюдали за реакцией людей. 

Один мужчина лет 40, как увидел мост, громко сказал: «Б..., это п...ц». И эта реакция может только радовать, потому что это резонанс, эмоции. Пожилая женщина шла по мосту и приговаривала: «Как хорошо, как прекрасно. Да какие же молодцы это сделали?» Какая-то бабушка прокомментировала произошедшее так: «Сволочи, что хотят, то и делают», — и пошла дальше. 

По пути домой я слышал, как молодежь обсуждала мост. В этот же день мы получили десяток писем от фейсбук-сообщества Airport/Sokol Da Neighborhood. Местные жители предлагали свою помощь и благодарили за содеянное.

«Все растащат, поломают»

Мы не из мира скептиков, которые говорят «это растащат, поломают», «тут разукрасят». Мы готовы выставлять объекты в городскую среду и смотреть, что из этого выйдет. 

Путь к клубу Stadium Live ведет по мосту. И в первый же день после ночного благоустройства там был концерт группы Korn. Ну вы представляете, какие у них фанаты? У нас скользнула мысль припрятать лавочки на вечер, но мы от нее отказались. Если бы мы убрали лавочки, то никогда мы бы не узнали, превратят фанаты лавки в дрова или нет. И знаете, ничего не произошло — все на месте.

Не спорю, есть те, кто любит вандалить. И мы к этому готовы. И уже имели честь познакомиться с такими ребятами. Когда наше производство было на «Флаконе», я застукал одного мальчишку: он писал маркером тег на малиновой двери, которую я сам выбирал, покупал и красил. Я ему говорю: «Ты чего делаешь? Это моя дверь». Он мне рассказал, что «у нас везде свобода», а я ее ограничиваю. Ругаться не хотелось, я дал ему в руки краску, и он закрасил свой тег. 

Фидбэк в онлайне

Все, что ты делаешь за третьим транспортным кольцом, находит резонанс, просто потому что здесь ничего не происходит. И мост стал еще одним подтверждением.

В ЦАО сложнее стать заметным. Прошлым летом мы две ночи готовили «парк на один день» на Тверской. И знаете, особой шумихи это не вызвало. А тут всего 6 часов работы, и с утра посыпались ленты обсуждений, комментариев и лайков. Я перестал следить за комментариями, как только понял, что не успею читать оповещения в фейсбуке. 

«Не дотянули», «парк — это конечно слишком громко сказано», «дизайном сыт не будешь. лучше бы продуктовый магазин открыли», «Берут и делают ... [ерунду]». Вишенкой на торте стал вечерний комментарий в фейсбуке «...Эстрорама все равно делает отстой», лавочки не те, урны — все не то.

Знаете, эта фраза мне нравится, потому что ключевое здесь «Estrorama делает». Пока все семь раз отмеряют, мы режем, пилим и красим. 

Все эти негативные комментарии нас не расстраивают. Да и что может обидеть ребят, которые делают из гипса головы единорогов и моржей? К тому же хейтеры всегда строчат комментарии, они всегда на виду. А положительная реакция не так заметна, человек улыбнется и пойдет дальше. Так что комментарии дают необъективную картину. На самом деле, все прекраснее.

Фотография: предоставлена студией Estrorama

Пиар или не пиар? 

Ужасно надоело, что самые простые и понятные действия считаются пиаром. Мы не рассылали пресс-релизы по редакциям, не проводили пресс-конференцию по проблемам партизанинга и стрит-арта. Да это же смешно — пиар-компания в виде укладки газона на каком-то мосту за Третьим транспортным кольцом. 

Если бы мы пиарились, то прибили бы гипсовую голову моржа на Красной площади. Пока же мы наслаждаемся тем, что сделали. Два раза в день выносим мусор из урн, расставленных на мосту. По вечерам поливаем газон из лейки. Он должен продержаться пару недель, может, больше. Оказалось, что на мосту огромная проходимость людей, и газон быстро вытаптывается. В следующий раз возьмем «спортивный» газон высокой износостойкости, правда, он стоит в 2,5 раза дороже. 

В июне на «Соколе» откроется фабрика

Сейчас мы готовим к открытию фабричное помещение здесь, на улице Балтийской. В здании два этажа. На первом будут производственные цеха Estrorama, а на втором пространство «Местной еды», с которыми мы проводим городские маркеты еды. В наших цехах мы продолжим работать с воском, гипсом, фарфором. В специально отведенные дни недели любой сможет примерить рабочий комбинезон, пройтись по производству, задать пару вопросов и испачкать руки, если хочется. По традиции европейских открытых производств, экскурсии будут бесплатны.

Две комнаты мы отдаем под столярные мастерские для начинающих дизайнеров. Всего будет 16 рабочих мест, оборудованных верстаками. Кроме стола дизайнер получает рабочий комбинезон, минимум инструментов, свой ящичек для хранения вещей, может пользоваться раздевалкой и душевыми. Еще мы готовы консультировать дизайнеров по поводу их продукта. Рабочее место можно будет арендовать по цене 10–15 тыс рублей в месяц. Это не коворкинг, в который можно зайти на день. Минимальный срок аренды — месяц. 

Каждый год вузы выпускают миллион дизайнеров. И нам хочется, чтобы все эти люди вылезли из 3D программ и начали выпускать реальный продукт, который покупают.  Самое страшное в этой истории — сделать шаг со своего балкона, где уже тесно, и мастерской, которую сложно окупить. Наши мастерские — как раз недостающее звено в этой цепи. И мы хотим, чтобы на 16-ти местах в мастерских были дизайнеры, которые хотят выпустить продукт. 

Мы будем рады, если через несколько лет в Москве появится пять десятков независимых дизайн-производств. От этого мы только выиграем, конкуренции в нашем сегменте пока не существует. На рынке сотни тысяч потребителей интерьерного рынка, все они покупают что-то себе в дом.

Ошибка в тексте
Отправить