Новое метро
«Технопарк», «Косино», «Ферганская» и еще 7 новых станций с комментариями автора
В 2014 году в районе ЗИЛа откроется станция «Технопарк», а за МКАД пойдет новая Кожуховская ветка, которая соединит юго-восток Москвы с Люберецкими полями. Архитектор этих станций Александр Вигдоров рассказал «Городу» об источниках вдохновения: ар-деко, восточные базары, добыча угля и хай-тек.
Спроектировал 15
действующих станций московского метро, включая «Воробьевы горы» (современную версию), «Выставочную» и «Кожуховскую» (все три — в соавторстве с Леонидом Борзенковым), а также «Чеховскую».
О «Технопарке» и эффектной простоте
Открытие «Технопарка» на зеленой ветке между «Автозаводской» и «Коломенской» намечено на конец 2014 года
«Технопарк» будет сильно отличаться от других станций. Во-первых, это наземная станция. Во-вторых, она береговая (платформы идут по бокам, а поезда проходят посередине. — Прим. ред.). А в основном все наши станции островные, то есть пассажиры посередине, поезда с боков. С одного конца платформ будет вестибюль, с другого — только пересадка и выход без возможности входа. Если учесть еще качество оформления, то можно сказать, что таких станций в Москве еще не было.
«Технопарк» был запроектирован несколько лет назад «Метрогипротрансом», а именно Александром Орловым и Александром Некрасовым. Первый проект мне очень нравится — шикарный, современный. Но посчитали стоимость — около 6 миллиардов рублей, — и город сказал, что не готов вкладывать такие деньги. Мы начали пересчитывать этот вариант, упрощали — вышли на 3,7 миллиарда. Но правительство Москвы дало установку: 2 миллиарда, то есть в три раза дешевле.
Поэтому начали делать совершенно другой проект, сильно упрощенный: две платформы, накрытые козырьками, и один вестибюль в железобетоне. Было сделано несколько вариантов, утвердили в итоге самое экономичное и простое решение.
В процессе согласований «Технопарк» лишился крыши и вставок из цветного стекла
Пока мы готовили новый проект, выяснилось, что район прирастает жильем и офисами, да и от идеи создания технопарка «Нагатино-ЗИЛ» пока никто не отказался. Нам выдали огромные объемы посадки в час пик, и пришлось полностью переделать схему: сделать вестибюль над станцией. То есть сначала людей поднять в кассовый зал над путями и оттуда уже распределять по платформам. Поэтому сам вестибюль получился довольно массивным. Делать станцию решили без крыши над путями, иначе будет сложно убирать оттуда снег.
Несмотря на это, «Технопарк» нельзя назвать утилитарной станцией. На мой взгляд, она получилась достаточно стильной. Возьмем, например, цветовое решение. Недавно мы были в компании, которая занимается поставками камня. Выбирали гранит и мрамор: все оттенки от черного до светло-серого. Это будет эффектно выглядеть: черный, серебристый металл, нержавеющая сталь. Технопарк, наверное, и должен быть таким: несколько суховатым, промышленным, без всяких краснот и зеленот».
Снаружи вестибюль «Технопарка» будет выглядеть довольно внушительно
Об идее Кожуховской линии
«Кожуховская линия — это строящаяся ветка от «Нижегородской улицы» до «Некрасовки» (обе станции сейчас строятся, первый участок ветки обещают пустить в 2014 году. — Прим. ред.). Линия идет вдоль Рязанского проспекта, затем уходит немного южнее в освоенные 1960–1980-е годы районы через нынешние промзоны и далее — за МКАД, где пересекается с Таганско-Краснопресненской линией в районе «Лермонтовского проспекта». Далее — новый строящийся район Некрасовка.
Речь идет про 9 станций — никогда раньше такой большой кусок не проектировался и не строился единовременно. Никогда не было, чтобы все это было в одних руках, делалось одной бригадой. Это дало возможность провести через всю линию общую идею. Раньше ведь, как правило, было главных архитекторов проекта, которым раздавали разные станции, и когда едешь по этой линии, видишь такой винегрет, что просто ужас, — кто во что горазд!
Навигация, технология должны быть общими, должен быть объединяющий стиль, направленность. Станции не должны орать друг на друга, но при этом они должны быть разными. Чтобы человек, когда открылись двери, сразу мог сказать: «Это станция такая-то», «Это моя станция» или «Это не моя станция, мне еще ехать два перегона».
На Кожуховской линии у нас планируется поставить двери на платформе — для безопасности, чтобы люди не падали и не бросались под поезд. Эти двери, с одной стороны, ограничивают пространство и сужают поле деятельности архитектора (остаются только потолок и колонны), с другой — это объединяющая тема, которая проходит по всем станциям. Мы решили, что по всей линии пустим объединяющую идею: из старой Москвы, построенной еще в начале прошлого века, движемся через довоенные промзоны, через 1960–1980-е годы выезжаем на новую Москву, и здесь — XXI век.
Однако проекты, которые
мы сделали, будут воплощены только частично. Последние четыре станции («Косино»,
«Салтыковская улица», «Косино-Ухтомская», «Некрасовка». — Прим. ред.) остаются в нашей системе координат, а все, что идет
внутри МКАД, будет сделано в двухпутных тоннелях по испанской технологии. Они
будут отличаться в проектировании, будут совсем другие. Их проектирует
компания Bustren, и, что там будет, я сказать уже не могу».
О разных станциях
«Авиамоторная»
«В интерьерах платформенного участка станции и в дизайне кассовых вестибюлей отражена тема старого индустриального района Москвы. Выполнена в предвоенном ар-деко и похожа на первые линии метро, высотные дома. Принято говорить «сталинский стиль», но по сути это ар-деко. Зайдите в нью-йоркский небоскреб вроде Эмпайр-стейт-билдинг — и увидите там то же самое».
«Нижегородская улица»
«Станция состоит из двух платформ, расположенных параллельно друг другу. Пересадка пассажиров с линии на линию осуществляется через платформу. Обе станции выполнены в едином архитектурном стиле, при этом там разные детали и цветовые решения, чтобы людям было проще ориентироваться. В интерьерах платформенного участка станции отражена тема архитектуры Нижнего Новгорода и использованы мотивы местных народных промыслов».
«Стахановская»
«Это мы едем через промзоны. Интерьеры платформенного участка станции и дизайн кассовых вестибюлей выполнены в контексте индустриального района Москвы. В оформлении доминирует тема добычи угля. Станция получилась лаконичная, даже брутальная».
«Окская улица»
«Здесь главная тема воды. Структуры потолка сделаны из цветных металлов, а кольцевые светильники — это расходящиеся круги на воде».
«Ферганская»
«Там по соседству улицы Ферганская, Ташкентская — в интерьерах атмосфера Средней Азии, метафорой которой является образ перголы на восточном базаре. На станции колонны и подвесной потолок образуют единую структуру перголы, встроенные светильники создают неравномерную игру света в разноцветных кессонах. Много-много южного солнца, дынь и арбузов, желто-зеленая гамма».
«Косино»
«Тут мы уже пересекли МКАД, это архитектура конца XX — начала XXI века. Цветовое решение платформенного участка — нюансное сочетание оттенков бежевого и серого. Потолок сделан из крупноформатных подвесных складчатых элементов различного размера под медь, титан, черный никель и с реечным рисунком под хром».
«Салтыковская улица»
«Очень лаконичная и симпатичная, на мой взгляд, станция. Метафорой является образ рощи. По потолку идет металл разной обработки — это параметрическая архитектура, которая считается с помощью компьютерных программ. Из вроде бы случайного набора отношений, размеров, фактур получается мозаичная картина».
«Косино-Ухтомская»
«Рядом со станцией планируется большой транспортно-пересадочный узел для потоков из Ногинска, Балашихи и других городов на востоке от Москвы. Там будут многоэтажные перехватывающие парковки — очень удобно: поставил машину, зашел в метро. Дизайн выполнен в стиле хай-тек».
«Некрасовка»
«До последнего времени район станции Некрасовка был Люберецкими полями фильтрации. Иными словами — канализационным стоком Москвы, который реабилитируется, облагораживается и становится зеленым, благоустроенным районом, как это было с Марьино лет 10 назад. Сейчас люди там живут и давно забыли, что там было раньше. Стиль этой станции ближе к архитектурной бионике. Она посвящена возвращению к чистой воде, к экологии, к природе. Решение платформенного участка станции представляет собой нюансное и контрастное сочетание природных цветов и натуральных материалов. Пол из плит неправильной формы также символизирует близость к природе».
Что можно улучшить в метро
«Систему вентиляции. Я считаю, что на станциях нужно ставить кондиционеры, хотя со мной не все согласны. Многие специалисты в области вентиляции говорят: «Ну что там делают пассажиры? Подходит поезд, они там находятся максимум две минуты. Главное, чтобы в вагоне было комфортно». Но мы понимаем, что народу море стало, поезд иногда задерживается. То есть такая духотища летом, часто слышу жалобы от пассажиров! Кстати, при наличии дверей на платформах, как на Кожуховской ветке, можно спокойно кондиционировать станции».