Баклажанная икра семьи Толстых
Рецепт, который гораздо проще толстовской идеи опрощения
Дочка академика Никиты Толстого и праправнучка писателя Льва Толстого Фекла Толстая кроме прочих талантов унаследовала от своих предков любовь к баклажанам
В нашей кухонной жизни было много того, что приехало из эмиграции. Ели мы всегда просто, но водились в нашем доме и экзотические вещи, которые заставляли моих одноклассников, оказавшихся за семейным обедом, спрашивать, например: «Что это за маленькие летающие тарелки?» Тарелками была чечевица (которая покупалась или на Центральном рынке по три рубля у кавказцев, или в зоомагазине по семь копеек), замороженный шпинат «Хортекс», маслины и прочая несоветская еда типа баклажанов и болгарских перцев. У нас это все было с Балкан, откуда мой дедушка, его брат, а также их жены и дети приехали после войны.
В моей памяти хорошо сохранились приезды папы на дачу, его толстенный рюкзак, набитый едой и книгами, и иногда среди этой еды было несколько килограмм баклажан. Все это богатство торжественно вываливалось на деревянный стол на террасе, и семейство усаживалось нанизывать овощную гирлянду — каждый баклажан привязывался за хвостик, а затем все развешивалось вдоль террасных окон подобно новогодним огонькам. Считалось, что в висячем положении овощи лучше хранятся. В один прекрасный день бабушка срезала баклажаны с веревки, раскладывала на противне и ставила в духовку. Через полчаса раздавались первые взрывы. Это был одновременно знак готовности и напоминание о том, что духовку придется мыть изнутри. Но в баклажановой пьесе никак нельзя без выстрела в первом акте. Потом, когда баклажаны остынут и вы начнете снимать простреленные мундиры, не забудьте подставить мисочку, чтобы баклажановый соус не пропал, он очень вкусный.
Кроме духовки, баклажанов, уксуса, кинзы и лука для приготовления икры нужна еще мясорубка. В моем детстве не было кухонных комбайнов. Была только железная уродина, которая все время сваливалась со стола. Но со своим делом она справлялась. Баклажанная икра может храниться в банке очень долго. У нас дома ей удается продержаться разве что до завтрашнего дня. А в последнее время я съедаю ингредиенты, не успев закончить приготовление блюда.
Мне приходилось есть баклажанную икру с помидорами и кабачками, с перцами и морковью, я люблю все рататуи и аджаб-сандалы. Но мою единственную, такую благородно зеленую, горьковатую, я не променяю ни на какие коврижки.
Фотография: coma-lab/straydog.ru