10 лет хипстерской России
2008-2010
Мечты сбываются: ушел Лужков, открылись десятки классных мест от «Гаража» до «Цветного», идет бум коктейлей, новой гастрономии, урбанистики, русской музыки — а потом избивают Кашина, сажают в СИЗО группу «Война» и после Манежки начинается совсем другая история.
Колонка про хипстеров
Юрий Сапрыкин ставит диагноз новому поколению
За кем следили
«Новая волна» в русском кино
Промоутер Наири Симонян
Кто: промоутер, совладелец агентства Main in Main
Что делал тогда: был барабанщиком и продюсером группы Pompeya, устраивал вечеринки, привозил артистов на вечеринки «InWave» в клуб «16 тонн»
Что делает сейчас: организует лекции о музыкальной индустрии, налаживает сотрудничество между музыкантами и брендами
Наири Симонян: «Вечеринки, которые мы (да и наши друзья тоже) тогда организовывали, были правильными именно по самой сути промоутерства. Когда мы хотели привезти неизвестного артиста, мы прилагали все усилия, для того чтобы рассказать о нем широкой публике, — это были интервью, анонсы, флаеры, афиши, обязательное сообщество в LiveJournal. Это были не закрытые мероприятия — такие спонсируемые брендами тусовки в Москве начнутся через несколько лет. С точки зрения бизнеса мы не могли позволить себе следующую вечеринку, если не заработаем на нынешней. Математика была простой: хотим привезти артиста — нужно заработать денег, у нас не было привязки к спонсорским деньгам, выручке с бара, был чистый билетный вал. Главное — мы собирали комьюнити, которое захватило Москву».
Пропагандист всего местного Настя Колесникова
Кто: городской активист
Что делала тогда: одна из первых открыла небольшой магазин местных дизайнеров в Москве
Что делает сейчас: развивает проект «Местная еда», проводит многочисленные уличные маркеты. Автор концепции цивилизованного общепита на улицах города
Настя Колесникова: «После поездок в Европу мы решили сделать свое «место силы»: небольшой магазин с вещами симпатичных марок. Нашли помещение, взяли в долг у родственников, начали делать. Но поскольку у нас не было никакого опыта, мы продержались полтора года. Было весело, интересно, но московская аренда оказалась нам не по зубам. Тогда появилась целая компания очень активных девушек, занимавшихся рынком в самом широком смысле: открылся Pinshop, появился первый Sunday Up Market, прошел Пикник «Афиши» с маркетом Варвары Веденеевой. Сегодня все эти девушки, занимавшиеся малыми делами, открыли по полноценному прибыльному бизнесу. А у меня после «Места» появилось новое большое дело — фуд-маркеты на городских улицах и разработка экономики малого предпринимательства».
Покровитель современного искусства Дарья Жукова
Кто: основатель Музея современного искусства «Гараж»
Что делала тогда: училась в лондонском отделении Британского института натуропатии, занималась собственной линией одежды Kova & T («подруга Романа Абрамовича, модельер и гомеопат — так называла ее «Афиша» в 2007 году)
Что делает сейчас: выпускает русскую и английскую версии журнала Garage, руководит некоммерческим фондом развития и поддержки искусства «Айрис»
В здании бывшего Бахметьевского гаража открывается центр современной культуры «Гараж». Выступает Эми Вайнхаус, среди гостей художник Джефф Кунс, коллекционер Рональд Лаудер и российские арт-дилеры и галеристы. Для Москвы это двойная удача: памятник архитектуры советского авангарда не будут разрушать и вместо него сделают нескучный музей (официально музеем «Гараж» назовет себя через три года после переезда в парк Горького, в 2014-м). Новое увлечение Дарьи Жуковой спонсирует ее бойфренд, миллиардер Роман Абрамович. Здесь открывается самая большая часть ретроспективы Ильи и Эмилии Кабаковых. Затем Жукова возглавит британский журнал Pop, выходящий два раза в год, чтобы впоследствии запустить собственное издание Garage.
Аскар Рамазанов
Кто: архитектор, сооснователь сервиса «Теории и практики»
Что делал тогда: работал в голландском градостроительном бюро West 8, дружил с премьер-министром Голландии, работал с рекламным агентством Firma
Что делает сейчас: консультирует образовательные программы и готовит масштабное обновление проекта
Аскар Рамазанов, один из основателей сервиса: «В какой-то момент мы все начали ловить себя на мысли, что не едем никуда тусить в пятницу вечером, а сидим в студии и трындим до часу ночи о чем-то на бизнес-тематику. Все крутилось вокруг дизайна, рекламы, дедлайнов и работы с небольшими клиентами. Начинался 2008 год, кризисный виток, все понимали, что надо менять подход. Так мы придумали формат лекций как полезного развлечения. Каждая институция могла зарегистрировать на сайте событие — лекцию или мастер-класс. Идею приняли хорошо: даже Артемий Лебедев написал о нас у себя в ЖЖ. Потом мы добавили на сайт медиа, сделали проект о коворкингах «Третье место», запустили сервис для мастер-классов Exchang.es. Интересно, что ребята в Лондоне и Нью-Йорке нам до сих пор жалуются, что такого там нет».
Данила Антоновский
Кто: экс-сотрудник GQ, основавший маленькую империю модных бизнесов
Что сделал: написал колонку про то, что хипстеры — лентяи. Ушел из Condé Nast. Вместе с друзьями запустил сайт The Locals, сеть Chop-Chop и боксерский клуб «Бобо». Обжегся на митболах: открыл и закрыл кафе Meatball Company («Не отказывайте нам вправе называть эти штучки митболами»)
Где он теперь: успешно продает франшизы Chop-Chop и советует всем читать Бродского и ездить в Нью-Йорк и Венецию
Будучи не в силах терпеть несовершенство сайта cian.ru и неактуальность русских интерьерных журналов с торжеством ламината и фальшпотолков, редактор GQ Данила Антоновский запускает The Locals. Сначала это просто съемки красивых интерьеров и штуковин для дома в Москве, потом — сайт для целенаправленного поиска квартир с высокими потолками, оригинальным паркетом и белыми стенами. В нынешнем изводе сервис The Locals стал всеяднее, однако успел первым проблематизировать отношения хипстеров с миром вещей. Рубрика The Village «Квартира недели», охота за коврами на Avito, барахолки с винтажной мебелью, подборки лучших лакированных коряг с лампочкой в исполнении русских промдизайнеров и прочие решения пресловутой «проблемы белых стен» родом именно из 2010 года.
Куда ходили
«Лебединое озеро»
Создатели «Солянки» открывают летнее кафе задолго до реконструкции парка Горького
Роман Бурцев, владелец объединения S-11: «До «Лебединого» мы открыли «Как на Канарах» на дебаркадере. У «Солянки» не было летней площадки, поэтому мы все лето проводили там. У нас даже был чистый бассейн вровень с рекой Москвой. Но через год нас прикрыли. Почти сразу появилась возможность открыть «Лебединое озеро». Мы никогда специально не выдумывали название: «Солянка» — потому что находится на Солянке, «Дом быта» — потому что клуб находится в помещении дома быта, «Лебединое озеро» — в водоеме неподалеку действительно живут лебеди. То, что такие названия вошли в моду (см. 2009), — это уже не к нам вопрос».
«Кузнецкий Мост 20»
Noor, Ragout, бар «Стрелка» и Delicatessen
Институт «Стрелка»
Tsvetnoy Central Market
Хороший архитектор Юрий Григорян из бюро «Меганом» переделывает бывший Центральный рынок, а команда англичан придумывает концепцию главного универмага для молодой буржуазии: Acne соседствует с Topshop, а первый в России All Saints — с вещами российских дизайнеров на Sunday Up Market. Вместо того чтобы обслуживать рублевских жен, «Цветной» прицельно работает на молодую аудиторию: иллюзия фермерского рынка, иллюзия гаражной распродажи (в смысле — на парковке), продуманный плейлист и концерты модных русских групп (см. «Новая русская музыка») вместо цумовского диджея с хаусом — все это для них.
Кинотеатр «Пионер»
Второй (после «35ММ») в Москве кинотеатр для умников. Александр Мамут перезапускает «Пионер», где фильмы не испорчены дубляжом, а программную сетку составляют Борис Нелепо и Алена Бочарова.
«А ты идешь на «Винзавод»?»
Первый за долгое время пример остроумного и современного подхода к рекламе от неповоротливых федеральных музеев: Третьяковка запускает вирусный ролик «А ты идешь на «Винзавод»?», где вопрос задают алкоголики и бездомные, живущие на Курском вокзале. Современное искусство не выходит из новостных лент — к примеру, на благотворительном аукционе в Петербурге продается «Узор на заиндевевшем окне» премьера Владимира Путина.
«Трагедия в стиле рок»
Вечеринка, которая возвращает СССР в моду
«Коля, ты не с той живешь»
В соседнем с «Солянкой» подвале идут вечеринки для тех, кого в клуб не пускают. Кровь на танцполе!
Диджей Голиков о тайне названия: «Наш друг как-то увидел пьяный скандал: орех вышел из клуба с двумя телочками, а в машину сел с одной. Вот вторая и кричала им вслед: «Коля, ты не с той живешь!»
Кого слушали
Концерт Crystal Castles
The Klaxons
Что читали
Обновленный Black Square выходит всего три раза
Выпустили первый номер русского Dazed & Confused
На обложке сигнального октябрьского номера — Саша Пивоварова. Финансирует его Александр Лебедев, делает команда вебзина LAM Magazine во главе с Романом Мазуренко и Игорем Компанийцем. Дальше пилотного номера дело не идет из-за кризиса. До пилота был другой Dazed & Confused — команды журнала «Хулиган», но его уже никто не помнит. В следующем году «Хулиган» перезапустят, опять не слишком удачно.
The Village
Что смотрели
«Копы в огне»
Новый мюзикл с картонными декорациями и хип-хопом
Cycles & Seasons
Москва — столица моды
Приметы времени
Сгорел «Дягилев»
Культурная революция в Перми
«Городские пижоны»
«Селигер»
Айфонизация страны
Все скупают третий айфон и первый айпэд, президент Дмитрий Медведев тоже с планшетом почти на всех фотографиях. Он же приходит в твиттер, в спешке делая ошибку: «Всем привет! Я в твиттере — и это мое6 первое сообщение!»
В Москву приезжает главный стрит-блогер современности Иван Родик
Через три года после рождения главного русского сайта с луками (см. 2007), на Россию обращают внимание модные блогеры, так сказать, международного значения. Создатель Facehunter Иван Родик (на фотографии) попадает под очарование московских и петербургских модников, пытается понять пока еще не наловчившихся говорить по-английски Вику Газинскую и Гошу Рубчинского, купается в пыли подвальной вечеринки для малышей «Коля, ты не с той живешь» и под утро уезжает в гостиницу из «Солянки», захватив с собой пару местных красоток.
«Империя зла»
Clevermoto
Ретроскутеры становятся самым модным транспортом Москвы
В моду входят пинг-понг и велосипеды fixed-gear
Фотограф Алексей Киселев собирает на «Флаконе» клуб любителей пинг-понга и объясняет это так: «Мы меняем сознание — появляется иной интерес, помимо алкоголя, наркотиков и диско-танцев». Еще одно сообщество формируется вокруг велосипедов fixed-gear: байеры, журналисты и прочие модные усачи ставят на рамы Харьковского велосипедного завода фиксированную передачу. «Афиша» выпускает номер про лето в Москве, где молодые горожане советуют друг другу места для пробежек, волейбол и йогу в парках. Спустя год новое правительство Москвы словно возьмет все эти советы за основу государственной программы.
Казавшийся вечным Юрий Лужков уходит с поста мэра Москвы, на его место приходит осторожный Сергей Собянин
В 2010 году любовь к Москве требует напряжения: все сломано и утрачено, всюду стройки и пробки. Осенью, прогнав по ТВ изобличающие Лужкова документалки, правительство снимает мэра Москвы «в связи с утратой доверия президента». Собянин придумывает новую стратегию: если нельзя быстро переделать весь город, в нем надо создать отдельные зоны комфорта. Он рекрутирует миллиардера Ликсутова, который станет бороться с пробками силовыми методами и нанимать в консультанты важных урбанистов, и управленца-трикстера Сергея Капкова, который сумеет подружиться с правильными людьми из мира культуры и устроит так называемый капковский ренессанс.
Теория малых дел
У хипстеров появляется своя идеологическая платформа
С подачи создателей Look At Me набирает сторонников теория малых дел. Смысл ее в том, что вместо критики властей нужно брать на себя какую-то маленькую задачу — как благородные общественные поступки (не жалуйся на ЖЭК, посади розовый куст на газоне), так и свой бизнес. Молодых предпринимателей объявляют главной надеждой страны, среди них — идеологи кооперации фермеров из «Лавки», создатели винилового магазина Dig! и прочие прекраснодушные «Укулелешные» и «Презервативные». Для них откроются свои СМИ — Hopes & Fears. Правда, его потом закроют, Dig! и «Укулелешная» переживут несколько переездов, а первая «Лавка» на «Арме» в 2014 году сгорит. И все обратят внимание на политику.
Випстеры
«Те, кто занимает руководящие позиции на производстве какого-либо контента в кино, музыке или интернете, а не бездельничает, — випстеры» — колонка Филиппа Миронова для The Village.
Meatlook
Теперь не отмыться: хипстеры делают Life News про самих себя
Если раньше зрителям казалось, что хипстеры — это асексуальные чистоплюи с молескинами, то благодаря сайту анонимных сплетен Meatlook выяснилось, что они зациклены на сексе и обладают невероятным коварством. Meatlook, запущенный бывшими сотрудниками Look At Me, предвосхищает целую серию цеховых сообществ, в которые модные медиа сливают слухи и критикуют самих себя. «Гуфи», «Корректор» и «Лютоволк» в фейсбуке и приложение Secret в первую неделю запуска в России были примерно об этом: украли логотип — получили откат — ушли от солиста Tesla Boy — сломали об колено — не пустили в «Симачев».
Искусство протеста
Как выглядели
Новая аккуратность: скандинавская простота и умеренная женственность
Новая русская музыка
Motorama выпускают «Alps», Tesla Boy — «Modern Thrills», а Moremoney — «Tricky». Концерты Pompeya, On-The-Go и NRKTK собирают толпы зрителей
Музыкальный обозреватель «Афиши» Александр Горбачев о феномене новой русской музыки: «20 января 2010 года я организовал в клубе «Икра» концерт «Краснознаменной дивизии имени моей бабушки», группе, которую я за три месяца до того случайно нашел в каком-то малочисленном ЖЖ-комьюнити. Посмотреть на то, как 12 человек, вооруженных струнными, флейтой и аккордеоном, дерзновенным хором исполняют песни о том, куда уходит детство, собралось больше полутора сотен человек. Я стоял в углу и думал, что это начало большой истории.
17 мая 2010 года ростовская группа Motorama выпустила свой альбом «Alps», который в течение следующих двух лет сделает их большими звездами во Франции и Германии. Я по кругу слушал его в наушниках и думал, что это начало большой истории.
13 июня 2010 года, получив премию «Степной волк», Арсений Морозов из группы Padla Bear Outfit во время выступления группы «Рубль» снял штаны, а перед этим кричал: «Долой полицейское государство!» Я смотрел на то, как Арсений трясет своим причиндалом, и думал, что это интересное развитие большой истории.
Редакция «Афиши» попросила меня написать текст о том, как в 2010 году модная русская музыка пришла к успеху, и я чувствую себя неловко. Во-первых, потому что указывать на собственное место в этом как-то не комильфо. Во-вторых, строго говоря, никакой большой истории так и не случилось. В сущности, методологический смысл новой русской музыки отчасти и заключался в отказе от большой истории в косвенном, но метком указании на то, что все эти бесконечные запросы на новых безусловных героев есть род того же постсоветского комплекса бывшей супердержавы.
Мне искренне представляется, что новая русская музыка сотворила небольшое будничное чудо. В отсутствие каких-либо бюджетов, минимальной инфраструктуры, эффективных каналов дистрибуции и профильных медиа (как бы мне ни хотелось верить в сакральную силу материалов «Афиши», их потенциал вряд ли можно хоть как-то соотнести с «Нашим радио» или Первым каналом) она умудрилась создать работающую, эволюционирующую и самовоспроизводящуюся индустрию. Соорудить, если угодно, зону комфорта. И да, принято считать, что настоящий художник должен из нее выходить, но трудно выйти из чего-то, чего не существует.
У вас была великая эпоха. Кто сказал, что она нужна нам?»
Итоги эпохи — на volna.afisha.ru
Манежка: мечты разбиваются
«Прекрасный получается финал года: группа «Война» ждет суда в СИЗО, Кашин лежит в больнице с пробитой головой, на станции «Охотный Ряд» под имперским флагом бьют ногами живых людей» — колонка Юрия Сапрыкина о духе времени.
Эта статья была опубликована в номере 23 (383) журнала «Афиша»
- Юрий Лужков
- Роман Абрамович
- McDonald's
- Юрий Сапрыкин
- интернет-издание Look At Me
- Дарья Жукова
- Владимир Путин
- Дмитрий Медведев
- Сергей Собянин
- ФСКН
- Правительство Москвы
- Гоша Рубчинский
- Транснефть
- ЦУМ
- Данила Антоновский
- ФСИН
- Артемий Лебедев
- Эми Вайнхаус
- Джефф Кунс
- Илья Кабаков
- Эмилия Кабакова
- Денис Симачев
- Роман Бурцев
- Ольга Карпуть
- Алексей Зимин
- Иван Шишкин
- Рем Колхас
- Борис Гройс
- Юрий Григорян
- Александр Мамут
- Лариса Шепитько
- Алена Долецкая
- Александр Лебедев
- Юрий Квятковский
- Андрей Артемов
- Александр Терехов
- Василий Эсманов
- Вика Газинская
- Сергей Капков
- Филипп Миронов
- Александр Горбачев
- Александр Рогов
- Рональд Лаудер
- Настя Колесникова
- Ларик Сурапов
- Константин Гайдай
- Борис Нелепо
- Аскар Рамазанов
- Арсений Морозов
- Алексей Киселев
- 10 лет хипстерской России