Москва изнутри
Что такое дома Нирнзее и что с ними происходит
Перед Новым годом власти города одобрили снос двух домов архитектора Нирнзее на Садовнической улице. С решением не согласились многие: ради сохранения архитектурного комплекса собирают митинги и пишут письма президенту. «Афиша-Город» разобралась, чем ценны дома и кому они нужны в Москве.
Что это за дома
Доходные дома Приваловых – это комплекс из трех пятиэтажных домов в стиле модерн на Садовнической улице, 9, построенных в начале XX века по проекту московского архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее, автора первых московских небоскребов. В 1902 году купец второй гильдии Ефим Привалов заказал Нирнзее проект дома с дешевыми комнатами для съема, которые были бы по карману молодой интеллигенции. Так появился главный корпус ансамбля: эклектичное пятиэтажное здание с эркерами и лиловыми стеклоблоками из муранского стекла, которым, помимо прочего, торговал Привалов.
Спустя несколько лет купец решил расширить владения и заказал Нирнзее еще два строения, которые вместе с главным корпусом образовали бы замкнутый внутренний двор на Садовнической. Первое пристроили в 1910 году, а второе — с башенкой и готическими мотивами – в 1913 году.
Желание Привалова поселить в новомодных домах московскую интеллигенцию быстро осуществилась: с 1914 по 1916 годы в доме располагалась редакция литературного журнала «Млечный путь», где бывали Сергей Есенин, Игорь Северянин и Борис Пильняк. А до 1933 года в доме регулярно собирался Суриковский литературно-музыкальный кружок: Николай Клюев, Федор Шкулев и Сергей Клычков.
Дом оставался жилым не только после Революции, но и после распада Советского Союза — пока в 2002 году его не передали ООО «Великан XXI век» для последующей реконструкции.
Что происходило с домом за последние 10 лет
Проект реконструкции разработал архитектор Алексей Воронцов. Он предложил надстроить дом четырьмя этажами и превратить его в многофункциональный центр «Новый Балчуг» с офисами, апартаментами и подземной парковкой.
В 2004 году постройки признали аварийными (охранного статуса у домов не оказалось) и началось расселение дома. Многие жильцы отказывались покидать квартиры, поэтому в ход шли угрозы и отключение коммуникаций. В 2009 году вопрос вынесли на обсуждение комиссии вице-мэра Ресина, где эксперты запретили снос домов. Однако через несколько месяцев комиссия изменила свое решение.
Реконструкция никак не начиналась: против выступали не только активисты, но и Департамент культурного наследия. Под давлением общественности градостроительно-земельная комиссия при мэрии в марте 2011 года потребовала от инвестора более бережной реконструкции — без строительства новых этажей и подземной парковки.
Спустя пару месяцев в доме произошел пожар. Возгорание быстро устранили, поэтому здания практически не пострадали, чего нельзя сказать об аналогичном инциденте в июне того же года. Тогда для тушения огня пришлось разобрать крышу главного корпуса. Пожар охватил верхние этажи, а все нижние оказались залиты водой и пеной.
Несколько лет судьба домов так и оставалась нерешенной. В декабре 2014 года представители девелопера заявили, что «Великан XXI век» подаст в суд на Департамент культурного наследия, если комиссия все-таки запретит снос домов. В результате 31 декабря вице-мэр по вопросам строительства Марат Хуснуллин заявил, что комиссия разрешила полный снос домов — по словам чиновника, без этого не удастся построить подземную парковку. Единственная уступка девелопера — сохранениее исторических фасадов.
Кто и как выступает против сноса
Из защитников домов Нирнзее за эти годы сформировался кружок: активисты устраивают пикеты и акции и на Садовнической улице, и у департаментов, решающих судьбу архитектурного ансамбля. Неравнодушным предлагают оставить свое имя под петицией против сноса, почитать новости в групп в социальных сетях и подписаться на рассылку с оперативными новостями из жизни борьбы за дома. Движение «Архнадор» просит сообщать жителей соседних домов, если те увидят поблизости экскаваторы или тяжелую технику – в таком случае координаторы планируют защищать дома собственными телами, как уже было не раз.
Кроме того, 10 января российские литераторы обратились с коллективным письмом к президенту с просьбой сохранить здания. Среди подписавшихся – Захар Прилепин, Дина Рубина, Виктор Ерофеев и еще несколько десятков писателей.
Так должен выглядеть многофункциональный комплекс на месте комплекса домов Нирнзее
«Пока с домами ничего не происходит. Сноса нет, тяжелая техника тоже пока не приехала, но опасность в том, что это может произойти в любой момент – ведь решение было принято еще до Нового года. Будет очень жаль, если этот комплекс все-таки уничтожат и на его месте появится абсолютно ненужный бизнес-центр. Разрешить ситуацию можно только одним способом – урегулированием отношений города с инвестором. Чтобы дома не уничтожили, а бережно восстановили.
В последние дни с Департаментом культурного наследия мы не общались, да и толку от этого мало. Наш с ними разговор всегда сводится к тому, что дома Нирнзее не имеют охранного статуса, потому что чиновники не считают их ценными для города. Да и в комиссиях, где обсуждался снос и утверждался градостроительный план, участвовали представители того же департамента.
Письмо президенту, которое подписали российские писатели, – это повод задуматься. Где еще можно увидеть Дмитрия Быкова рядом с Захаром Прилепиным? Тема сохранения наследия объединяет людей с диаметрально разными позициями. Если мэрия не прислушается к мнению народа, то очень жаль – это вызовет у москвичей еще большее охлаждение к властям».