перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Департамент Капкова

Сергей Капков о своих главных провалах

Перемены

К московскому министру культуры можно относиться по-разному, но расцвет парков, театров и городских фестивалей — его персональное достижение. При этом претензии к Капкову тоже не высказал только ленивый. По просьбе «Города» Капков написал письменное признание в 7 своих главных ошибках и неудачах.

  1. Возвращение Любимова на Таганку

Я мечтал о том, чтобы Юрий Петрович вернулся на пост худрука Театра на Таганке, с первого дня работы в департаменте. Я несколько раз с ним об этом говорил, предлагал разные варианты — быть Наставником, Президентом. Мне казалось, главное сделать так, чтобы у него была возможность работать над спектаклями. Но, как выяснилось, у Юрия Петровича осталась большая обида на труппу, и ему так и не удалось начать отношения с театром, который он создал почти 50 лет назад, с чистого листа. У меня не было задачи найти Любимову работу, он по-прежнему востребован — поставил в Большом театре оперу «Князь Игорь», готовит спектакль в «Новой опере» — «Школу жен» по Мольеру. Но была задача сохранить театр, сформулировать понятный вектор его развития, отметить 50-й юбилейный сезон Таганки. Пока нам все это придется делать, увы, без Юрия Петровича.

  1. Музей для мигрантов

Проект создания этого музея был заложен в программу «Культура Москвы» на 2012–2016 год. Программу разрабатывали еще до того, как я пришел в департамент, и когда мы приступили к ее реализации, стали думать, как должен быть организован музей для мигрантов, выяснилось, что он, грубо говоря, никому не нужен. В первую очередь в таком музее не заинтересованы работодатели: они своих, так сказать, подопечных не готовы никуда вывозить или отпускать в рабочее время. Ведь график работы музеев — это тот же рабочий график. В выходные же сами рабочие чаще всего хотят просто отдохнуть, а не ехать куда-то, ведь выходной у них только один. Кроме того, мы встретили прохладное отношение ФМС: они также не сильно заинтересованы в проекте. Сейчас, мне кажется, такой музей — не самый насущный вопрос и для города, и для самих мигрантов. Им, скорее, нужно выучить русский и правила, как себя вести в Москве. Это не значит, что мы отказываемся от этой идеи навсегда, — возможно, мы к ней еще вернемся. Хотя, на мой взгляд, проблему интеграции мигрантов в общество нужно переводить на другой уровень — на федеральный.

Неудачная инициатива перенести спектакли на 20.00

Идея родилась не на пустом месте: ко мне лично и в Департамент культуры обращались люди, которые каждый день работают строго до семи вечера. Я и сам часто не успеваю на спектакли, которые начинаются в 19.00, хотя это моя, можно сказать, обязанность — посещать знаковые культурные мероприятия. Поэтому я и выступил с инициативой перенести время начала спектаклей на одном из советов директоров московских театров. Главным аргументом тех, кто был против, было то, что часто спектакли идут по три часа или даже дольше и людям придется возвращаться домой далеко за полночь. А на следующий день ведь все-таки вставать на работу. Кроме того, чем позже заканчивается спектакль, тем позже начинают разбирать декорации и строить новые для следующего спектакля. Пришлось бы увеличивать ночные смены монтировщиков. В итоге сейчас в Москве всего несколько театров начинают свои спектакли в 20.00 — например, «Гоголь-центр», Центр им. Мейерхольда, «Практика». В пилотном режиме, в порядке эксперимента другие театры тоже начинают какие-то спектакли позже. Думаю, летом многие охотнее присоединятся к этой инициативе.

Фотография: Андраш Фекете

Гастроли театров в спальных районах

Мы планировали, что в каждом культурном центре (Доме культуры) в окраинных районах будут проходить выездные спектакли московских театров. Но когда мы изучили технические возможности этих площадок — свет, звук, размер сцены — мы поняли, что в полном объеме этот проект пока реализовать невозможно. Для того, чтобы его запустить, нужно сначала модернизировать сами культурные центры. Впрочем, назвать эту инициативу совсем не удавшейся нельзя: среди ДК есть отдельные успешные проекты — КЦ ЗИЛ,  ДК «Зеленоград». Из последнего — Культурный центр «Москвич» с фестивалем «Октябрьский переворот», придуманным совместно с «Открытой сценой». Так что думаю, что это будет развиваться, просто не так стремительно, как мы рассчитывали с самого начала.

  1. Гайд-парки

Площадки для публичных акций с облегченной процедурой согласования городу необходимы. Они появились в парке Горького и в «Сокольниках» и должны были стать местами, где будут собираться, дискутировать, митинговать представители различных политических партий и общественных организаций, защищающих интересы жителей Москвы. Но эти площадки не прозвучали. Политики туда не пошли, а время от времени их оккупируют какие-то фрики — с «Проповедями учения Народной партии ненависти», например… С другой стороны, культура цивилизованной политической дискуссии в России только зарождается. Совсем недавно в Гайд-парке выступали активисты, борющиеся за сохранение природы Арктики. И это, безусловно, уже более адекватно тому статусу, который мы бы хотели за этими площадками закрепить.

  1. Конкурс распределения субсидий «Молодая Москва»

Старт конкурсу «Молодая Москва» был дан в начале сентября. В результате этого конкурса 17 некоммерческим организациям выделили в общей сложности 23,1 млн рублей на реализацию проектов в сфере молодежной политики. Это была первая история для «объединенного» Департамента культуры. Раньше этим конкурсом занимался Департамент семейной и молодежный политики, который с 1 января присоединен к нам. Так что конкурс пошел по старым правилам, так сказать, по накатанной. В итоге мы получили много критики, среди которой было мнение, что оценка интернет-аудитории не совпадает с мнением экспертного жюри, а проекты победителей не так уж необходимы городу. Среди них был, например, проект «Празднование 95-летия ВЛКСМ». С частью критики я согласен, остальную — оставлю без комментариев. Могу только пообещать, что в следующем году конкурс будет работать по другим правилам.

  1. Смена музыкального репертуара на Ленинградском вокзале

Эта история тянется уже год — в прошлом октябре к Сергею Семеновичу с открытым письмом обратились блогеры: просили его как-то посодействовать смене репертуара на Ленинградском вокзале. Не одному мне песня Олега Газманова «Москва. Златые купола» режет слух.

Мы во второй раз решили поднять обсуждение этого вопроса в своих социальных сетях. И в итоге 1600 человек подписалось за смену этого репертуара, а около 100 СМИ об этом написали. Со мной связалась депутат Государственной думы РФ, солистка Мариинского театра Мария Максакова, и попросила содействовать этому процессу. «Комсомолка», очень народное издание, запустила голосование у себя на сайте — «Кому какая песня кажется наиболее уместной на вокзалах Москвы». Я так вообще за тишину, за полное отсутствие какой-либо музыки, для начала. Резонанс есть, но РЖД пока молчат.

Ошибка в тексте
Отправить