Состояние ресторанов
Госпельменьконтроль: Александр Ильин о переделе ресторанного рынка
Открытие плохой бургерной на Тверской, проверки общепита в парках, заявление Костина о бессмысленности малого бизнеса, гегемония мяса «Мираторга» — эти события сформировали у обозревателя «Афиши» Александра Ильина предчувствие ресторанного Левиафана.
Кризис — он ведь чем хорош? Тем, что проясняется прежде неясное. Вот, к примеру, за последние две недели произошло 4 события, и все вместе они сложились у меня в довольно определенную картину. Больше никаких иллюзий: теперь, если вы говорите слово «город», то имеете в виду Левиафана. Конечно, Москва — это не Териберка, и потому наш Левиафан еще и в некоторой степени изворотливая гидра.
Итак, первое. На Тверской открылось характерное для текущего момента заведение под названием Meat Stop (полное наименование — Meat Stop Street Food). В меню — все, что можно ожидать от такого названия: донеры, хот-доги, тако, бургеры, картошка фри. Помните, год назад все принялись говорить, что скоро главная — хорошо, номинально главная — улица страны будет стоять как с выбитыми зубами, а «Афиша» предрекала засилье сплошного фастфуда? В принципе, так оно и вышло. Когда откусываешь митстоповский бургер, первая мысль: наконец кто-то копейка в копейку повторил по вкусу «Макдоналдс». Все бутерброды тут подаются в таких же конвертах, как в Shake Shack. Номера готовых заказов появляются на экране над стойкой — как много где, вплоть до визовых центров. Если есть охота, можно найти и другие заимствования. При этом в лавочке ноль дизайна, долбящий хаус, беспощадные лампы дневного света. О вкусе подаваемой еды особо сказать нечего — разве что в «барбекю-гриль-бургере» столько острого перца, сколько в «Макдоналдсе» и за год не используют. Коротко говоря, это квинтэссенция всего, что надоело, невкусно и вообще плохо. Думаете, закроется? А вот вряд ли. Особенно это удивительно с учетом того, что остальной общепит, как мы помним, не выдерживает аренды на Тверской. Однако тенденция, так сказать, обозначена четко: Левиафану плевать на все, кроме денег.
Вторая новость: московское управление ФАС обнаружило в парках города целую кучу незаконно размещенных торговых точек. А обнаружив, будет настаивать, видимо, на их закрытии. То есть легко можно предсказать еще один передел собственности — все уличные ларьки Левиафан уже прибрал под свое крыло, теперь настала очередь прежде неприкосновенных парковых.
Третье: выступление Андрея Леонидовича Костина на инвестфоруме «Россия зовет!» насчет того, что незачем больше кредитовать малый и средний бизнес. С учетом того, что Костин возглавляет самый главный в стране банк ВТБ, это можно рассматривать как директиву. Любой, кто собирается открыть маленький милый ресторанчик, семейную пончиковую или крафт-бар, может расслабиться — или заработать деньги самостоятельно, а затем грохнуть их в вечно голодную левиафановскую пасть. Теперь такие местечки смогут открывать только деятели уровня Дмитрия Сергеева, заработавшего с «Гинзой» столько денег, что никакие конкуренты не смогут пошатнуть его благосостояние.
Четвертое произошедшее событие: я посетил владения концерна «Мираторг» в Брянской области. Должен сказать, это потрясающее зрелище. Вольно пасущиеся стада юных бычков и телочек породы блэк-ангус, откормочные площадки, аккуратнейшим образом обработанные поля, ковбои (да, американские ковбои!), траншеи с плющеной кукурузой, напоминающие декорации к «Звездным войнам». И бойня — никогда бы не подумал, что буду восхищаться бойней, но вот восхищаюсь. Понятно, что деятельность Александра и Виктора Линников, основавших «Мираторг» почти 20 лет назад, никак не соотносится ни с забегаловкой на Тверской, ни с выступлением Костина, поскольку бизнес у них вполне себе крупный. И понятно, что это и есть наше ресторанное будущее: либо ты впрягаешься в одну упряжку с крупняком, либо сиди себе тихонько. Умный Аркадий Новиков, например, это уже понял — пресловутый «Фарш» сделан именно так.
Резюме. С вероятностью 90% в самое ближайшее время Москву ожидает создание новой огромной конторы, которой будет поручено все городское питание вне дома. Не факт, что оно будет называться Мосресторантрест. Возможно, оно будет разговаривать на вполне человеческом языке. Вероятно, никого не будут раскулачивать — кто послабее, раскулачится сам. Но в любом случае разговаривать будут только с тем, кто имеет реальный вес на рынке: уже открыл много ресторанов, или производит много продуктов, или владеет необходимыми площадками. Нечто подобное под ковром уже творится в концертной индустрии.
На самом деле это не так уж плохо для бизнеса, потому что для бизнеса не бывает достаточно плохо, пока его не закрывают совсем. Но малыши и новички с рынка, скорее всего, вылетят. У них есть два шанса выжить. Первый — объединяться в кооперативы, союзы и товарищества, вспоминать притчу про веник и соломинки, и поскорее. Второй — как уже сказано выше, впрячься в одну упряжку с крупняком. Хотя это уже скорее означает не открыть бизнес, а просто устроиться на работу.