Состояние ресторанов
Почему в барах и кафе все чаще отказываются принимать пластиковые карточки
Рестораны начали реагировать на то, что большинство посетителей расплачивается карточками, и под выдуманными причинами перестают их принимать. «Афиша» выясняет почему.
Вчера блогер Дмитрий Терновский написал, что между рестораторами и гостями начинается холодная война. Из-за того что число оплат по пластиковым картам за последнее время выросло в разы, все больше мест под выдуманными предлогами отказываются их принимать — клиенты, в свою очередь, не оставляют чаевых. Это связано с тем, что ресторанам всегда удобнее работать с наличными — и в смысле сокрытия реального оборота, чтобы уходить от налогов, и в плане сокращения расходов на обнал, ведь за разовую работу электрику или слесарю трудно заплатить по безналу.
В Москве есть ряд мест, где традиционно не принимают карты: например, для похода в «Пропаганду» и «Кризис» всегда нужно запасаться бумажными деньгами, в «32.05» их можно снять в банкомате прямо в заведении. В «Лебедином озере» карты берут, но говорят, что ситуация реально грозит коллапсом, потому что траты ресторана в наличных — аренда и закупки — остались прежними или выросли, а число гостей с карточками перевалило за 60%. В Cook’kareku, чьим объявлением Терновский проиллюстрировал свой пост, сказали, что о катастрофе не в курсе — им просто сообщили в банке, что эквайринг не будет работать два дня. «Афиша» позвонила пяти рестораторам и одному банкиру, чтобы спросить, почему заведения все никак не полюбят пластик.
«В «Куклах пистолетах» мы всегда принимаем карты. С этим иногда действительно возникают трудности. Ночью, когда много народу, неудобно: у кого-то не проходит оплата, кто-то забыл пинкод, где-то пропало соединение с банком. Соответственно, у менеджера при оплате висит 10–15 карточек. Процесс оплаты задерживается, и людям приходится ждать. Чтобы избежать этого, мы сделали сразу несколько терминалов: есть тот, который работает через GPRS, есть тот, что работает через интернет. Они все переносные. Но не все рестораны, конечно, готовы так заморачиваться».
«Причиной может быть взаимное недоверие. Я не слышал, чтобы в Torro Grill официанты воровали деньги с карты, но это вполне возможно, это популярный вид мошенничества. Есть правило для владельцев карт, по которым не рекомендуется оставлять свою карточку без присмотра, однако не все ему следуют. У нас по статистике примерно половина гостей расплачивается картами. Мы не видим никаких проблем в этом. Сложности бывают с банками, через которые рестораны проводят операции. Вспомнить хотя бы историю с Мастер-банком, который был эквайером для многих мест: операции заморозились, кому-то так и не отдали часть денег. Есть риск. Что касается серой кассы ресторанов и отказа от безнала, то, мне кажется, это ерунда. Кто хочет вести нечестную бухгалтерию и уклоняться от налогов, всегда найдет путь. Если в ресторане, где вы раньше спокойно расплачивались, официант говорит, что карты не принимают, считайте, тревожный звоночек — возможно, персонал просто подворовывает».
«Мы сами только выдаем карточки и приемом денег не занимаемся, поэтому я могу судить только как потребитель услуги. Я не думаю, что сложившаяся ситуация — это тупик для ресторанов. Ставки по ИП на самом деле в России не очень высокие, и процент за обслуживание эквайринга сопоставим с тем, сколько надо платить за обслуживание наличных. Если у вас не берут карточки, то это происходит для того, чтобы не проводить деньги через кассовый аппарат, ведь карточная оплата сразу поступает на ваш банковский счет, это выручка, и ты никак ее не можешь скрыть. Если ты принял их наличными, то у тебя больше возможностей их не показывать проверяющим органам. Но в итоге все будут вынуждены проводить безнальные операции, как и во всем мире. Если их обслуживание представляется ресторанам дорогим, то на 1–2% всегда можно поднять стоимость блюд в меню — люди это не заметят. Ведь картами платить настолько удобнее, что эти расходы может выдержать и производитель, и продавец».