ЧМ-2014
Наши люди на чемпионате: диджей, автостопщик, топ-менеджер Абрамовича и другие
«Город» нашел болельщиков, которые едут из России на чемпионат мира по футболу, и узнал, сколько это стоит и чего они ждут от поездки, страны и российской сборной.
«У меня 158 выездов за ЦСКА (из них 45 — в Европу), сборную поддерживал на чемпионатах Европы в Австрии в 2008-м и в Польше в 2012-м. А на чемпионатах мира побывать не доводилось — Россия давно туда не выходила. Так что, как стало понятно, что мы едем в Бразилию, сразу решил лететь.
Без проблем купил билеты на все групповые матчи (это 270 долларов), особого ажиотажа вокруг них не было. За 50 тысяч лечу до Буэнос-Айреса, оттуда на пароме в Уругвай, а потом на 2,5 недели в Бразилию. Внутренние перелеты там дешевле, чем в России, от 50 до 100 евро.
На месте буду пересекаться со знакомыми из разных городов, известными в футбольной и околофутбольной среде людьми. Ничего не знаю по поводу планов по организованному саппорту сборной, этим должно заниматься ВОБ (Всероссийское объединение болельщиков. — Прим. ред.), будем надеяться, что они сделают это достойно. Поддержка сборной у нас с каждым годом все слаженнее, представители разных движений уже не так конфликтуют, как это было 10–15 лет назад. Наша сила и мощь в единстве и сплоченности. Я считаю, что «Русские, вперед!» — это правильный заряд. Русские — это основополагающая нация в нашем государстве, поэтому этот заряд должен звучать на стадионе на игре сборной России. Ни я, ни мои товарищи не видят в этом ничего плохого, мы выступаем против толерантности в секторах.
Что касается протестов против чемпионата — я очень хорошо понимаю этих людей. У нас в России то же самое происходило и с Сочи и, думаю, будет и с чемпионатом мира — 2018. Правительство вкладывает огромные деньги в организацию чемпионатов, вместо того чтобы задуматься о простых людях и сделать так, чтобы они нормально жили. Но ничего мы с этим поделать не можем. А полиции ничего не остается, как подавлять эти бунты, потому что иначе они могут испортить праздник, а это репутация и имидж страны».
«На чемпионат мира меня пригласили работать: я играю в «Русском доме». Это такой комплекс в центре Рио, где будут проводиться вечеринки для международных партнеров и друзей российской делегации. Моя задача — дать пласт достойной русской музыки.
Я сразу согласился еще и потому, что был недавно на Олимпиаде в Сочи и почувствовал там энергию международного спортивного фестиваля — она, конечно, невероятная. У меня теперь подобные вещи вызывают жуткий восторг, и поэтому, когда мне позвонили, у меня даже не было никаких сомнений.
Всего там проведу дней шесть. В Бразилии ни разу не был, но Рио у меня давно в шорт-листе мест, где я мечтал побывать. Понятно, что существуют стереотипы, что там чуть ли не на улицах грабят средь бела дня, но я скептически к этому отношусь. Единственное, наверное, не буду брать с собой никаких цацек, чтобы никого не провоцировать. Ограничусь шортами и белыми майками. Был чемпионат мира в ЮАР, сейчас Бразилия, через четыре года Россия — это все такие страны, куда многим немного страшно ехать, но, с другой стороны, жутко интересно.
Наверное, сейчас я там увижу не совсем обычный Рио. Люди протестуют, в фавелах войска стоят. Но я, наверное, и сам не поперся бы в фавелы, даже если бы поехал не во время чемпионата. Так что мне этих дней хватит только, чтобы составить общее впечатление. У меня есть несколько друзей оттуда, Игорь Григорьев, например, там несколько лет жил, так что планирую обратиться за советами к бывалым.
Я, конечно, не особо активный болельщик, но во время чемпионатов футбол мне всегда интересен. Большие матчи всегда смотрим с друзьями в барах. Наверное, когда я приеду, Россия уже вылетит. Хотя всегда есть место и везению, и случайности. Так что если и делать прогнозы, то позитивные. Но я думаю, что в любом случае здорово, что в Рио есть «Русский дом», что мы часть этого большого события. Не важно, дойдем ли мы до четверть- или полуфинала, главное — это участие, а для меня, если честно и эгоистично, главное — мое участие во всем этом».
«Через несколько дней после жеребьевки в декабре 2013-го я купил билеты на наши игры в группе (самые обычные места за воротами). Плюс рассчитываю остаться хотя бы на 1/8 финала: надеюсь, что наша сборная выйдет из группы.
Я был несколько лет назад в Колумбии, в Мексике, Перу, так что для меня этот регион не новый. Про то, что в Южной Америке может быть опасно, я много читал, когда ездил в Колумбию. Но я без проблем гулял по криминальным районам Боготы, где кокаин по 5 долларов стоит, был на могиле Пабло Эскобара. Если ты человек нормальный, тебя никто не тронет. Нечего держаться за фотоаппарат двумя руками. Россиянство свое надо отключить, и все в порядке будет. Фавелы — обязательный пункт программы, у меня есть местные знакомые, они меня туда и сводят.
В плане фанатской поддержки, думаю, в Бразилии будет слабенько. Не каждый может себе такую поездку позволить, поэтому в основном будут обычные мужики-болелы. Я со сборной езжу почти на все выезды, на Евро был очень хороший саппорт. Но голосовая поддержка у нас не сравнима с теми же англичанами.
Поездка мне обойдется тысяч в 200 рублей на 3,5 недели. Гостиницы в Аргентине и Уругвае дешевые, а в Бразилии, конечно, подняли цены на время чемпионата. Уже в декабре было забронировано 80% всех гостиниц, хостелы на окраинах предлагали койки чуть ли не по 5000 рублей. Буду брать апартаменты.
Если из группы не выйдем, не особо расстроюсь. Все равно пролетим в 1/8 финала, где нас будут ждать немцы, как мне кажется. Плюс жара, а у нас футболисты лентяи, тяжело им будет. Сборная России сейчас не очень сильная, не как в 2008 году. А на немцев я поставил, как на победителей чемпионата».
«Я закончил ВГИК, полтора года делал документальные фильмы для канала «Москва-24». Всю жизнь любил футбол. И вот в декабре подумал: почему бы не съездить и заодно не снять передачу о нашем с другом путешествии в Бразилию. Мы решили проехать всю Европу автостопом, а затем — на самолете до Бразилии. Путь должен занять три недели: две недели по Европе, неделю по Бразилии. В кадре мы будем вдвоем с моим другом Пашей Янонисом.
Эксперимент честный, это реальный автостоп, мы такси не берем, машины арендованной у нас нет. Пока мы потратили евро 300 за 12 дней пути — только на жилье и еду, ну и на музеи иногда — в Музей Ван Гога вот в Амстердаме сходили. На еду тратим 15–25 евро в день, иногда отсыпаемся в хостелах. К сожалению, одним из непредвиденных расходов стал дорогой общественный транспорт. Польша приятно удивила, люди очень отзывчивые. А в Бельгии так вообще: и в баре угощают, и маршрут меняют, чтобы подвезти нас побольше.
Из Испании полетим на самолете. Думали поплыть, но мы 5 дней снимаем, 2 дня монтируем, поэтому не можем себе позволить корабль, который плыл бы 3 недели — и еще не факт, что приходит по расписанию.
В Бразилии у нас пока никакой логистики нет, еще об этом не думали. Нам еще 1700 км до Мадрида только. Сейчас самый сложный отрезок — 1100 км от Парижа до Барселоны. Прилетим в Сан-Паулу, а матч в Рио, так что у нас будет 5 дней, чтобы добраться туда. Есть надежда, что нам попадутся какие-нибудь веселые колумбийские фанаты, которые будут ехать на своих машинах в Рио, и мы к ним присоединимся. Едем на один матч с Бельгией — наш самый серьезный соперник в группе. Плюс матч проходит на легендарном стадионе «Маракана», важное место для любителей футбола. Там последняя серия выйдет — и домой».
«Я американец, но живу здесь, поэтому болею и за Россию, и за США. Когда я покупал билеты, Россия еще, к сожалению, не завоевала путевку на чемпионат. Так что я схожу на все матчи сборной США (в Манаусе, Ресифи и Натале), на игру Испании с Чили в Рио, а потом отправлюсь в тур по Амазонке. В общей сложности планирую побывать в пяти городах. А игры России посмотрю в фан-зоне, они будут в каждом городе. Я думал остаться и на игры плей-офф, но когда увидел группу, в которую попали США (Португалия, Германия, Гана), то понял, что возьму билеты только на групповые матчи, — слишком уж сложные у нас соперники, чтобы выйти в 1/8 финала. России с группой повезло больше, конечно.
В мире, мне кажется, недооценивают, насколько футбол популярен в Америке. Я рос в пригороде Вашингтона, и все мои сверстники играли в футбол. Сейчас сборная США 13-я в мировом рейтинге ФИФА (Россия 19-я. — Прим. ред.), у нас отличный тренер. Я не ходил на матчи во время чемпионата мира в США в 1994 году, но хорошо помню, как бразильская диаспора праздновала победу в финале: сотни людей на улицах, флаги, гудящие машины. Это было впечатляюще. На том чемпионате США выступили неплохо, выйдя из группы, так же, как и потом в 2002 году в Японии и Корее и в 2010-м в ЮАР. Надеюсь, мы продлим эту серию и сейчас.
Путешествие в Бразилию, конечно, совсем недешевое. Моя поездка, не считая трат на еду, обойдется мне тысяч в шесть долларов: около 2000 долларов на билет из Москвы в Бразилию, где-то 700 долларов на перелеты по стране. Отели, особенно в Рио, на время чемпионата довольно дорогие. Плюс билеты на футбол (я купил билеты 2-й категории из трех) — около 600 долларов за 4 матча.
Четыре года назад я впервые побывал на чемпионате мира — в ЮАР. Каждый день в Йоханнесбурге бразильцы на площади устраивали настоящий праздник: танцевали, пели, стучали в барабаны. И тогда я подумал: «Вау, я обязан попасть в Бразилию на чемпионат: если они тут такое устраивают, то что же будет там!» Много разговоров было о том, что в ЮАР будет небезопасно во время чемпионата, но у меня не было ровным счетом никаких проблем. Я уверен, что так же будет и в Бразилии, и в России в 2018 году, когда здесь пройдет чемпионат мира».