Откуда взялся в «Музеоне» безрукий бюст пионера
В парке «Музеон» случайно откопали неизвестный бюст пионера — главный хранитель фондов парка рассказывает о своих предположениях.
Бюст пионера пока не отмыли — ждут реставраторов, чтобы показать им находку В парке «Музеон», где хранятся сотни скульптур советского периода,
произошло удивительное: вчера рабочие, копавшие траншею со стороны 1-го Голутвинского переулка, обнаружили на глубине полметра неизвестный бюст пионера.
О том, как он оказался в земле, кто его автор и даже из какого материала он точно сделан, специалисты парка с уверенностью сказать не могут — для этого в «Музеон» пригласят реставраторов, отмоют находку и проведут специальные работы. Главный хранитель фондов парка Вера Трахтенберг говорит, что процесс опознавания бюста может продлиться не меньше года, а может и ничем не закончиться: в парке есть советские скульптуры (и среди них — еще один пионер), про которые сотрудники так и ничего не смогли узнать — например, по той причине, что их изображений нигде не удалось найти.
«Не сказать, что мы были удивлены, — мы были шокированы. Парк стоит на месте поселений XVII–XVIII веков, мы часто находим монеты или подковы, но бюст — никогда. На протяжении первой половины XX века на месте парка бсыл пустырь, потом — рынок, там не было ни школы, ни пионерлагеря.
Сначала мы решили, что он из гипса, но потом поняли, что это что-то вроде бетона с железной арматурой внутри, — но точно сложно сказать, пока его не отмыли. По манере исполнения он похож на работы 1930-х годов, он очень сталинский. Дело в том, что потом, в 60–70-х годах, было конвейерное производство пионеров, их делали с размытыми чертами лица, очень типовыми, из тонированного гипса — сохранность была бы гораздо хуже. А этот неплохо проработан, хотя и не чувствуется рука мастера. Скорее всего, он стоял в каком-то административном здании. Кроме того, по торчащим частям арматуры мы можем предположить, что скульптура была выполнена в полный рост, но руки и нижняя часть туловища утрачены.
Мы не можем сказать, как он попал в парк. Есть два варианта. Первый, к которому я не склоняюсь: что он выпал и оказался в земле, когда в 1990-х в парк массово свозили советские скульптуры. Это сложно представить. Второй — что он был закопан целенаправленно. Но и в то, что его кто-то прятал, сложно поверить. В любом случае он пополнит нашу коллекцию, и мы будем его изучать. Даже если бюст не представляет художественной ценности, историческая ценность несомненна».