Сделай сам
Владимирская, Морейнис и Кононов о том, что делать малому бизнесу в кризис
Сеть кофеен, приложение для самостоятельного туризма, онлайн-образование — что будет со всеми этими замечательными стартапами в кризис? Умрут? «Афиша–Город» спросила у рекрутеров, инвесторов и других людей, которые знают, как ведут себя деньги в эпоху экономического упадка.
Что происходит Для малого и среднего бизнеса наступило время больших возможностей. Кризис открывает новые мелкие и очень перспективные ниши, которые крупные игроки не успевают занимать. При этом на рынке появляется большое количество качественных специалистов, которые потеряли работу не из-за своей некомпетентности, а из-за сокращения. Эти специалисты высококвалифицированны и готовы делать проект за небольшие деньги, а возможно, и просто на перспективу и за долю. Поэтому смотреть на увольнение сейчас нужно не как на трагедию, а как на новый этап.
Куда идти Заработать сейчас могут проекты, которые учат экономить и оптимизировать жизнь. Я думаю, что появится много принципиального новых сервисов в туристической сфере — туризм в том виде, в котором он существует сейчас, умрет. Рекрутинговые услуги тоже станут более востребованны, а также все, что связано с импортозамещением, — облачные хранилища, сервера и т.д. на территории России.
Что делать Если у вас есть какие-то деньги, чтобы поддерживать себя на плаву первое время, не надо истерить и бросаться на первую вакансию. Оглянитесь, вокруг масса людей, которые помогут вам запустить собственное дело, или пойдите поучиться. Уехать в другую страну можно, но сложно с точки зрения документов и вакансий — не каждый российский специалист там востребован. В основном за границей требуются программисты, инженеры, сиделки и военные. Последние очень нужны в арабских странах, Индии. Если денег нет, лучше искать работу побыстрее — воронка качественных вакансий уменьшается с каждым днем».
Что происходит Выживут только те, кто умеет зарабатывать деньги. Вау-проектов в России нет — давайте забудем про это, — но все-таки есть люди, которые умеют зарабатывать.
Куда идти Наиболее перспективной области для развития нет — это один из тех глупых вопросов, которые постоянно задают журналисты. Это может быть любая область, в которой можно заработать деньги.
Что делать Уехать, остаться, запустить стартап — это личный выбор каждого. Если типичный менеджер крупной компании не готов делать бизнес, а ему это отчаянно рекомендуют, то ничего и не выйдет. То же самое и с предпринимателем, которого советами загонят в корпорацию, — все равно получится фигня. Надо делать то, к чему ты готов, вне зависимости от периода времени. Вспомните истории «Яндекса» и Mail.ru, которые открылись в 1997 году. В 1998-м грянул кризис, и что? Все живы и успешны.
Что происходит Если не считать общей неопределенности, все в принципе неплохо. Единственное, в условиях недостатка банковской ликвидности предпринимателям придется обращаться к инвесторам. С одной стороны, инвесторские деньги более дорогие по сравнению с банковскими. С другой стороны, инвестор берет на себя намного больше рисков, чем банк, потому что банк вообще не берет на себя никаких рисков.
Куда идти Есть такая старая история про китайцев, у которых иероглиф «кризис» и иероглиф «возможность» — один и тот же. Я считаю, что в области информационных технологий кризис не сейчас, а был два года назад, когда на рынке был застой, зарплаты устремились в небеса, а российские команды обленились и просто зарабатывали деньги. Сейчас из-за девальвации все встало на свои места: стоимость разработки в России опять стала адекватной для инвесторов. Наш фонд будет вкладываться в те же самые проекты, в которые мы вкладывались раньше, — бизнес- и финансовые приложения, онлайн-образование, онлайн-медицина, сложное ПО для облачных вычислений.
Что делать Если вы нацелены на какой-то глобальный продукт, затраты на его создание сейчас сильно понизились, а валютный курс благоприятен. Это экспорт — расходы здесь, доходы там. Плюс ситуация с кадрами тоже лучше, потому что раньше не хватало кадров в области разработки, а сейчас они есть. Сложнее, правда, привлечь деньги инвесторов, но и это возможно.
Странная тенденция — в период кризиса уходить учиться. Я уже наблюдал этот феномен в 2008-м: на рынке ситуация турбулентности, а значит, и новых возможностей, но люди почему-то говорят: «Дождусь, пока все успокоится, а потом вернусь». Сокращенные работники, которые отчаялись найти новую работу, могут сказать: раз работу не найти, пойду учиться или уеду в Таиланд. А предприниматели должны предпринимать. Как понять, что вы предприниматель? У вас никогда не бывает все слишком хорошо. У хорошего предпринимателя постоянно расширяющиеся возможности, у него все время аппетиты растут, и поэтому ему всегда ресурсов не хватает, у него никогда не бывает такого ощущения «Ах, все, Таиланд, дауншифтинг».
Куда идти В большие корпорации сейчас не стоит идти, особенно в России, — надо начинать свой бизнес. Условия идеальные, если вы считаете, что этот бизнес решает какие-то фундаментальные проблемы.
Что делать Темы, которые точно выстрелят, — бизнесы вроде Airbnb, то, что реально поможет по-новому решить старые проблемы в ситуации, когда у людей все меньше денег.
Что происходит Активность малого бизнеса за последний год упала, но количество зарегистрированных ИП за то же время увеличилось.
Куда идти Нельзя сказать, что есть какие-то отрасли, куда точно идти не стоит. Хоть туризм и загибается, в какой-то город могут неожиданно поехать туристы, а там — местный предприниматель с небольшой сетью хостелов. Поэтому в любой отрасли, которая падает, есть свои ниши. Например, в банковской, несмотря на общие тенденции, стремительно растут микрофинансовые проекты. Скажем, ломбарды — им в кризис очень даже неплохо. Традиционно растет образование. Речь не об MBA (найти сейчас 50 тысяч долларов явно не спонтанное решение), а о саморазвитии. Недавно ко мне обращались из одного инвестиционного фонда с просьбой помочь найти образовательные проекты, в которые можно инвестировать.
Что делать Если вас уволили, а сил и желания строить свой проект нет, идите поработать в хорошую компанию из сферы ваших интересов. Если такой на Руси нет, почему бы не поехать поработать в зарубежную компанию и не поучиться там делать бизнес на рынке, который вас интересует.
Что происходит Кризис — это временной отрезок. Если стартап доживет до середины кризиса и к этому моменту у него не останется конкурентов, то у такого бизнеса есть шансы на выходе из кризиса заполучить весь рынок.
Куда идти Прямо сейчас проходит Tolstoy Startup Camp, наша мастерская для стартаперов. Мы даже думаем над расширением некоторых наших проектов, над их трансформацией и выходом в онлайн. За пределами «Яндекса» жизнь тоже не останавливается. Для стартапов кризис — это время, когда нужно думать о максимизации доходов, а не о минимизации расходов.
Что можно сказать о госпрограммах для бизнеса: господдержка для стартапа скорее вредна, чем полезна. В ситуации кризиса конкуренция обострена до предела, а поддержка деньгами и льготами обычно достается слабым и неприспособленным. Бывает, что от этой поддержки стартап, который давно должен был умереть, выживает и влачит жалкое существование. А ведь он должен был умереть и переродиться во что-то другое, возможно, куда более жизнеспособное и полезное всем.
Что делать В кризис надо банально много и интенсивно работать, потому что другой такой возможности у вас может уже и не быть. Я очень люблю кризисы, потому что все самое интересное происходит ровно в это время.
Что происходит Кризис как война. Во время войны делаются лучшие военные карьеры, а во время кризиса появляются 30-летние миллионеры. Любой горизонт планирования у человека, когда он начинает какой-либо бизнес, начинается от 5 лет. Начать сейчас ничем не лучше или не хуже, чем начать год назад или через год.
Куда идти Начинать какие-то примитивные бизнесы, когда ты встаешь в один ряд с миллионным конкурентом, — безрассудная идея на сегодняшний день. Если ты не можешь чем-то выделиться, не стоит и начинать. В любое время нужны медицина и еда. Есть отрасли, которые хорошо растут в кризис, потому что переключают спрос с более дорогих товаров на более дешевые. Это все, что связано с ремонтом, со вторичным рынком, с различными формами экономии.
Что делать Если лошадь сдохла, слезь с нее. Но люди не любят признавать, что лошадь сдохла. Логика fail fast (попробовал, не получилось, бросил, начал что-то другое), которая распространена в США, не работает в России. Пока люди не доведут себя до состояния полного истощения (финансового, эмоционального и физического), они не признают, что это была ошибка. Это как в казино: вот мои $100, которые я готов проиграть; если они кончаются, не нужно доставать еще $100. Если ты очень сильно устал от всего, иди учиться. Если ты не можешь себе этого позволить — иди работай. Если можешь себе позволить — иди инвестируй: будет дешево, надежно, и прибыль получишь с большой вероятностью.