Набор инструментов «Syro»
Вместе с новым альбомом Афекса Твина «Syro» был опубликован список всех инструментов, использованных при записи альбома, — «Волна» попросила российских музыкантов этот внушительный список прокомментировать.
«Для тех, кто внимательно следит за творчеством Афекса Твина, тема используемого им оборудования всегда была покрыта тайной, и если такие его коллеги, как Squarepusher, хоть изредка, но все же рассказывали о своей технике на специализированных ресурсах, то ожидать похожего от Афекса, казалось бы, нереально. С выходом альбома «Syro» все изменилось: интервью стали более открытыми, а в оформлении диска были перечислены все затраты на его производство и рекламу. Как логичное продолжение такой стратегии, к радости многих, появилась и круговая диаграмма использованного в альбоме оборудования с перечислением 7 комнат, где композиции были записаны.
Видеоплейлист, в котором показывается практически каждый упомянутый в списке Афекса Твина прибор
Начнем с комнат. В нескольких интервью западным изданиям он говорит, что сейчас работает как минимум в пяти комнатах, в которых сосредоточены различные приборы: от комнат с электромеханическими инструментами до комнат, в которых стоят синтезаторы и модульные системы. По словам Ричарда, связано это с его особенностью постоянно экспериментировать и менять сетапы. У него нет отдельного, устоявшегося набора, на котором он был бы сосредоточен.
С комнатами более-менее понятно, теперь посмотрим на приборы. Как уже упоминалось, в списке присутствуют как редкие и очень дорогие аппараты, так и довольно дешевые и простые. Также важно понимать, что помимо синтезаторов, генерирующих звук, есть еще огромное количество дополнительных приборов, которые помогают этот звук усилить, обработать и записать, поэтому если мы разберем отдельный трек, например, четвертый, то из 17 указанных приборов условная половина будет состоять из синтезаторов и ритм-машин, а половина — из различной обработки и устройств записи».
Аналоговые синтезаторы
А также:
— Классические синтезаторы фирмы Sequential Circuits: SCI Prophet 5 и SCI Prophet VS — они использовались на протяжении всех 80-х как в топовых поп-треках («Prophet 5»), так и для спецэффектов в кино («Prophet VS»).
— Moog Midimoog — рэковая, модифицированная и мидированная версия одного из самых известных монофонических синтезаторов в истории — Moog Minimoog Model D.
— Снятый с производства полифонический синтезатор компании Jomox: Jomox Sunsyn.
— Доработанные и модифицированные винтажные приборы компании Oberheim: Oberheim OBX и Oberheim SEM.
— Disklavier IV — условно отнесен к аналоговым приборам, настоящее фортепиано с цифровым управлением, на нем написан трек «Aisatsana».
Ритм-машины
«Тут интересна не только классика компании Roland 80-х годов — Roland TR-606 (в списке шутливо обозначена как TR-666), TR-808 и R8, но и менее популярные ритм-машины компаний Pearl и Korg. Судя по списку, ритм-машины Афекса модифицированы: им добавлено миди-управление, сделаны отдельные выходы для удобства записи и обработки».
Цифровые синтезаторы
«Как и с ритм-машинами, в списке Афекса есть все: от классических синтезаторов до самых простых.
«Плюс Casio FZ-10 — тот самый синтезатор фирмы Casio, название которого Афекс проговаривает в нескольких треках альбома. «Casio FZ», — шипит обработанным голосом Ричард. Кстати, по слухам, именно на «Selected Ambient Works 85–92» использовался схожий аппарат».
Модульные синтезаторы
«Как уже было сказано о комнате Mod Room, видно, что у Афекса огромная подборка самых серьезных модульных аппаратов — от Doepfer до Cwejman. Какие именно модульные приборы были использованы для записи, не сообщается, но, учитывая внушительный размер самой системы, речь может идти о 10–20 модулях, работающих одновременно. Также заслуживает внимания и редкая система Serge Modular и уже упомянутый Arp 2500, тоже являющийся, по сути, модульным синтезатором».
Пространственная обработка и эффекты
«Тут собраны настоящие шедевры и раритеты. От первых в мире ревербераторов компании EMT 70-х годов размером с большой шкаф (EMT140) до более распространенных, но тоже дорогих и эталонных приборов AMS RMX16, Lexicon 480L и Lexicon PCM70. Интересен также и классический винтажный гармонайзер компании Eventide — Eventide H949, а также современные приборы той же компании, так горячо любимые коллегой Афекса Squarepusher, — Eventide H3500, Eventide 4000DSP. Использована также и широкая линейка API 500 — она применяется на серьезных студиях для обработки и усиления сигнала».
Микшерные пульты и системы записи
«Слухи о том, что для сведения и записи Ричард использует небольшие микшерные пульты, подтвердились. Если не считать огромного пульта Neotek Élite 64, то остальные, судя по всему, небольшие 8–16-канальные, компактные приборы, позволяющие быстро сводить и записывать свою работу. Стоит упомянуть Calrec Minimixer, Allen & Heath MixWizard, Alice Mixer, SSL X-Desk. Из систем записи интересна винтажная и дорогая ленточная Nagra IV-S, с помощью которой записан фортепианный трек «Aisatsana», и портативное устройство записи Sound Devices 722, которое использовано практически в каждом треке».
A Designs Pacifica
«Это что-то вроде реинкарнации золотой эпохи 70-х, когда транзисторы были в таком же почете, как и «теплая ламповая утопия». Очень простой, без излишеств, со своими причудами, но без компрессора этот прибор многим не понравится. Я сам долго его искал в Москве. Ничего не получилось. Когда наконец-то заказал, позвонили и сказали, что все-таки нет. Купил вместо него Neve 1073. Практически то же самое».
Allen & Heath MixWizard
«Это обычный микшер. Стоит пылится дома, даже рассказывать про него нечего. Но интересно, что он использовал его с Midas, Alice, Soundcraft и Solid State Logic. Послушав «Syro», я не могу точно сказать даже зачем».
Fulltone Tape Echo
«Это ленточный дилей. Эту штуку, я думаю, мечтают покрутить много ребят с гитарами. Я пробовал похожий Roland. Интересно, весело, но сейчас я предпочитаю все дилеи и ревербераторы использовать плагинные. Вообще весь этот список — это своего рода хороший старый канон звукозаписи. Много винтажных штук, названия вроде API, Chandler Limited, Klark Teknik и подобные заставляют облизываться многих молодых (и не только) музыкантов. Но меня сейчас больше привлекает и удивляет «продакшен на коленках», чем крутые огромные студии».
Meinl Water Udu
«Раньше я играл в разных группах на ударной установке, и когда понял, что очень медленно развиваюсь и плохо играю, то, естественно, пошел заниматься к преподавателю. Он был абсолютно отъехавший чувак, поэтому и играл безумно круто! На занятия он приносил кучу всякой разной перкуссии и знакомил нас с их особенностями. Так я впервые увидел эту глиняную хреновину. Очень специфический инструмент; создается впечатление, что внутри находится вода. По форме он выглядит как кувшин с водой, а название Udu идет от нигерийского и значит «керамика». Играть на нем надо сидя, держа на коленях. Диапазон звуков огромный: начиная с очень звонкого и заканчивая максимально глухим, но в основе своей — басовый. Здесь можно посмотреть, как на этом инструменте играют вживую».
Yamaha RX11
«Я купил себе такую драм-машинку у Сереги Липского из Simple Symmetry и первые два месяца вообще ничего в ней не понимал, тупо тыкал на кнопочки. С ней достаточно долго пришлось разбираться, но звучок у нее улетный! Это одна из первых восьмибитных драм-машинок, прямиком из начала 80-х».
Roland 727
«Не помню, у кого я увидел ее впервые, мне кажется, у Лени Липелиса, ему Матиас Агайо презентовал вроде, но могу ошибаться. Я несколько раз на ней играл, впечатлений масса! Очень простая в обращении перкуссия, аналог Roland 707. Поскольку я очень люблю афроэлектронику, то я сразу влюбился в эту машинку! Вообще если говорить о списке оборудования Афекса, использованного при записи «Syro», то он очень сильно впечатляет, но мне кажется, что я даже и половины наименований оттуда никогда не видел и не слышал».
Осцилляторы и модули
«Честно говоря, у меня крайне неоднозначные чувства — относительно как самого альбома, так и этого списка. В том плане, что хвастовство девайсами уже давно является предметом отдельной дисциплины специальной Олимпиады для музыкантов, и не очень понятно, зачем это Афексу. Впрочем, производители самих устройств от этого, пожалуй, только выиграют — получился такой специфический пиар. И звук на альбоме отличный. Если конкретно по списку, то отметил бы синтезаторные модули еврорэк-формата. Набор там достаточно странный, только осцилляторы и одинаковые фильтры. То есть зачем нужны сразу три фильтра Cwejman, каждый из которых в свою очередь состоит еще из четырех, и где на альбоме это можно услышать — непонятно. Хотя, учитывая все остальное оборудование, это, пожалуй, даже логично. Еще интересно, что все «голоса» аналоговые, в том плане, что и Intellijel, и с недавних пор Make Noise производят замечательные цифровые осцилляторы такого формата. Вообще я фанат Make Noise — у меня есть несколько их модулей, уже полгода хочу приобрести как раз DPO (это сложный двойной осциллятор наподобие тех, что использовал в своих системах Дон Букла), но все как-то не удается. Cwejman — тоже очень круто, но дорого».
RME Fireface 800
Roland TR-808
Yamaha DX7
«Yamaha DX7 — мечта детства и первый прибор, по-настоящему открывший дорогу так называемому пресетному звуку, то есть звуку, основанному на готовых фабричных тембрах. Поскольку в DX7 используется метод FM-синтеза, а не обычный субтрактивный, как в аналоговых синтезаторах, то там черт ногу сломит и как делать свои звуки, наверное, знает только профессор, который все это изобрел. В любом случае пресетов накопилось уже столько, что можно не париться по поводу создания своих тембров, а получать удовольствие от их перебирания. Звук абсолютно богомерзкий и одновременно прекрасный как никакой другой, впрочем, как и вся поп-музыка 80-х, сыгранная практически исключительно на машинах этой серии».