«Берем помойное ведро, засовываем туда голову и орем»
Экс-участники NRKTK Андрей Касай и Ждан Филиппов — о своем новом проекте Captain Hell, Японии, анимации, соло на басу и реюнионе NRKTK
- — Андрей, ты вроде как после распада NRKTK ушел из музыки и окончательно перевоплотился в художника. А тут вдруг такой неожиданный подгон. Откуда он вдруг взялся?
Андрей Касай: Ну да, я ушел. А потом пришел. Это мое триумфальное возвращение! Что сказать по этому поводу? «Tenderness» — это саундтрек к мультфильму. Мы начали делать мультик, к которому надо было написать музыку. Мы и написали, но материала оказалось больше, чем нужно, поэтому мы его решили выпустить в виде суперкороткого альбома. То есть тут все связано. Вот мы делаем мультфильм, нам там нужен голос. Что мы предпринимаем? Берем помойное ведро, засовываем туда голову и орем. Или берем нашего друга Максима и говорим: «Максим, запиши голос, ты можешь сделать вид, что ты японец». Когда нужно записать музыку — берем гитару и записываем музыку. Так все и устроено.
- — А что за мультфильм-то? Неужели он еще короче альбома?
Касай: Он вообще на две-три секунды.
Ждан Филиппов: Да его нет, он не существует. Мультик называется «Невероятные приключения Зибера». Это все, что мы пока можем про него сказать.
Касай: Это суперсекретный мультик, как и наш альбом, собственно. Людям будет сложно его понять. Во-первых, мы поем на японском, и непонятно, о чем песни…
Филиппов: Поешь ты, да и пением это назвать сложно. Знаете, как Андрей записывал голос? Брал одеяло, накрывался им и пел, чтобы соседи не услышали, потому что это звучало отвратительно. Такая и студия у него была пододеяльная.
- — Ну у песен как минимум заголовки есть, из них следует, что там про полицию, про права…
Касай: Да, пожалуй, пора приоткрыть завесу тайны. Слишком много ходит слухов об этой знаменитой группе из Амурска. В общем, раскрываю карты. Поем мы про полицию. Про права. Про унижение, про боль, про утрату и… Да и все. Это, короче, очень серьезный альбом о серьезных вещах, который писали серьезные люди на серьезном оборудовании.
- — А что, ты реально на японском поешь?
Филиппов: Нет, это японский, как мы его себе представляем. То есть смесь нанайского, китайского и выдуманного языка Андрея. Там сплошные ошибки. Google Translate нам, конечно, помог, но не очень. Он выдал женщину, которая нам что-то говорила, а мы пытались это воспроизвести. И довольно круто получилось! Если не разбираться.
Касай: Ну это универсальный язык, интернациональный.
Филиппов: Я вообще думаю, что давно пора сделать группу, которая на мертвом языке бы пела, на латыни.
Касай: Но это уже следующий релиз.
- — И все-таки: очень быстрый и скоротечный хардкор на японском языке — ну не самый очевидный выбор стилистики, прямо скажем.
Касай: Этот выбор продиктован исключительно нашим больным воображением и нашей любовью к рок-музыке и странным японским делам.
Филиппов: Да, мы любим Эндрю W.K., Ging Nang Boyz, Fucked Up, поэтому музыку пишем тоже такую, как у них.
Касай: Взяли то, что нам нравится, и украли.
Филиппов: Надо понимать, что никаких решений никто не принимал. Просто Андрей сидит, у него слишком много свободного времени, и чтобы не скучать, он играет постоянно всякую ерунду. Чтобы заполнить дыру, которая после Женьки (Горбунова, партнера Касая по NRKTK. — Прим. ред.) осталась.
Касай: Да, я пытаюсь заполнить пустоту в своей жизни, этот колодец мечты… Не то что мы сели и сделали какую-то игрулечку. Все по-настоящему, серьезная группа, социальные тексты… (Общий смех.)
Филиппов: У нас было четыре фолловера на Soundcloud.
Касай: Восемь!
Филиппов: Да, точно, восемь. А потом один отписался.
Касай: Я помню, как мы отмечали это в Шанхае. Это было прекрасное время. У нас же элитная группа, чем меньше о нас знают людей, тем лучше.
- — А как вот сочиняются такие песни на полторы минуты? Какая тут механика?
Филиппов: Точно такая же, как и раньше, когда делали с Женькой. Один придумывает какой-то кусок музыкальный и посылает другому. Другой сидит — о, сейчас мелодию придумаю. Взял мелодию, включил диктофон на телефоне, нашипел туда мелодию и отправил обратно. Андрей спел — все, песня готова. Отправили Ледовскому, он наложил барабаны, прислал обратно, Андрей гениально свел. Такой же процесс, как и был раньше, на коленке все. Песни-то не очень длинные.
Касай: Но там есть все, что нужно. Мы любим нашего слушателя и взяли из песен только лучшее: припевы и соло на басу.
Филиппов: Соло на басу — это гениально, я ждал долго, что какая-нибудь группа решится это сделать. Не дождался. Пришлось Андрея просить.
Композиция Captain Hell «Ziber» с того самого легендарного таинственного Soundcloud группы
- — Я бы эту музыку еще живьем послушал, у вас концерты будут?
Филиппов: Я бы хотел, чтобы у нас были концерты в Японии. Тур будет называться «Старость». Берем свитера, беруши, лекарства от поджелудочной — все, что нам нужно. И играем вместе с Ging Nang Boyz. Но они распались, вот в чем дело. Поэтому тура никакого не будет.
Касай: А в России — разве что в Амурске. Это же корни наши, мы там родились, мы ходили на дискотеку в ДК ЦКК. Мы должны приехать туда, сыграть на этой дискотеке. Полюбиться местным жителям и стать почетными гражданами Амурска, в конце концов. Это наша цель.
Филиппов: Там есть напротив остановки такая стела с портретами уважаемых граждан. Могут там и наши фотографии оказаться. Только надо для этого что-то сделать для города. И этот альбом — лучшее, что мы пока можем предложить.
Касай: Да, это посвящение городу, посвящение району… (Общий смех.)
- — Не могу все-таки не спросить, потому что читатели будут интересоваться…
Касай: Не-не, не будут.
- — Нет, будут. С распада NRKTK прошло уже какое-то время. И как вы себя сейчас чувствуете по отношению к этой группе? Не скучаете?
Касай: Было бы неплохо скучать по конкретному человеку, по конкретному слушателю. Но я не помню ни одного, я забыл их всех. Я не слушал группу NRKTK никогда, почему вообще ко мне есть такие вопросы? Никто не скучает, у всех все хорошо. Последний концерт был лучшим!
Филиппов: Лучшим был второй. Когда на «Новой волне» играли. Это было лучшее, что могло с тобой случиться, Андрей.
Касай: Что вообще ты хочешь услышать? Что-нибудь про предполагаемый реюнион? Какой реюнион? Разве что такой вариант: нужно максимально нелепую ситуацию создать для реюниона. Скажем, лет в 80 или 90, если парни дотянут до этого возраста, можно и жахнуть. А иначе какой смысл?