«Началась «острая херь», как у Данте»: Dakh Daughters о себе и о Майдане
В это воскресенье в «Гоголь-центре» выступят Dakh Daughters — украинский авант-герлз-бэнд, созданный участницами «ДахиБрахи» и «Перкалабы», кроме прочего, много выступавший на сцене киевского Майдана. «Волна» рассказывает о группе и публикует интервью с одной из ее участниц.
Тут будет вернее всего начать с видеоролика.
Тридцать пятый сонет Шекспира, пропетый с нарочитым акцентом. Какие-то малопонятные украинские пословицы и поговорки. Цитаты из Шэгги и из группы Bomfunk MC's. Ураганное сочетание ударных, виолончели и фортепиано, чем-то напоминающее ранние записи хорошей группы Hangedup. Не менее ураганный девичий хор. Ну и Донбасс, конечно. Все это — в исполнении красивых женщин в белом гриме, которые двигаются не хуже, чем поют и играют. В общем — стопроцентный хит, после которого хочется еще; и быстро оказывается, что еще есть — и про море, и про любовь, и про зверя-сороку (правда, все пока исключительно в концертных версиях).
Dakh Daughters, как легко понять из названия, имеют прямое отношение к выдающемуся киевскому театру «Дах», из которого, в частности, вышли «ДахаБраха» — лучшая на сегодняшний день группа на постсоветском пространстве, работающая со славянским фольклорным материалом, у которой давно уже успешные ангажементы по всей Европе; собственно, одна из солисток «ДахиБрахи» участвует и в Dakh Daughters. Кроме нее — женская музыкальная сборная Украины: и из группы «Перкалаба», и из группы «ТаняТаня», и так далее. При этом если «ДахаБраха», окунающие смертные колыбельные и разлучные оратории почти что в дарк-эмбиент, все-таки требовали определенного порога входа для слушателя, то Dakh Daughters, у которых с визуально-театральной репрезентацией все тоже более чем в порядке, — это сюжет куда более доступный. Грубо говоря, нечто среднее между той же «ДахойБрахой», Gogol Bordello и «Серебряной свадьбой» — тут тебе и разгул, и шансон, и кабаре, и кабак; и французские шансонетки, и зазнобы-хуторянки, и литературная классика, и хит-парад мировой поп-музыки; и все это сделано и громко, и тонко, и звонко, и с максимальным девичьим драйвом. И если бы не определенные обстоятельства — я бы, не задумываясь, напророчил Dakh Daughters как минимум выдающуюся концертную судьбу в Москве, где группа на этой неделе впервые играет сольный концерт, да и за ее пределами. Если бы не определенные обстоятельства.
Под обстоятельствами имеется в виду вот что. Здесь и сейчас было бы странно не рассказывать о Dakh Daughters, не упоминая о том, чем участницы группы занимались в последние месяцы. А занимались они тем, что — вместе с другими украинскими музыкантами — активно участвовали в событиях на киевском Майдане Незалежности. Дали несколько концертов на его большой сцене; пели и более камерно — на Грушевского и в полевом госпитале; ходили с колядками на Рождество; играли даже для солдат и беркутовцев, охранявших правительственные здания; ну и просто были рядом с согражданами как такие же сограждане. Не уверен, что эти факты добавляют что-то к песням Dakh Daughters. Но уверен — что ничего не убавляют.
Ролик, демонстрирующий примерно все возможные ипостаси Dakh Daughters
«Волна» публикует интервью с одной из участниц Dakh Daughters Таней Гаврилюк
- — Те, кто вас знают, знают о вас в первую очередь по песне «Розы/Донбасс». Расскажите о ней.
— Ролик сняли наши киевские друзья Анрей Бояр и Ольга Шурова, младшая сестра Димы Шурова из Pianoboy, а также их чудесная команда. Сняли совершенно бесплатно — им просто нужен был ролик, который показывал бы возможности их нового кинопродакшна Moustache Cinema. Да, «Розы/Донбасс» — это наша визитная карточка. Там удачно выстроена драматургия, у каждой из нас есть соло, есть драйв юности и безудержная женская сексуальность. Мы не вкладывали в эту песню никакого политического подтекста намеренно. Просто каким-то музыкальным образом 35-й сонет Шекспира, с которого начинается эта песня, зарифмовался с этим словом — «Донбасс». Когда клип в рекордные сроки набрал десятки тысяч просмотров, к нам стали приезжать и спрашивать, что же мы все-таки хотели этим своим «Донбассом» сказать, ругаем мы его или восхваляем, заплатил нам Ахметов или нет. Приезжал даже канал «Донбасс-ТВ» делать сюжет. Мне кажется, нам просто удалось ухватить за хвост дух времени. Как-то естественным образом мы срезонировали с происходящими и в Украине, и в России, и во всем мире событиями.
- — Во время последних событий в вашем фейсбуке появлялось много фотографий — и отнюдь не только со сцены. Вы и помимо музыки какое-то участие в протестах принимали?
— Получилось так, что мы с девочками Dakh Daughters на Майдане вообще старались помогать, чем могли. И еду готовили , и людей кормили, и лекарства носили… Но прежде всего я и мои коллеги, конечно, художники. В украинском языке есть такое хорошее слово — «митець», происходящее от слова «мистецтво» — «искусство». Митець — это художник-демиург и артист-перформер в «одном флаконе». Все-таки для нас, молодых украинских художников, самое сильное оружие — это наше искусство, которое вдохновляет наших товарищей на подвиги.
Как Dakh Daughters выступали на Евромайдане: своего рода короткометражка
- — Понятно, что в первый, романтический период Майдана художникам было где развернуться. Не было ли желания отойти в сторону, когда дело приняло жестокий оборот? Ведь говорят же, что когда говорят пушки, музы молчат.
— До начала революции я была довольно аполитичным художником. Ведь в творчестве самая интересная тема — любовь, величайшее чудо мироздания. Но с самых первых дней ноябрьских событий я почувствовала, что отстраниться уже нельзя. Понимаете, все эти события касаются, прежде всего Украины, а во вторую, десятую и тридцать пятую очередь — Европы, России и остального мира. Такая Эпоха Возрождения любви украинцев к Украине. Это очень важный момент для самоидентификации новой украинской нации. Я родилась и выросла во Львове, в сердце Западной Украины. У меня двуязычная украинско-русская семья. В какой-то момент я поняла, что началась какая-то вот такая «острая херь», как у Данте: самые жаркие места в аду уготованы тем, кто в моменты наибольших потрясений сохраняет нейтральную позицию. Когда уже в новом году начались все эти грустные , печальные, жуткие, кровавые страшные события, никуда отходить уже не хотелось и не моглось. Я все это время была на Майдане, я все видела своими глазами. Это было объективное зло — власть и те, кто эту преступную власть защищал.
- — Вам не страшно сейчас ехать в Россию ?
— Нет, наоборот, мне очень хочется, хотя мы ведь с вами по факту воюющие страны, соперники, правда? Мы не считаем, что все в России плохие, конечно нет. У меня вообще в Москве возлюбленный живет, я очень жду с ним встречи. И даже те, кто боится несуществующих бандеровцев, наверняка отдают себе отчет в том, что не вся Украина — это какие-то отморозки. Надеюсь, на границе у нас проблем не будет.
- Концерт «Гоголь-центр», вс 23 марта, 20.00; в рамках Gogol Cabaret Weekend