10 хороших песен Arcade Fire, которые вы могли не слышать
31 августа группа Arcade Fire закончила в родном Монреале свое триумфальное турне в поддержку альбома «Reflektor». В этой связи Сергей Степанов в своей авторской рубрике о неочевидных, но заслуживающих внимания сочинениях великих групп вспоминает 10 песен одних из главных рок-музыкантов декады.
«Accidents» (с демо-записи, 2001)
Ранние записи Arcade Fire на их будущие свершения намекают исключительно вскользь – обрывками фраз, набросками мелодий или вот этой неброской акустической вещью, в которой трагедия, как и всегда у Arcade Fire, ходит за руку с иронией. В памяти setlist.fm сохранено единственное концертное исполнение этой песни — осенью 2001-го, на территории монреальского университета Concordia, где учился один из участников оригинального состава Arcade Fire Джош Деу. Еще двое, сын техасских мормонов Уин Батлер и рожденная в Монреале гаитянка Режин Шассань, познакомились и начали репетировать в соседнем McGill, а через пару лет поженились (Деу, прежде чем покинуть группу, выступил шафером на их свадьбе).
«My Heart Is an Apple» (с EP «Arcade Fire», 2003)
Одна из двух явных удач дебютного EP Arcade Fire (вторая, «No Cars Go», была перезаписана для альбома «Neon Bible» и регулярно играется живьем) звучит как прощание Батлера с родным Техасом — вплоть до того, что титульный фрукт он под конец песни начинает именовать на французском (хотя обычно из Уина не вытянуть ничего сложнее «merci»). Батлер тут притворяется крунером, Шассань прикидывается Бьорк, а Arcade Fire впервые начинают подавать признаки жизни, даром что концертная презентация EP в одном из монреальских клубов вскоре после выхода группы на бис закончилась ее распадом.
«Cold Wind» (из саундтрека к телесериалу «Клиент всегда мертв», 2005)
К счастью, распад тот оказался недолговечным: осенью 2004-го у группы вышла дебютная пластинка «Funeral», а к лету 2005-го Arcade Fire свели с ума всю влиятельную музыкальную прессу, от NME до «Пичфорка» (чаще чем «Funeral» в списках главных альбомов нулевых фигурировал только «Kid A»). Выпущенная по горячим следам внезапной славы песня «Cold Wind» украсила сначала представительный саундтрек к великому сериалу «Клиент всегда мертв» (там же, к слову, можно было найти (Radiohead, Coldplay и Interpol), а затем и его предпоследний эпизод.
«Brazil» (с сингла «Cold Wind», 2005)
Вышла «Cold Wind» и отдельным синглом — на виниле, который и сейчас продается в онлайн-магазине Arcade Fire за смешные для раритета 4 доллара, с крепким би-сайдом в придачу. «Brazil» — кавер-версия знаменитой «Aquarela do Brasil», перепетой за 75 лет всеми на свете, от Фрэнка Синатры до ансамбля Beirut, и в каком-то смысле предвосхитившая сотрудничество Arcade Fire и Терри Гиллиама — режиссер снимал нью-йоркский фильм-концерт группы — в саундтреке к его «Бразилии» эту песню исполняет Кейт Буш).
«Born on a Train» (исполнялась в эфире KRCW, 2005)
Еще один кавер — песни с третьего альбома The Magnetic Fields — примечателен по двум причинам. Во-первых, как объяснял Уин Батлер в эфире радиопередачи Morning Becomes Eclectic, любимая им «Born on a Train» — одна из причин, по которым Arcade Fire подписали контракт с издававшим записи The Magnetic Fields независимым лейблом Merge. А, во-вторых, именно здесь монреальцы в последний раз звучат как еще одна подававшая большие надежды инди-рок-группа Bright Eyes — с которой их, было дело, активно сравнивали.
«Broken Window» (с сингла «Keep the Car Running», 2007)
Второй альбом Arcade Fire «Neon Bible» был шагом скорее в сторону, чем вперед, но песни завидного качества были и на нем, и среди би-сайдов выпущенных в его поддержку синглов. Разрываясь между «Surf City Eastern Bloc» и «Broken Window», выбрать хочется все же последний — эпический номер с загадочным текстом (имеется мнение, что тут не обошлось без метафоры о разбитом окне французского экономиста Бастиа) и богатым инструментарием.
«Culture War» (с переиздания альбома «The Suburbs», 2011)
Момент, когда Arcade Fire окончательно подмяли под себя не только впечатлительную музыкальную прессу, но и поп-культурный цайтгайст, случился на 53-й церемонии «Грэмми», где лучший альбом года «The Suburbs» назвали — неслыханное дело — лучшим альбомом года. Еще через полгода пластинку красиво переиздали — с короткометражным фильмом Спайка Джонзи «Сцены из пригорода» и двумя бонус-треками. В хорошей песне под программным названием «Speaking in Tongues» группе подпел ее давний поклонник и наставник Дэвид Бирн, но эта все же куда лучше.
«Crucified Again» (исполняется на концертах с 2011 года)
Появившись аккурат между выпуском «The Suburbs» и «Reflektor», эта пронзительная элегия очевидно вдохновлена землетрясением в Гаити — ее отсутствующий в лучшей из имеющихся на YouTube версий первый куплет начинается со строчек «On the 12th of January / You don’t need what you can’t carry». Играли эту песню Arcade Fire всего пять раз, причем трижды — на Гаити, где они не просто частые гости: цена билета на любой концерт группы вот уже четыре года включает доллар, фунт или евро, переводимые на счет благотворительной организации Partners in Health, наиболее известной благодаря помощи жителям острова.
«Abraham's Daughter» (из саундтрека к «Голодным играм», 2012)
Ответив согласием на предложение Ти-Боуна Бернетта написать песню для титров «Голодных игр», Батлер, по его признанию, добивался того же эффекта, который на него когда-то произвела концовка «Ромео и Джульетты» База Лурмана, где впервые прозвучала «Exit Music» Radiohead (с которыми Arcade Fire чаще всего сравнивают в последние годы). Солирует тут, впрочем, Шассань, и надо сказать, что с заявленной Бернеттом идеей — американы из мрачного будущего — все это рифуется гораздо убедительнее, чем сочинения остальных хедлайнеров саундтрека.
«Sleepwalker» (из саундтрека к фильму «Она», 2013)
Заработав за «Abraham’s Daughter» номинацию на «Грэмми», через пару лет Arcade Fire подняли ставки, удостоившись довольно неожиданного внимания Киноакадемии США. На «Оскар» за музыку к футуристической мелодраме все того же Джонзи официально претендовали брат Уина Батлера Уильям и внештатный участник Arcade Fire, небезызвестный Оуэн Паллетт, но на самом деле саундтреком занималась вся группа — например, попавшая потом на «Reflektor» песня «Supersymmetry» здесь звучит в инструментальной демо-версии. «Sleepwalker» — первый и лучший из чертовой дюжины официально не издававшихся треков.