10 хороших песен Sigur Rós, которые вы могли не слышать
Авторская рубрика Сергея Степанова продолжает рассказывать о песнях великих групп, которые не всегда пользуются заслуженной популярностью (например потому, что не выходили на номерных альбомах). В очередном выпуске — отмечающие 15-летие канонической пластинки «Ágætis Byrjun» исландцы Sigur Rós.
«Nýja Lagið» (с сингла «Svefn-g-englar», 1999)
Магию «Ágætis Byrjun» отчаянно не хочется препарировать дословными переводами (на выдуманный солистом Йоуном Тоуром Биргиссоном «хоупландский» язык Sigur Rós перейдут позже). Но в случае с названием альбома — которое означает «хорошее начало» — это почти необходимо: по-настоящему история группы началась не в 1994 году, когда она была основана, и не в 1997-м, когда у нее вышел дебютный альбом «Von», а 12 июня 1999 года. В этот день «Ágætis Byrjun» увидел свет, а Sigur Rós играли в оперном доме родного Рейкьявика — исполнив, в частности, не вошедшую в альбом (хотя вполне этого достойную) и выпущенную чуть позже на правах би-сайда «Nýja Lagið». В переводе с исландского — представьте себе — «новую песню».
«Big» (из эфира у Джона Пила, 2000)
Запись второго и последнего выступления Sigur Rós в эфире знаменитой радиопередачи Джона Пила долгое время вызывала недоуменные вопросы: мало того что все три сыгранные группой песни не исполнялись нигде больше, так еще и звучали они, мягко говоря, странно. Через несколько лет выяснилось, что изначально пошедшая в народ фонограмма была замедленной, а самая заунывная и, пожалуй, лучшая из трех песен — под неофициальным названием «Big» — даже прозвучала на одном из концертов Sigur Rós.
«Á ferð til Breiðafjarðar vorið 1922» (с EP «Rímur», 2001)
Поиски студии для записи очередного альбома привели Sigur Rós к исландскому водопаду Аулафосс, рядом с которым обнаружился заброшенный бассейн. Купив никому не нужное помещение, музыканты возвели в нем собственную студию Sundlaugin, где впоследствии работали не только они сами, но и многие из их именитых земляков. Ну а самые первые записанные в студии песни составили трек-лист ныне раритетной EP группы и их друга, рыбака и председателя исландского поэтического сообщества Стейндора Андерсена: пока группа точит ля, он поет средневековые баллады (римы), самая красивая из которых вошла потом в саундтрек к «Вопящим шедеврам» — документальному фильму о рок-культуре Исландии.
«Bíum Bíum Bambaló» и «Dánarfregnir og jarðarfarir» (из саундтрека к «Ангелам вселенной», 2001)
В саундтреке к драме, примечательной актерским участием Балтазара Кормакура, будущего постановщика голливудских боевиков «Контрабанда» и «Два ствола», Sigur Rós оказались во многом случайно: рок-версии известных каждому исландцу колыбельной «Bíum Bíum Bambaló» и похоронной «Dánarfregnir og jarðarfarir» они записали для собственной EP. Так или иначе, ничего сокрушительнее этих двух песен SigurRós так и не выпустили — а это о чем-нибудь да говорит.
«Untitled #9 (a.k.a. Smaskifa)» (с сингла «Untitled #1 (a.k.a. Vaka)», 2003)
Строго говоря, все три би-сайда единственного сингла в поддержку третьего альбома Sigur Rós являются безымянными — как и альбом, как и сингл, как и все остальные вошедшие в альбом песни. Но со временем удалось разобрать, что два из этих трех би-сайдов составляют целую песню, в сет-листах группы озаглавленную «Smaskifa», а еще один, инструментальный, был закольцован и часто звучал фоновой музыкой до и после концертов Sigur Rós. Прекрасны все три, так что сделаем вид, что это одна песня.
«Ba Ba» (с EP «Ba Ba Ti Ki Di Do», 2004)
Автор этой рубрики о существовании Sigur Rós узнал, наткнувшись на них 14 лет назад в Париже на разогреве у Radiohead. Том Йорк был одним из первых (до Тома Круза с Брэдом Питтом) звездных поклонников Sigur Rós, и в 2003 году две группы осуществили полноценную коллаборацию, правда, не друг с другом, а с Мерсом Каннингемом, заказавшим им музыку к балету «Split Sides». Radiohead свою половину саундтрека публиковать не стали, а вот исландцы не пожадничали, выпустив 20 минут дивного эмбиента в виде EP «Ba Ba Ti Ki Di Do» — титульные звуки произносит тут сам Каннингем.
«The Little Match Girl» (из одноименного проекта с The Royal Danish Ballet, 2005)
Шесть минут еще более волшебного эмбиента Sigur Rós сочинили накануне двухсотлетия датского сказочника Ганса Христиана Андерсена, по случаю которого в Копенгагене поставили его душераздирающий святочный рассказ «Девочка со спичками» (см. видео). «Они называют себя рок-группой, но звучит это как классика», — сказала как-то хореограф этого завораживающего номера, и до какого-то момента с ней невозможно было поспорить.
«Gítardjamm» (из саундтрека к «Heima», 2007)
Наивысшей точкой биографии Sigur Rós очень хочется назвать картину «Heima» — снятый канадцем Дином ДеБлуа (тоже, кстати, будущей звездой — режиссером обеих частей «Как приручить дракона») и увековечивший группу в летнем турне по городам, селам и природным памятникам Исландии фильм-концерт, от красоты которого местами нельзя не разрыдаться. Наряду с песнями с трех великих альбомов Sigur Rós звучит в изумительных декорациях «Heima» и эта редкая вещь.
«Salka» (со сборника «Hvarf/Heim», 2007)
Официальным CD-компаньоном «Heima» стала двухдисковая компиляция «Hvarf/Heim», первую половину которой составили раритеты, а вторую — акустические версии уже известных песен. Поклонники Sigur Rós бились в традиционном и объяснимом экстазе: каждый из 11 старых новых треков оказался выше всяких похвал, включая и этот промахнувшийся мимо безымянного альбома концертный фаворит той поры.
«Hljómalind» (со сборника «Hvarf/Heim», 2007)
Носившая рабочие названия «Рок-песня» и «Заяц и принц», эта довольно прямолинейная по меркам Sigur Rós песня была написана еще до выхода «Ágætis Byrjun» и всегда вызывала у музыкантов противоречивые чувства — именно этой своей (по-моему, святой) простотой. Между тем «Hvarf/Heim» — последняя пластинка временно самораспустившихся, но сейчас вновь активных Sigur Rós, на которой они напоминали великую группу. Впрочем, чем предаваться печали по поводу нынешнего состояния дел, лучше еще раз поздравить с юбилеем «Ágætis Byrjun» — прекрасный и удивительный альбом, которому даже его лейбл пророчил потолок в 1500 копий, а он продался в итоге тиражом в несколько миллионов, сделав медленную и минорную музыку построк частью мейнстрима.