перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

20 лучших альбомов года: часть первая

«Волна» продолжает окончательное подведение музыкальных итогов 2014-го. На этот раз — максимально объективный список 20 лучших альбомов за последние 12 месяцев, составленный по итогам глобального опроса музыкантов и экспертов. Представляем первую часть.

Как это делалось

Так же, как и в прошлом году, опрос «Волны» проводился в два этапа. Сначала коллективом редакторов и авторов сайта был составлен лонг-лист из 95 альбомов, записанных в 2014 году. Далее каждому участнику опроса предлагалось поставить каждой записи из закрытого списка оценку от 1 балла до 10. В случае если респондент не слышал альбома или не запомнил его, ставилась оценка 0. Далее редакция «Волны» рассчитала итоги в соответствии с алгоритмом, учитывающим как среднюю оценку, так и количество слушавших данный альбом.

Участники опроса

Редакторы и авторы «Волны»:

Алексей Алеев, Олег Баранов, Георгий Биргер, Дарья Булыгина, Тагир Вагапов, Никита Величко, Илья Воронин, Егор Галенко, Евгений Галочкин, Александр Горбачев, Максим Динкевич, Костя Изиклайтус, Сергей Колесников, Булат Латыпов, Глеб Лисичкин, Кирилл Мажай, Артем Макарский, Филипп Миронов, Роман Мун, Кирилл Носков, Григорий Пророков, Николай Редькин, Феликс Сандалов, Юрий Сапрыкин, Антон Серенков, Маргарита Саяпина, Олег Соболев, Иван Сорокин, Сергей Степанов, Филипп Тимофеев, Даниил Трабун, Станислав Шарифуллин.


Музыканты и эксперты:

Борис Барабанов («Коммерсант»), Кирилл Битов (La Vtornik), Яна Блиндер, Феликс Бондарев, Антон Брунов (Onegin Please), Федор Веткалов, Евгений Горбунов (Interchain, Glintshake), Галла Гинтовт (Lucidvox), Иван Жбанов (Alpha-Beta), Илья Зинин, Василий Зоркий, Кирилл Иванов («СБПЧ»), Михаил Иванов («Любовь и роботы»), Люся Казарян («Фанни Каплан»), Степан Казарьян, Иван Калашников («Наадя»), Александр Калинин, Нина Карлссон, Поко Кокс, Александр Кондуков (Rolling Stone), Сергей Красин (Fancy Music), Олег Кудуро (Gillepsy), Максим Кульша (Super Besse), Анна Кутц и Иван Афанасьев (Love Cult), Дмитрий Куркин (Zvuki.ru), Жора Кушнаренко («Труд»), Иван Лужков («Монти Механик»), Дэвид МакФадьен, Антон Маскелиаде, Арсений Морозов (Sonic Death), Евгения Недосекина (Jekka), Олег Нестеров («Мегаполис»), Макс Николаев (Pinballsound), Евгений Новиков (Manicure), Влад Паршин (Motorama), Михаил Резван и Татьяна Андрианова (Follow Me), Сергей Сабуров, Андрей Саморуков, Антон Смагин (Tsars), Савва Розанов («Синекдоха Монток»), Филипп Сологуб («Странные игры»), Иван Смирнов («КДиМБ»), Максим Степаков и София Беженуца (Motherland), Виталий Топоров («Электрофорез»), Игорь Шапранский («Сруб»).

20. Ibibio Sound Machine «Ibibio Sound Machine»

20. Ibibio Sound Machine «Ibibio Sound Machine»

Ibibio Sound Machine — это британская группа из восьми человек, ведомая певицей нигерийского происхождения Ино Уилльямс. Их дебютный альбом — безостановочный праздник, во время которого не чувствуешь границ между современной электроникой и афробитом, десятыми и семидесятыми, Лондоном и Западной Африкой (а перкуссионист — из Бразилии). Ibibio Sound Machine обращаются к корням — Уилльямс поет на наречии ибибио, выученном в семье, — при этом не забывая о пульсирующих синтезаторах и жгучем бите. Если на праздниках думаете устроить танцы, не проходите мимо: тело пускается в экстатический пляс более-менее в любой обстановке.

«Let's Dance (Yak Inek Unek)»

19. SD Laika «That’s Harakiri»

19. SD Laika «That’s Harakiri»

Питера Рандж — это новый любимый музыкант Афекса Твина (см. ответ на десятый вопрос), два года назад записавший EP и в этом году найденный вновь боссами лейбла Tri Angle. Его первый альбом — это кишки, вырванные из грайма и дабстепа: клавиши, шипение пленки и племенные ритмы плюс самые разнообразные странные образы и детали. Обкромсанная, пугающая и беспощадная к слушателю музыка, которую хочется слушать по той же причине, что и смотреть кровавые и красивые фильмы. К середине альбома начинаешь ухмыляться подобно существу с обложки.

18. The Soundcarriers «Entropicalia»

18. The Soundcarriers «Entropicalia»

Кого попало на Ghost Box не берут. The Soundcarriers, по сути, занимаются тем же, чем и другие подписанты этого лейбла: бережно относясь к музыке прошлого, они создают равновеликое ей посвящение — например, калифорнийские группы шестидесятых они роднят с Can, призывая к себе в союзники не только Broadcast, но и Tame Impala с The Tops. В последнее время благодаря лейблу Captured Tracks и ему подобным появилась мода на музыку сколь легкомысленную, столь и обращенную назад; The Soundcarriers, ничем не отличаясь в исходных условиях, создают нечто гораздо большее — другое дело, что если они действительно имели в виду тропикалию, то нового альбома «Transa» не вышло. Так или иначе, лучшего ретро в этом году не было.

«Low Light»

17. Gesloten Cirkel «Submit X»

17. Gesloten Cirkel «Submit X»

Этот анонимный электронный музыкант вроде бы живет в России — впрочем, главный сайт об электронной музыке Resident Advisor, очень любящий Gesloten Cirkel (3-е место в альбомах года, 4-е место в треках года), высказывал предположения, что артист тесно связан с Голландией, потому как выпускается на тамошних лейблах и фламандский псевдоним взял вроде бы из документалки о гаагской электронной сцене «When I Sold My Soul to the Machine». Так или иначе, «Submit X» — это альбом, полный брутального техно, замешанного на электро и эйсиде. Треки «Stakan» со словами «на столе стакан, полуполная бутылка» и «Feat. Liette» с женскими напевами нужно заставить прослушать всех, кто считает русский язык немелодичным. «Submit X» идеально подходит для нелегальной вечеринки на заброшенном складе в начале 90-х. Мы на таких не были, и есть большие сомнения, что Gesloten Cirkel на них когда-либо был — но, в общем, можно устроить.

«Submit X»

16. Ratking «So It Goes»

16. Ratking «So It Goes»

«So It Goes» — пластинка удивительная. Не только из-за напора — Ratking лишний раз доказывают, что двадцатилетние сейчас способны на многое, — а еще и из-за того, что посвящение своему любимому Нью-Йорку рэп-трио строит совсем через другую культуру, британскую: дело не в Арчи Маршалле на подпевках, а в довольно четком влиянии грайма. С другой стороны, чего еще ожидать от альбома о диком смешении культур: «So It Goes» — это словно радиостанция с небольшими помехами от соседней волны. Здесь и джаз, и абстрактный хип-хоп, и олдскул — если продолжать аналогию, то это словно лучшее радио в GTA, во время ночной поездки по центру или пригороду подтверждающее: город наш, а старые лозунги не теряют в весе, если их правильно подать.

«So Sick Stories»

15. Angel Olsen «Burn Your Fire With No Witness»

15. Angel Olsen «Burn Your Fire With No Witness»

Как только ты убеждаешься в том, что Энджел Олсен тише воды да ниже травы, тебя оглушает электрическая «Forgiven/Forgotten». На этих контрастах зверя и дитя строится весь «Burn Your Fire With No Witness»: связующее звено здесь только драма долгой бескайфовой дороги из ниоткуда в никуда под названием жизнь — выплывают из гитарного морока клавишные, местами вкрадчивый женский голос успокаивает сам себя, но не сдерживается и переходит на крик, ритм-секция внезапно позволяет себе что-то развязное, и так далее, и так далее; Олсен лучше, чем кому бы то ни было удалось передать изменчивость человеческой души. Отрадно, что появившуюся в сети в самом начале года пластинку никто не забыл — значит, огонь удалось сберечь.

«Enemy»

14. Owen Pallett «In Conflict»

14. Owen Pallett «In Conflict»

Канадский модник-гей, певец, скрипач, игравший с Arcade Fire, Beirut и многими другими, на четвертом сольном альбоме спелся и сыгрался с Брайаном Ино. Звучит это ровно так, как можно себе представить их коллаборацию: изящные и драматические струнные оркестровки, красиво и затейливо взаимодействующие с синтезаторами, — плюс возвышенный и тонкий голос, поющий в основном о своем, о личном и в первой же песне сообщающий, что детей у его обладателя не будет. Ничего нового о таланте Паллетта, заключающегося в том, чтобы одновременно искренно и иронично сказать о самом сокровенном, этот альбом не сообщает. Самого по себе этого таланта более чем достаточно для многократного прослушивания «In Conflict».

«In Conflict»

13. The Bug «Angels & Demons»

13. The Bug «Angels & Demons»

По «Angels & Demons» хорошо заметно, что Кевин Мартин стареет — зато делает это, к счастью, донельзя красиво. На второй пластинке его проекта The Bug (в 2008-м это было принято называть дабстепом, сегодня — просто бас-электроникой) есть все признаки «взрослости»: выверенность, размеренность, серьезность, солидность — все это напоминает о позднем Трики, но Мартин все-таки не совсем в зануду превратился. «Angels & Demons» — пластинка, давящая мрачными басами, в которой есть как свежесть, так и некоторая дерзость в лице приглашенных Death Grips.

«Void»

12. Sun Kil Moon «Benji»

12. Sun Kil Moon «Benji»

Большой американский роман, рассказанный в форме музыкального альбома. Ну как «большой» — всего Марк Козелек тут произносит, по подсчетам дотошных слушателей, 5287 слов, что почти в 20 раз меньше, чем даже крошечный «Хоббит», но для музыкального альбома это вполне себе рекорд. Впрочем, не в этом дело, а в том, что именно рассказывает Козелек; «Benji» — это очень личная пластинка, сборник реальных историй о реальных людях в жизни Козелека; историй в подавляющем большинстве своем душераздирающих, рассказанных с максимальной откровенностью, которой иногда даже иным психотерапевтам от пациентов добиться не удается. Пронзающий душу и сердце альбом бардовской песни, требующий дюжей концентрации (заниматься чем-то параллельно с прослушиванием не получится), но того действительно стоящий.

«Micheline»

11. Run the Jewels «Run the Jewels 2»

11. Run the Jewels «Run the Jewels 2»

Если поначалу — то есть когда его только анонсировали — «RTJ2» казался лишь продолжением прошлогодней шутки, то уже после первых прослушиваний стало ясно, что это расширение пространства борьбы: ультразвуковой бас, убертрэп, кричащие семплы — все здесь вывернуто до края и предела. Предельно ироничный и насмехающийся над канонами современного хип-хопа (уже оксюморон) дуэт Ил-Пи и Киллер Майка — это куда более важное явление, чем музыка, записываемая рэперами в свободное от основной деятельности время. Те, кто кивает на строчки вроде «I put that dick in her mouth all day, she got that, she take that, she said she wanted my, wanted my», не замечают, что это издевательство над песнями о любви, а на альбоме есть еще и песня о коррупции среди полицейских.

«Oh My Darling (Don't Cry)»

Ошибка в тексте
Отправить