перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

«Амфетаминовые баллады» The Amazing Snakeheads как новая южная готика

Шотландское трио The Amazing Snakeheads выпустило на прошлой неделе альбом «Amphetamine Ballads» — возможно, единственный рок-дебют, который стоит послушать в этом году. «Волна» объясняет почему.

«Amphetamine Ballads» выходит на лейбле Domino ровно десять лет спустя после дебюта Franz Ferdinand, изданного там же. И те, и другие из Глазго, там и там — рок, но контекст, конечно, сильно поменялся. Тогда еще гремела «новая рок-революция» и журнал NME каждую новую группу провозглашал спасителями жанра — сегодня это все, конечно, уже смешно: ну какой журнал NME, какая рок-революция, да и спасать-то уже некого. Если в 2004-м еще можно было бы поспорить, жив ли рок или мертв, то сейчас это просто даже неинтересно, как и очередная группа из Глазго, выпускающая очередной (ладно, первый) альбом.

Ассоциации тоже сплошь нехорошие. То Reverend Beat-Man, в связи с которым вспоминается грязный подвал «Проекта О.Г.И.», где преподобный давал свои московские концерты, то Grinderman, Том Уэйтс и прочие дядьки за сорок (и пятьдесят), из-за которых сложилось впечатление, что блюз-рок — это только для дядек за сорок (и пятьдесят) и есть. Или The Monsters и прочие отшлифовавшие рока- и сайкобилли-эстетику до какого-то комикса без единой шероховатости. Тот, в общем, «настоящий рок», который имеют в виду все критики рока современного, чьи представления о настоящем устарели лет на 50. К счастью, ассоциации врут и все не так.

Обложка альбома «Amphetamine Ballads» — простая, как мычание

Обложка альбома «Amphetamine Ballads» — простая, как мычание

Честность — это, конечно, дежурный и чаще всего лукавый аргумент в музыкальных спорах, а молодость — и вовсе подлый, но для The Amazing Snakeheads это два ключевых фактора. Разница между ними и Grinderman примерно такая же, как между «не дала» в «No Pussy Blues» и ситуацией, когда и правда не дала; у Ника Кейва это повод для иронии, для The Amazing Snakeheads — реальная трагедия. Или как между ранним, еще вдовинским «Ленинградом» и «Ленинградом» сегодняшним — искренняя боль из-за ушедшей Татьяны против циничного брюзжания прожженного пьяницы. Конечно, у The Amazing Snakeheads тоже есть место стилизации, кабаку и пижонству, но когда речь заходит о женщинах, вокалист Дейл Барклей по-настоящему задыхается, заходится в истерике и воет волком — и это что-то, что после определенного возраста уже музыканту, как правило, недоступно.

«Flatlining», песня почти что про «flat circle» (см. ниже)

The Amazing Snakeheads будто отвечают на запрос немалого количества людей, решивших, вдохновившись «Настоящей кровью» и «Настоящим детективом», послушать Джейса Эверетта и Ти-Боуна Бернетта, но не нашедших там чего-то сегодняшнего. В них есть какое-то неопределенное ощущение ужаса, какая-то особая романтика. Пока другие последователи Скримин Джей Хокингса и Stray Cats играют в какое-то кабаре, а весь хоррор-эффект сайкобилли-панка укладывается в совсем нестрашный маскарад с хеллоуинским гримом, The Amazing Snakeheads благодаря своей молодости и честности если и не вдыхают в жанр новую жизнь, то хотя бы вытряхивают из него накопившуюся труху. В их случае музыкальные ссылки не так важны, как визуальные: южная готика, США 50-х, болота Луизианы, угольные шахты в Кентукки, бар на отшибе небольшого городка — как «Фрайдис», только задолго до «Фрайдис», — где сидит молодая компания в грязных белых футболках и кожаных куртках; плохие мальчики с зализанными назад челками, по вечерам играющие плохую музыку, чтобы привлечь внимание плохих девочек — хорошие все равно не дают. Это Юг, который сейчас активно стали переосмыслять, и как новое телевидение не стесняется видеть в южной готике сначала грязь, а потом романтику, так и The Amazing Snakeheads напоминают, что весь этот южный блюз и сайкобилли — это, в общем, не про лак, бриолин и элегантных щеглов в жилетке и с контрабасом, а про хулиганов, которые просто хотят потрахаться. Почему — возникает вопрос — эти американские реднеки из прошлого века на самом деле куда ближе и шотландским музыкантам, ими вдохновляющимся, и московским занудам, это теперь слушающим? Да потому что мода уходит, а «не дала» остается. Ведь время — это плоский круг. 

Ошибка в тексте
Отправить