«Crazy in Love»
В рубрике о величайших песнях в истории человечества — шедевр Бейонсе и самые интересные его кавер-версии — от Snow Patrol до Энтони Хегарти.
В июле 2002 года у Бейонсе Ноулз что-то пошло не так: лейбл решил передвинуть дату выхода ее дебютного альбома «Dangerously in Love». Певица не растерялась и попросту решила найти продюсеров, которые смогли бы написать ей еще несколько песен, — по ее словам, она устраивала своеобразные прослушивания приблизительно всех мастеров западного и восточного побережий, на каждого уходило по полчаса. Одному из таких, Ричу Харрисону, очень повезло с материалом — у него на руках был превосходный семпл из полузабытой песни «Are You My Woman (Tell Me So)» The Chi-Lites, — но во всем остальном явно не задалось: на радостях от полученного предложения о сотрудничестве он прошелся по нескольким ночным клубам в ночь перед встречей. Как следствие — на встречу он опоздал, да к тому же его мучило не очень легкое похмелье.
Тем не менее в своих силах он был более чем уверен — песня The Chi-Lites попалась ему на глаза довольно давно, и он лишь искал подходящего музыканта, которому он сможет отдать инструментальную демоверсию будущего хита (в том, что это будет хит, он был уверен на все сто). Вышло вовсе и не так — Бейонсе семпл понравился, но она была в нем недостаточно уверена; ставшие подлинным украшением духовые в самом начале казались старомодными, чем-то, что не очень подходит только начавшемуся двадцать первому веку. Она дала Харрисону шанс, но сразу же выдвинула условие — ему необходимо довести песню до ума за два часа. Невероятно, но ему это удалось, — и да, большая часть одной из самых запоминающихся песен нулевых была написана во время похмелья.
Если сама «Crazy In Love» — один из первых хитов XXI века, то клип на нее — один из последних иконических видео MTV, пережитка века XX
Работа над «Crazy in Love» вообще прошла очень быстро — так, появившийся буквально в последний момент Джей-Зи, парень Ноулз, написал свой текст буквально за десять минут, причем в студию он пришел в два ночи. Упомянутая им в самом начале «часть вторая» отсылает слушателя к вышедшей годом ранее его песне «'03 Bonnie & Clyde», после которой пошли слухи об их начавшихся отношениях. «Crazy in Love» окончательно подтвердила все слухи и одновременно дала старт одной из главных музыкальных пар нового времени. У Бейонсе еще нет прозвища Королева Би, Джей-Зи использует свою вторую кличку Young Hov, о которой в последнее время он вспоминает все реже. Все только начинается.
Дальнейшая история быстро обрастает, как водится, противоречащими друг другу подробностями — так, само название песни якобы пришло Харрисону в голову после того, как Бейонсе сказала ему: «В этой одежде я выгляжу сейчас как сумасшедшая», — а песня ей понравилась с самого начала. Тем не менее это уже неважно — как зачитал Джей-Зи, «история свершилась». Несмотря на посыл о том, что женское счастье — был бы милый рядом, это одна из тех первых песен, в которых Бейонсе показывает линию текстов, спетых от лица сильной женщины. Первой из таких была «Independent Woman, Part 1», спетая еще вместе с Destiny’s Child, «Crazy in Love» — продолжение темы в сольном творчестве. Главное здесь совсем не то, что героиня песни не может жить без второй половины, а то, что она не боится признаться в своей любви окружающим и, в общем-то, говорит самой себе, что все эти безумства от чувств совершенно нормальны и иногда можно делать все что хочешь.
Нельзя не упомянуть и клип, который идеально сочетался с песней, — появление певицы сопровождалось ее словами «вы готовы?», а камера приближалась к ней на бешеной скорости; этот безупречно срежиссированный эпизод показывал, что перед нами нечто большее, чем просто новая поющая девушка, а взрывающаяся где-то в середине видео машина — что это сверхновая звезда. Кто-то позволил себе ремарку, что после этой песни Бейонсе может называть себя дивой, кто-то — что лучшие моменты певице даются, когда она, двадцатиоднолетняя, не изображает из себя опытную взрослую. Прошли годы, появился опыт, а сказанные журналисту The Guardian цели были достигнуты благодаря одной этой песне — через пару месяцев после интервью она получит «Грэмми», о которой мечтала.
Бейонсе исполняет «Crazy In Love» живьем в 2007 году
Этот же журналист сравнит подготовку фанатов к встрече с Бейонсе, которую ему удалось застать, с инструктажем перед аудиенцией у королевы — и таким образом предугадает дальнейшее прозвище певицы и то, как развернутся ее дальнейшие взаимоотношения с поклонниками. Сейчас армия ее фанатов The Beyhive насчитывает (официально) 16 с половиной тысяч человек — но это только те, кто зарегистрирован на специальном форуме. Почему-то думается, что не последнюю роль в этом сыграла и песня — именно ее зажигательное и не отпускающее вступление позволяет влюбиться в творчество певицы надолго.
Сейчас певица может себе позволить рекордное по времени выступление на VMA, красочное шоу во время Супербоула, словом, каждый раз показывать, на что она способна, — и без «Crazy in Love», бросавшей слушателя с места в карьер, этого могло бы и не быть. Именно эта песня, шедшая на альбоме первой в треклисте, давала понять, что у Бейонсе есть желание, амбиции, талант, притягательность — все то, чтобы стать величиной; такой, какой она является сейчас. В поп-музыке нулевых было много больших песен, определивших звучание десятилетия: например, те же «Umbrella» или «Crazy», но именно эта песня подготовила почву и Рианне, не менее сильной исполнительнице, и Gnarls Barkley с их ретросемплами, и кому только не. В то время как по другую сторону океана Кайли Миноуг завершала старый век «Can’t Get You Out of My Head», Бейонсе открывала новый при помощи фанфар. И правда — как же иначе встретить новую эпоху?
10 исполнений «Crazy in Love»
Snow Patrol
Британцы поучаствовали в 2009 году в опросе на лучшую песню
десятилетия — и победил в ней хит инди-рокеров Snow Patrol «Chasing Cars».
Своей кавер-версией они, видимо, отдают должное ничуть не менее достойной
награды Бейонсе — но получается у них какой-то странный тяжелый рок, который
был бы гораздо лучше без рэпа.
Kadebostany
И снова хип-хоп, который портит хороший кавер, — швейцарская
версия Вудкида Kadebostany поначалу очень напоминает об автокавере, который
Бейонсе сделала для трейлера «50 оттенков серого», но сразу как вступает
речитатив, становится хуже, к тому же в ней появляются ненужные и неподходящие
гитары.
Sea Oleena
Монреальская группа, которую не так давно вновь заприметил
портал Pitchfork, исполняет нечто среднее между Daughter и Grouper — нет ничего
странного в том, что их разделенная на два голоса и тишайшие гитары версия
кажется такой воздушной и лишенной веса; это скорее комплимент.
Matt and Kim
Бруклинский дуэт показывает, как надо делать кавер на
Бейонсе — с кучей танцовщиц, духовых, практически без слов (все они здесь
заменены на «o-oh, before you’ve got to go»), но с огромным количеством задора.
Толпа вокруг в восторге — и всех этих людей очень даже можно понять.
Эмели Санде
Британская певица спела свою версию для «Великого Гэтсби»
База Лурманна — и его атмосфера сочетания нулевых и двадцатых здесь заметна
лучше всего; певица справляется с переносом во времени неплохо, но куда лучше в
этом плане работает аккомпанирующий ей оркестр Брайана Ферри.
Switchfoot
Американские альтернативщики, как кажется поначалу,
добавляют тяжести песне, но как только звучит искомое «о-оу», они становятся
скорее похожими на участников мальчиковой группы из девяностых, случайно
получивших в руки гитары. Выглядит это скорее забавно, но вместе с тем и
занятно.
Girls' Generation-TTS и Exo
Еще большее погружение в эпоху можно увидеть в кавер-версии,
которую исполнили участницы подгруппы корейского девичьего бенда Girls' Generation и не менее популярные участники китайско-корейского бойз-бенда Exo.
Сама атмосфера взята, кажется, из того же «Гэтсби», но получается все гораздо
живее и зажигательнее.
Даниела Андраде
Без акустических каверов под гитару, кажется, не обойтись — но
канадская исполнительница, специализирующаяся на версиях всем известных песен, делает, скорее всего, самую милую и простецкую версию. Девушка, гитара,
микрофон — больше тут ничего, в общем-то, и не нужно.
Heike Has The Giggles
Итальянские поп-панк-группы очень любят перепевать хиты
нулевых — стоит вспомнить хотя бы Vanilla Sky с их версией «Umbrella», — вот и
небольшая группа из Равенны берется за Бейонсе и по крайней мере ее не портит.
С мужским голосом, впрочем, это звучало бы несколько хуже.
Энтони Хегарти
Одна из лучших версий песни, с которой мог бы
посоревноваться разве что оставшийся незаписанным кавер Дэвида Бирна, — великий
андрогин выворачивает песню наизнанку и делает ее гимном одержимости, любви,
которая происходит в отчаянии и безнадежности, практически возводит поп-хит до
уровня античной трагедии.