перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Звуки

Kasabian, Swans, Die Antwoord, Cold Cave и другие

«Волна» разбирает главные пластинки за последние 7 дней: Kasabian козыряют энциклопедизмом, Die Antwoord устраивают оголтелую вечеринку, Swans строят монументы из боли и страха, сын Бобби МакФеррина заявляет о себе и другое.

Kasabian «48:13»

Ретроспективный брит-рок от одной из ведущих групп не очень ведущего жанра

Kasabian «48:13»

Как звучит

Отчасти Kasabian, как говорят про престарелых рокеров (впрочем, в наше время 10 лет группе — это правда уже много), вернулись к корням: как и на их дебютном альбоме, тут велико влияние мэдчестера, и синтезаторный хулиганский грув иногда уверенно отодвигает в сторону гитарный рок-н-ролльный разгул. Впрочем, не только к своим корням — помимо Primal Scream, тут легко углядеть и бритпоп образца Kula Shaker (и тоже с индийскими мотивами), и даже The Beatles образца альбома «Revolver». Все это объединяет фирменная манера Kasabian, утомленная и ленивая, но контрастно громкая и злая; будто ленивых по природе львов вынуждают огрызаться — они-то могут, но лучше полежать. В этом сочетании уверенного мастерства, утонченной жестокости в духе «Заводного апельсина» и наигранной лени, кажется, вся суть Kasabian, которую группе на этот раз удалось максимально точно изложить.

Чем интересно

Занятный получается год: группы одна за другой выпускают альбомы, которые должны были записать еще лет десять назад, — вот Liars, например, а теперь и Kasabian. После такой же хулиганской записи в 2004-м они двинулись скорее в сторону помпезного стадионного брит-рока, теперь же нашли между тем и другим какой-то оптимальный баланс. Забавно при этом, что делать им это было совсем необязательно, — как раз брит-рок вывел Kasabian в звезды, и не факт, что «48:13» глянется массовой аудитории. Ну, впрочем, и зря, если не глянется, — так гораздо интереснее, да и брит-рок сейчас совсем уже подзаглох.

«Explodes»

Swans «To Be Kind»

Очередной opus magnum в исполнении инфернального оркестра Майкла Джиры: два часа огня, воды и медных труб

Swans «To Be Kind»

Как звучит

Они «точно не пожалеют, а для тебя котел уже греют» — как будто про Swans спето. Реформировав свою главную группу, Майкл Джира трудится стахановскими темпами и всякий раз повышает градус горения своей музыки (хотя, казалось бы, куда уж больше). Двухчасовой монумент «To Be Kind» — это уже что-то из разряда атмосферных явлений: песни по тридцать с лишним минут, колокола, литавры и рваные ритмы, грозный живой дроун, бесстрастные и бесстрашные мантры, в которых любовь обращается жестокостью, а время — вечностью; при всем при том эта музыка не лишена определенного лиризма и уж точно исполнена чудовищного, зашкаливающего драйва. Если перефразировать Ю.Ю.Шевчука, Джира во многом занимается тем, что делает солдат ненависти и боли из воинов сочувствия, — тоже, в общем-то, по-своему благородное занятие.

Чем интересно

Сам Джира при каждом удобном случае сравнивает музицирование Swans с физическим трудом — деревообработкой, допустим, или добычей горной породы. Слушать «To Be Kind» — это тоже тяжелая работа, способная вызвать известную усталость; но работа, которая, если сделать ее толково, будет вознаграждена по заслугам.

«Oxygen»

Die Antwoord «Donker Mag»

Очередной альбом парадоксально популярной в России южноафриканской рэп-рейв-группы

Die Antwoord «Donker Mag»

Как звучит

По большому счету так же, как самый первый сингл Die Antwoord, только более качественно и изобретательно. Отголоски евродэнса и хеппи-хардкора 1990-х, мультяшный писк вокалистки Йоланди вкупе с хип-хопом, по битам и подачам больше всего напоминающим британский грайм: все то же самое, только сделано на этот раз с точки зрения цепкости, взрывности и ладности действительно превосходно. А разговорные скиты, обилие шуток, незатейливо обыгрывающих слово fuck, и нарочито примитивные мелодии еще местами сильно напоминают раннего Эминема и его D12.

Чем интересно

С Die Antwoord многое непонятно — например, их зашкаливающая популярность в России, где их восприняли не как одноразовую шутку про трэш 1990-х (и где даже появляются местные клоны группы). Или то, как им удается придумывать столько разных песен из такого небольшого набора приемов. И тем не менее факт налицо: Die Antwoord записали действительно крепкий альбом дискотечных боевиков и при этом не спекулируют на своих находках, уклоняясь в сторону то трэпа, то фиджет-хауса, то чего-то пока еще безымянного. Пока что изобретательности у них достаточно, чтобы не превратиться в цирковых обезьянок; это скорее музыкальный аналог шоу «Окна» — прекрасный завораживающий трэш, который еще пару сезонов точно будет веселить.

«Pitbull Terrier»

Cold Cave «Full Cold Moon»

Песни о холодном одиночестве и бессмысленности жизни: патентованный американский дарквейв

Cold Cave «Full Cold Moon»

Как звучит

Это не номерная пластинка Cold Cave, но сборник внеальбомных синглов, выстроенных в хронологическом порядке. Если так их и слушать, хорошо видно, как Уэсли Эйсолд развивался: от треков, построенных на звонких битах, с названиями вроде «Юный заключенный мечтает о романтике» и «Бескрайние океаны» до замусоренных шуршаниями и сторонними эффектами «Тошнота, Земля и я» или «Бессмысленная жизнь». Сам Эйсолд, как водится, говорит, что этот сборник получился очень честным. Оно и видно — потому, наверное, и все песни тут про бесполезность и никчемность лирического героя. 

Чем интересно

«Full Cold Moon» правдоподобно отвечает на старый вопрос «Почему холодная луна мне не дарит утра?». С хитами тут, конечно, проблема — зато стиль выдержан безупречно.

«Nausea, the Earth and Me»


Taylor McFerrin «Early Riser»

Дебютный альбом сына Бобби МакФеррина, вышедший на лейбле Brainfeeder

Taylor McFerrin «Early Riser»

Как звучит

Хочется надеяться, что после этого альбома вышеуказанный родственный ярлык отстанет от Тейлора раз и навсегда — он вполне себе самостоятельная творческая личность, готовая выйти из тени отца. Те, кто знает и любит лейбл Brainfeeder, почувствуют себя на «Early Riser» как дома: знакомые переборы клавиш, расслабленная атмосфера и легкое устремление куда-то вверх, в иные миры. Мультиинструменталист МакФеррин предпочитает живой звук, играет на инструментах везде, где может себе это позволить, и это чувствуется: эта пластинка живая — и она светится.

Чем интересен

«Early Riser» заявляет МакФеррина в качестве полновесного участника любого списка перспективных новичков. Если молодой человек еще и запоет — а к этому все идет, — то его коллеге Тандеркэту, определенно, придется посторониться. К тому же в нынешних погодных условиях лучшей замены условному Relax FM и не придумать — это музыка в лучшем смысле расслабляющая, позволяющая ни о чем не думать; и да, не переживать и быть счастливым.

«Place in My Heart»

Xeno & Oaklander «Par Avion»

Образцовый минимал-вейв в исполнении бруклинского дуэта

Xeno & Oaklander «Par Avion»

Как звучит

Музыка Xeno & Oaklander могла бы иллюстрировать словарное определение: пунктирные синтезаторные мелодии, хлопочущий бит, волокнистые атмосферы, неровные, но какие-то трогательные голоса, поющие на английском и французском, — все как полагается, и все при этом работает. «Par Avion» не напрашивается ни на длинные описания, ни на пространные осмысления, но при этом и совершенно не надоедает; тем более что при желании под эту музыку можно и потанцевать — причем почему-то кажется, что более всего она располагает к домашней вечеринке человек эдак на пять.

Чем интересно

Минимал-вейв вернулся в рыночный оборот вот уже как лет пять, однако парадоксальным образом лучшие люди жанра продолжают держать планку качества, и ощущения конвейера не возникает, несмотря на изрядные объемы производства такого рода музыки. Xeno & Oaklander — лучший тому пример: запись сколь предсказуемая, столь и прекрасная.

«Sheen»

«Лензвук» «Лензвук»

Оптимистичные и причесанные песни из Петербурга

«Лензвук» «Лензвук»

Как звучит

Лучше всего за себя скажут строчки из самой группы: «Пятнадцать лет проспав, опохмелиться». Ну только, допустим, не пятнадцать, а двенадцать— будто на дворе 2002 год и только-только вышли альбомы «Кофе и сигареты» и «Суперприз». Впрочем, «Лензвук» все-таки поинтереснее; если это и историческая реконструкция, то не совсем понятно — чего: здесь и поминают The Strokes, и сборник Nuggets, и взывают при помощи скрипок и названий вроде «Дурак семи морей» к ранним Bee Gees. Проблема в том, что песни здесь страдают излишней благостностью и не всегда западают в голову, и это, пожалуй, минус.

Чем интересен

Это именно что лензвук — петерзвук сейчас диктуют группы совсем другого толка и настроения; по ряду необъективных причин с добрыми группами в городе сейчас туго. В такой обстановке эти песни становятся одним из немногих выходом для тех, кто несколько подустал от извечного петербургского сплина. К тому же приятно знать, что есть люди, у которых — несмотря ни на что — все хорошо.

«Английский сад»

  • Слушать / купить Bandcamp
Ошибка в тексте
Отправить