«Нас не догонят»
В очередном выпуске постоянной рубрики о биографии лучших песен в истории человечества — открывавший Олимпиаду в Сочи хит группы «Тату» и самые странные, дикие и лучшие каверы на него — от евродэнс-версий до Баскова с Киркоровым.
Всю первую половину 1999 года будущий продюсер «Тату» Иван
Шаповалов (позже — Поднебесный) был занят идеей создания музыкального проекта.
Первоначально он был посвящен косовскому конфликту, а Шаповалов планировал
привлечь к участию различных рок-звезд. Композитором Александром Войтинским
(позже — продюсер «Зверей» и сооснователь киностудии «Базелевс» Тимура
Бекмамбетова) была написана песня «Югославия», предназначена она была для
мужского голоса, но в итоге спела в ней четырнадцатилетняя девочка — звали ее
Лена Катина, нашли ее во время кастинга в «Непоседах». Знакомый Шаповалова,
Борис Ренский, предложил после прослушивания песни сделать проект, полностью
сосредоточенный на одной девочке, однако постепенно было принято решение
создать дуэт. Шаповалов позвал и других своих знакомых — журналиста Елену
Кипер, режиссера Валерия Полиенко и работника телевидения Леонида Дзюника — двое
взялись за тексты, а третий за работу концертного директора. Так и начались «Тату».
Первая часть истории «Нас не догонят» все же не отделима от ее предшественницы, «Я сошла с ума», взорвавшей в конце 2000-го чарты и умы многих; впрочем, есть мнение, что происходившее с «Тату» воспринималось как дикая шутка и стеб, и все поменялось лишь с расширением пространства борьбы дальше, на Запад. Так это или нет, не очень понятно, но целующиеся девушки подогревали к себе интерес, поначалу отказываясь давать интервью и отвечая на редких пресс-конференциях на ограниченное количество вопросов. С выходом дебютного альбома вопросов стало еще больше: для него была придумана легенда о сбежавших из-за непонимания и злобы подростках, а новая песня словно была частью той легенды.
Первое публичное исполнение песни (начинается на отметке 3:40) с вырезанным потом куплетом, в котором можно и пропаганду суицида услышать при желании
История, впрочем, была придумана сюрреалистичная — согласно
ей участницы дуэта сбили своего продюсера и скрылись в неизвестном направлении.
Вышедший аккурат с альбомом клип (сингл вышел в тот же день — было ли это
странной выходкой или расчетливым продюсерским ходом, тот еще вопрос), как
кажется, достаточно красочно показывал эту сцену, однако совсем не прояснял
происходящего — кроме того, что девочки ехали в сторону аэропорта. Далее
история, которая должна была быть, по идее, рассказана в клипах, и вовсе теряет
нить повествования — примечательно, что и сама «Нас не догонят» такая же:
начинаясь соответствующе последней моде тех лет — с брейкбита, она легко
рассыпается, становится более лиричной. Такая же она и в текстовом плане — фрагментарная,
неполная, словно в ней чего-то не хватает.
Это самое «что-то» можно найти в первых редакциях текста — в так называемой премьерной версии, исполненной в марте 2001-го на фестивале MTV в Кремле (назывался он, что характерно, «Бабий бунт»). В вырезанном позже куплете можно увидеть и оставшееся только намеками непонимание — «вам не понять, вам не поверить», и юношеский максимализм с презрительным обращением «человечки» ко всем, от кого хочется сбежать. В другой ранней версии, «Снег по ладоням», героини и вовсе пытаются кому-то что-то доказать: «мы убежим, мы им покажем». Во всех из них, как и в самой первой демоверсии, упоминаются те самые «двести по встречной», что делает «Нас не догонят» заглавной на альбоме. Благодаря этим первым версиям и полуутраченным строкам история становится четче и понятней. Не сказать чтобы и до этого не было ясно, о чем эта песня — о побеге от непонимания, о внутренней и внешней эмиграции, ну и конечно же, о любви. Тем интересней то, что произошло с песней потом.
Клип на русскую версию песни. Англоязычный, впрочем, выглядит ровно так же
Между первым и вторым рождением песни изменилось многое — участники
записи перессорились между собой, причем чуть ли не в самом начале: автор
музыки Сергей Галоян увидел в буклете альбома, что главные хиты якобы написаны
им вместе с Шаповаловым, в то время как он придумал всю музыку сам. Решение
проблемы оказалось неочевидным: теперь в выходных данных альбома числится некий
мифический «соавтор». Постепенно стали ухудшаться отношения и с другими
участниками — и после неудавшейся попытки записать второй альбом девушки ушли
от продюсера. Полиенко впоследствии написал почти все тексты для альбома
«Люди-инвалиды», а Галоян работал с группой вплоть до ее тихого распада в 2009
году.
Как это часто бывает в современной музыке, ни один большой исполнитель не пропадает бесследно и навсегда: в 2012 группа впервые выступила в одном из московских ресторанов, а в прошлом году дали еще несколько концертов в Киеве, Петербурге и Ярославле, кроме того, группе посвятили передачу-концерт на НТВ — но самое важное для этой истории выступление, впрочем, произошло совсем недавно. «Нас не догонят» стала чем-то вроде гимна российских спортсменов на зимней Олимпиаде, и дуэт, поющий в словно выросших вместе с ними костюмах, только кажется попавшим туда случайно. В 2009 группа выступала на другом масштабном открытии — Москва принимала у себя «Евровидение» — и посреди военного хора, оркестра барабанщиков и розового танка было видно, что «Тату» не зря считается одной из главных экспортных групп. Теперь же, услышав «Нас не догонят», как сплетенную вместе с «We Will Rock You» и «Harder, Better, Faster, Stronger», так и с «Танцем с саблями», можно подумать, что «Тату» может считаться еще и группой объединяющей — приблизительно в одно и то же время о них хорошо отзывались как Алла Пугачева и эстрадные российские артисты, так и Александр Дугин и зарубежная критика. И еще о том, что песня теперь точно может считаться классическим отечественным поп-хитом. Став более успешным продолжением, «Нас не догонят» совместила в себе оба смысла сочетания «оставить далеко позади» — к самой группе применим лишь только один из них: из русских групп еще никто не приблизился к тому, чтобы повторить их успех. Мир их ловил, но не поймал — об этом, собственно, и песня.
10 каверов на «Нас не догонят»
1. Дейв Роджерс
Англоязычная версия песни, «Not Gonna Get Us», за рубежом не
менее популярна, чем оригинал у нас, — у группы есть двойники, композицию
часто поют поверх инструментальной версии
(что затрудняет поиск), дают исполнить вокалоидам, в конце
концов, просто изображают,
что поют. Версия
практически безвестного деятеля евробита отличается от оригинала, и не в лучшую
сторону — здесь обе стороны хита, танцевальная и гитарная, доведены до
абсолюта; уже даже и китчем не назвать.
2. Эш Ле Фис
Музыканту удается практически невозможное — сыграть песню
при помощи одной только гитары. В то время как остальные берут в качестве
основы инструментальный трек и заменяют голос инструментом, Ле Фис поет сам — и
несмотря на все огрехи исполнения, кавер у него вполне получается.
3. «Слот»
Одиозная московская группа известна, помимо прочего, своими
каверами — несмотря на не самый очевидный выбор, вокалистка Нуки мечется по
сцене весьма убедительно и не находит себе места. Подпевает, впрочем, изрядное
количество зрителей.
4. «Дергать»
Обнинская группа превращает песню в залихватский ска-панк, а
кадры из фильма «Поезд вне расписания», заботливо приложенные фанатами, только
усиливают впечатление. Смена жанра, впрочем, не делает версию очень
оригинальной.
5. «Бряц-Band»
Квартет народных инструментов выступает в не самой обычной
обстановке — из-за атмосферы легкой странности происходящее напоминает фильм
«Новогодний аттракцион»; оторваться меж тем практически невозможно. Словом,
цирк, да и только.
6. LSD
Пензенские панки подходят к делу слишком шутливо, что не
мешает им совместить две песни «Тату» в одной, осчастливить, судя по лицам,
местную публику и в итоге не пощадить никого. В таком контексте концовка
видео не может не умилять.
7. «Бони нем»
Пародийная группа Кирилла Немоляева наносит последний удар
по дуэту классической для себя тяжелой обработкой — получается довольно
радикально, если не знать, что остальные переделки Немоляева отличаются от нее
мало. Впрочем, вместе с кадрами из клипа получается даже забавно.
8. Ольга Зарубина
У участницы шоу «Ты — суперстар!» в голосе иногда появляется
неподдельное отчаяние, что придает песне дополнительный драматизм. Также
хочется отметить сирены, ревущие в самом начале, — довольно простой, но очень
хорошо дополняющий песню ход.
9. Алла Пугачева и София Ротару
Ротару и Пугачеву принято называть «заклятыми подругами» — на
этот раз дружба довела их до кавера на «Тату» на шестидесятилетии второй. В
версии на деле удивительного мало — когда-то Пугачева говорила о дуэте: «Если
даже мне понравилось, то это правда успех», но в качестве подарка на юбилей она
очень даже подходит.
10. Филипп Киркоров и Николай Басков
С ответными действиями выступили участники второго
противостояния русской поп-музыки, Филипп Киркоров и Николай Басков — по
иронии судьбы на дне рождения последнего. За короткое время они успевают обсудить титул короля русской поп-музыки, пошутить насчет тандема и спародировать
собственно «Тату». Обычно к таким видео оставляют комментарии «Теперь я видел все»,
но если вам мало, то предлагаем перейти на свой страх и риск по этой ссылке.