Ключевые феномены российской эстрады от домостроя до мамкора
В рамках подготовки серии материалов о происходящем в местной популярной музыке шеф-редактор «Волны» Георгий Биргер провел неделю, слушая «Русское радио» и смотря Ru.TV, и сумел не только остаться в своем уме, но и описать феноменологию нынешней отечественной эстрады.
Домострой
Относительно свежее веяние в российской музыке — целомудренные поп-песни. К черту молодость, свободу и вечеринки; новая установка — нравственность. В женских домостроевских песнях объясняют, что цель в жизни — найти мужика и ему родить (причем как можно скорее; смотрите также «Твоя навсегда»), в мужских — что нечего по клубам ошиваться и тратить время зря, нужно найти любимую, сделать женой, кормить семью и заделать потомство. Причем, судя по песне «Примером» группы «30.02», потомков должно быть минимум двое, а сделать все нужно успеть до тридцати.
Примеры: «30.02» «Примером», Натали «О боже, какой мужчина», «Нервы» «Глупая», «Фабрика» «Не родись красивой»
Евродэнс
Альбом Мадонны «Ray of Light» вышел 15 лет назад, но до сих пор выпестованный на нем Уилльямом Орбитом звук, вдохновленный на тот момент еще современным евродэнсом, остается для российской поп-музыки одним из главных ориентиров. Некоторым даже удается переплюнуть Орбита в придании евродэнсу чувственности и изящества — тем не менее того факта, что жанр уже 20 лет как мертв, это не отменяет. Впрочем, массовая поп-музыка ориентируется на массового слушателя, а для него никто никогда не умирал, и даже новый ремикс диджея Цветкова на песню «Мумий Тролля» «Дельфины» (тоже 15-летней давности) попадает в чарты iTunes.
Примеры: Полина Гагарина «Нет», Алина Артц «Самая яркая звезда», «Градусы» «Радио дождь»
Интернет-рефлексия
То, что интернет стал неотъемлемой частью жизни человека, для российской поп-музыки до сих пор новость и сюрприз. Осмысление этого феномена пока что происходит по большей части через отрицание. То есть интернет — это такая злая штука, которая затягивает людей, нет души, из-за интернета люди перестают друг с другом нормально общаться. То, что только благодаря интернету большинство этих песен и можно услышать, конечно, не учитывается. Параллельно с этим восходит звезда Ромы Желудя — первого по-настоящему массового поп-артиста, рожденного в сети и логичным образом более к ней расположенного.
Примеры: Сергей Трофимов «Интернет», Аркадий Лайкин «Лайки», «Дискотека «Авария» «Лайк ми»
Клубняк
Фактически то же, что евродэнс (см. выше), но сделанное все-таки с пониманием того, что живем мы в XXI веке. Главные отличительные признаки — резко долбящий бит и плотный синтезаторный гул на низких и средних частотах, как в западном электроклэше начала нулевых и вонки-попе середины-конца десятилетия (то есть в ранних песнях Леди Гаги). По такому звуку, собственно, можно вычислять немногие действительно современные поп-проекты, которых, к сожалению, довольно мало.
Примеры: Serebro «Я тебя не отдам», Нюша «Наедине», «Винтаж» «Знак Водолея»
Мамкор
Виной тому, видимо, давняя «Говорила мама» группы «Девочки», но так или иначе почти у каждой певицы сегодня есть хотя бы одна песня, в которой она обращается к маме — причем исключительно по поводу своей личной жизни: от «ой, мама, я влюбилась» до «эх, мама, ты была права, он козел» (чаще второе). Прием добавляет песне достоверности — все-таки кому попало о личной жизни не рассказывают, да и мама — просто более внимательный слушатель, чем незнакомый человек, включивший радио, телевизор или ютьюб. Обратная сторона этой тенденции — сакрализация матери в русском популярном хип-хопе и постшансоне (в диапазоне от Стаса Михайлова до рэпера Бахти): именно она тут становится недостижимым идеалом, сравнения с которым не в состоянии выдержать ни одна девушка.
Примеры: IOWA «Мама», Слава «Расскажи мне, мама», Loboda «40 градусов»
Новая дворовая песня
Последние дворовые парни, бренчащие под окнами, кажется, уже растят внуков, но почему-то идея песен для них жива до сих пор. Группа IOWA и вовсе вслух изъявляет желание, чтобы их песню «во дворе играли пацаны на гитаре», — есть подозрение, что этого пока так ни разу и не произошло, но на ротациях такой подход сказывается хорошо; людям нравится, когда просто и душевно. Душевность, собственно, главное требование к таким песням, также приветствуются «свет», «доброта» и прочее наследие КСП.
Примеры: Денис Майданов «36,6», IOWA «Простая песня», «Достучаться до небес» «Гугл»
Позитив
Еще одно наследие КСП (см. «Новая дворовая песня») и всех этих «как здорово, что все мы здесь» — песни с пронзительно добрым и светлым настроем и обязательной ноткой мечтательной печали: несмотря на невзгоды, жизнь продолжается, и вот такая она жизнь. Также тут можно обозначить и отдельный поджанр «гришковец-рок», в котором все то же самое не поется, а рассказывается доверительным тоном под бесхребетную музыку. У людей, такие песни исполняющих, всегда, как правило, блаженная улыбка на лицах, но серьезные многозначительные взгляды.
Примеры: IOWA «Улыбайся», «Люмьер» «Час пик», Денис Майданов «36,6»
Постшансон
Пока депутаты Госдумы на полном серьезе собираются запретить блатную песню, она и без их помощи благополучно уходит в прошлое, потому как целевая аудитория повзрослела и остепенилась. Уставшие от блатного беспредела люди сегодня заводят семьи и и меняют интересы (см. исследование «Волны» на эту тему трехгодичной давности). Их постшансон и удовлетворяет; тут есть два основных направления: для мужчин — философские раздумья о тяжести бытия и коварстве женского рода, для их женщин — песни о сказочных преданных, благородных и любящих мужчинах. При этом с точки зрения собственно звука все это не слишком отличается от песен про воровскую жизнь 10–20-летней давности.
Примеры: Григорий Лепс «Я счастливый», Ян Марти «Она красива», Стас Михайлов «Ты навсегда моя»
Русский народный соул
Один из немногих действительно самобытных отечественных жанров. Как и любой самобытный жанр, подсмотрен в черной музыке — и конкретно в соуле, — но довольно естественно адаптирован. Михей в девяностых и 5’Nizza в нулевых придумали и поэтический язык жанра (с ловким кружением рифм на один и тот же слог по всему куплету), и музыкальный (с пронзительным сиротским воем), сегодняшние же поп-исполнители эти наработки успешно используют. Это редкий случай, когда музыка получается и одновременно узнаваемо русской, и неоспоримо современной, даже странно, что жанр не так уж и востребован поп-производителями.
Примеры: Макс Корж «Небо поможет нам», «Пицца» «Оружие», «Чаян Фамали» «Вера внутри меня»
Синтетические оркестровки
Фантомная боль по утерянной советской эстраде в российской поп-музыке не угасает последние 20 лет и не угаснет, похоже, никогда — даже аннексировать нечего, чтобы боль эту излечить. Поэтому проявляется она в попытке эту эстраду воссоздать, в частности, величественные струнные и духовые аранжировки, которые исполнители тех лет могли себе позволить. Реконструкция осуществляется доступными методами — цифровыми, с наложением цифрового же бита; звучит, честно говоря, убого. Но продюсеры так, видимо, не считают и до сих пор от приема не отказались — особенно продюсеры тех песен, которые попадают в формат «Русского радио».
Примеры: Григорий Лепс и Ани Лорак «Зеркала», Loboda «Город под запретом», Дмитрий Колдун «Город больших огней»
Твоя навсегда
Главная тема для всех самых популярных песен, исполняемых красивыми женщинами, — что весь смысл существования героини в том, чтобы всеми способами ублажать адресата песни. Кажется, именно для создания таких иллюзий поп-музыка в принципе и придумана: радовать мужчин и раздражать феминисток поддержанием патриархальных культурных стереотипов.
Примеры: Serebro «Мало тебя», 5sta Family «Вместе мы», Вика Дайнеко «Дыши»
Юмор
Популярность смешных рингтонов привела к популярности песен, которые легко на такие рингтоны нарезаются. Шутят чаще всего на тему секса и отношений — примерно так, будто участники аутсайдерских команд КВН вступают в КСП и пишут песни по мотивам заметок в газете «Спид-инфо». Поют эти песни искаженными как бы мультяшными голосами, но в них, как назло, крайне прилипчивые рефрены в припевах, из-за чего случайно услышанная с утра такая песня способна весь день звучать в голове. Что с этим делать — решительно непонятно. Остерегайтесь.
Примеры: MC Zali «О боже, какая телка», «Пающіє труси» «Му-му», A-Dessa «3G»