Сто песен года, часть третья: электроника
«Волна» продолжает подводить итоги года — на этот раз мы выбрали лучшие электронные треки 2014-го.
Andy Stott «Violence»
По-настоящему альбом Энди Стотта «Faith in Strangers» — одна из лучших электронных записей года — начинается через две с половиной минуты «Violence», когда на слушателя обрушивается грузная басовая пульсация.
Caribou «Our Love»
Four Tet, как известно, может разобрать абсолютно что угодно и собрать в прикладную электронику; Дэн Снейт (Caribou) делает то же самое в одноименной песне с альбома «Our Love» — только со своим разбитым сердцем.
Gesloten Cirkel «Submit X»
Анонимный музыкант, вроде бы живущий в Москве, тоскует по сумасшедшим техно-, электро- и эйсид-вечеринкам прошлого. Заглавный трек с преотличного и вправду справедливо захваленного на Западе альбома «Submit X» — один из самых привязчивых: главным образом благодаря вокальным семплам.
Софи «Hard»
«Don’t Fucking Tell Me What to Do» нового поколения — как будто с прошлого прошло так много времени. Софи замешивает писи-бит и новый грайм в такой тугой узел, что мало не кажется: удивительный и постоянно преображающийся трек, под который, как выяснилось этой осенью, вполне себе можно танцевать.
SBTRKT «Temporary View»
Лондонский постдабстеп-продюсер сотрудничает много с кем, но с Самфой у них получается лучше всего. В смысле чувственнее и тоньше — особенно когда эмси по слогам выговаривает в начале припева название песни и добавляет к нему yeah.
«Тальник» «Цвет надежды»
Нежно-призрачная вокальная партия, отстраненный стук, растягивающийся, как резина, бас и падающие, как капли, клавиши. Маленький обледеневший шедевр.
A.G.Cook «Beautiful»
Песня столь же простая, сколь и сложная — отсылки одновременно к классической Ибице, Баху и британской поп-музыке нулевых. Как всегда у лейбла PC Music, за паточной оболочкой скрывается что-то менее приятное — но об этом можно не задумываться.
Objekt «Ratchet»
Самый бойкий, пожалуй, трек с альбома «Flatland», больше других подходящий для клубных вечеринок. Соединение двух главных идей пластинки — экспериментальное техно плюс консервативный IDM.
Джеймс Блейк «200 Press»
Джеймс Блейк делает вид, что ему очень грустно, — а на самом деле создает вот эту трехчастную композицию, построенную на трех семплах, с обманными дропами и несколькими кульминациями. С 2.01 до 3.47 — песня практически гениальная.
Mr. Mitch «Don't Leave»
Грайм можно гнуть в разные стороны, в том числе делать его предельно человечным и эмоциональным — что и доказывает лондонский продюсер Майлс Митчелл как на этом отдельно взятом крике души, так и на всем альбоме «Parallel Memories».
Actress «Rule»
На последнем альбоме Даррен Каннингем практически похоронил техно, то есть звучит все так, будто пластинку достали из-под земли спустя годы. «Rule» не исключение — очень прилипчивый заедающий семпл довольно быстро разрешается трогательным хаусом; лучшей кульминации альбома не придумать.
Cashmere Cat «Pearls»
«Pearls»
Во времена, когда даже сами Mount Kimbie не сочиняют такого же игрушечного по ощущениям глитч-хопа, как на первой EP, норвежский продюсер компенсирует недостаток. Звучит при этом вполне современно — не как забытый постдабстеп, а скорее как EDM, который не пытается отрезать слушателю уши.
Porter Robinson «Sad Machine»
Пронзительно-печальный дуэт девочки-робота и мальчика — добро и нежность льются через край. Самый, если не единственный, непротивный трек 2014 года, который по всем формальным признакам можно причислить к EDM.
Афекс Твин «CIRCLONT14 [152.97] [shrymoming mix]»
Неожиданно нежный для Афекса Твина трек с любимой им дисгармонией. Апофеоз — засемплированная фраза, которую напевает его жена; символ того, что даже Афекс уже остепенился.
Love Cult «I Smoke (Only When I’m Happy)»
Увы, петрозаводский дуэт перестал выпускать по треку в день, но на их последнем на данный момент сингле есть трек, который бы в этом путевом дневнике точно не затерялся — маревный, заедающий и пристающий, названию явно соответствующий: ты счастлив, когда ты ничего не понимаешь. И все в дыму.
Skrillex feat. Chance the Rapper «Coast Is Clear»
В 2014 году презирать Скриллекса уже совсем как-то неловко; любить, впрочем, тоже — он превратился в признанного мастера музыки для шумных мероприятий и песни свои пишет сам именно в таком качестве. «Coast Is Clear» — идеальный саундтрек для гедонистических вечеринок где-нибудь в Майами, комичные соул и ритм-н-блюз о самом главном.
SD Laika «Great God Pan»
Житель Милуоки по имени Питер Рандж вырвал кишки из грайма и дабстепа, не забыв после покрыть их копотью и полить грязью. Благодаря мелодичным синтам — самый легкий для восприятия трек из обладающего разрушительной мощью альбома «That's Harakiri».
Danny L Harle «In My Dreams»
Возможно, самый печальный — и все равно обманчиво эйфоричный — трек, выпущенный в этом году лейблом PC Music. Не забудьте посмотреть на стаю птиц.
Иван Дорн «Танец пингвина»
В первую очередь «Танец пингвина» — как в оригинале Скрябина, так и в дорновской переработке — просто очень хорошая песня о том, что быть собой и не идти с толпой иногда бывает очень сложно. У Дорна это еще и буквальная иллюстрация самозабвенности, которая для такой философии требуется, — забудься в танце, а те люди, что не думают сами, пусть идут лесом.
Thee Silver Mt. Zion Memorial Orchestra «Any Fucking Thing You Love»
Мальчик, кот, водоворот — все, что любишь ты, умрет. Двенадцатиминутная монументальная композиция от людей, которые продали гитары и купили вертушки — настоящее звуковое цунами.