Типси Тип, Actress, Vtgnike и другие
«Волна» разбирает главные пластинки за последние 7 дней: русский рэп против Навального и плана Даллеса, новая запись одного из умнейших электронщиков мира, очередная ипостась первопроходца русского джука, образцовый соул и многое другое.
Типси Тип «Под бровь»
Новая запись уроженца Кривого Рога, который, впрочем, явно (и обоснованно) считает себя целиком и полностью русским рэпером. Добавим: одним из лучших на данный момент
Как звучит
«Как» тут не слишком важно (музыка у Типси Типа главным образом выступает в функции «борозды не портит»), куда существеннее — «что». Типси Тип — это такой почвеннический ответ Оксимирону: слова Алексей Антипов вяжет не менее виртуозно и плотно, при этом в совершенно другой, очень своей манере, одновременно грубой и изящной; Типси блистательно разыгрывает резкую фонетику русского языка в его же пользу. Поначалу увлекает именно этот доморощенный флоу, потом начинаешь слышать, о чем речь, — и они одновременно впечатляют и настораживают. В «Под бровь» Типси Тип меняет прежнюю житейскую философию на социальную лирику — причем радикально консервативного толка: тут на полном серьезе рассказывают про план Даллеса, почти на полном серьезе говорят «Сталина на вас нет», также имеется виртуозный в поэтическом смысле пассаж про Навального («Не наваливай, Навальный, не волнуй орган волновальный сильно, а то на вилах станешь Навильным»); в конце автор и вовсе признается, что зигу все-таки не кинет, но вообще за здравых правых ребят. Проще говоря, «Под бровь» — это рэп патриотический, но не идиотический; и с ним, конечно, можно не соглашаться, но лучше прислушаться.
Чем интересно
Лучшие образцы русского хип-хопа всегда полезно слушать еще и для того, чтобы диагностировать народные настроения. Если верить Типси Типу, они уже близки к точке кипения — и излагает рэпер эти настроения предельно талантливо.
«Эра Водолея»
Actress «Ghettoville»
Очередная запись британского электронщика Даррена Каннингема, техно-экспериментатора и цифрового шумовика, записавшего лучший по мнению авторитетного журнала The Wire альбом 2010 года
Как звучит
Тот же The Wire описывал звучание Каннингема как «конкретный R&B» (в смысле, «R&B concrète») — и это очень меткое определение. Как и многие свои коллеги (от Burial до Зомби), Каннингем занимается деконструкцией современного хип-хопа, но заходит дальше и глубже всех — от объекта исследования у него остаются только шумовые обрывки, которые Actress дизайнерски развешивает вокруг прямых техно-ритмов, сумбурного шуршания и сотканных из цифровых помех текстур.
Чем интересно
Как минимум тем, что помимо Actress ничего подобного никто не делает; иногда даже кажется, будто Каннингем строит целые цифровые миры. Его композиции напоминают об атмосфере видеоигр про космос — от Another World до Mass Effect— из-за схожего эффекта погружения в виртуальную вселенную, ну а каждая пластинка — еще один новый уровень, открывающийся в этой Вселенной. Что касается контента этих уровней, то названия альбомов Actress говорят сами за себя: дебют «Hazyville» был мечтательным, «Splazsh» водянисто-пузырящимся, «R.I.P.» замогильным, а нынешний «Ghettoville» — самый грубый и с очевидными отсылками к наследству Детройта и Чикаго.
«Gaze»
- Купить Ninja Tune, iTunes
I Break Horses «Chiaroscuro»
Второй альбом шведского дрим-поп-дуэта, целиком перешедшего с гитар на синтезаторы, а от более шугейзового звука к минимал-вейву
Как звучит
I Break Horses — это шведы Мария Линден и Фредри Блэк, назвавшиеся в честь песни американского барда Билла Кэллахана, но играющие, впрочем, как нечто среднее между клиентами лейбла 4AD и группой Xeno & Oaklander. На первом альбоме I Break Horses звучали мечтательные песни в духе Cocteau Twins и Slowdive; в итоге группа отправилась в туры с M83 и Sigur Rós. В название второго альбома вынесен термин из живописи, сильный контраст между светлым и темным — но почему-то кажется, что имеется в виду не содержание альбома, а разница между «Chiaroscuro» и тем, что I Break Horses делали раньше. Они избавились от гитар (которых, справедливости ради, и так было не слишком много) и целиком отдались синтезаторам; получилась холодная, несколько отстраненная, но все равно очень сердечная музыка. Из многих слоев синтезаторов и драм-машин выходит ничуть не менее насыщенный звук, чем с гитарами. «Chiaroscuro» выглядит, как большая ледяная глыба, к нему сложно подойти и сложно полюбить горячей любовью — но в толстом слое льда застыло много чего интересного.
Чем интересно
Мечтательный минимал-вейв в чистом виде — без сюрпризов, но красиво.
«Denial»
- Купить iTunes
Vtgnike «Dubna»
Второй альбом талантливого анонимного продюсера из Москвы, сочиняющего абсолютно актуальную электронику; к слову, вышел на лейбле Николаса Жаара
Как звучит
После выхода «Sueta Nebytia», первого альбом Vtgnike, на котором тот удачно свел чикагский джук с семплами и советской и русской музыки (вокруг этого метода выстроен сборник «Береза»), продюсер, кажется, находился в творческом поиске: во-первых, записывал техно под именем Myown, во-вторых, сравнительно регулярно публиковал от имени Vtgnike абсолютно разную музыку (от танцевальной до практически эмбиентной). На «Dubna» звучит в основном неспешная и красивая музыка самого разного толка: и даунтемпо, и басовая музыка в самом прохладном варианте, и приторможенный джук. Советских семплов вроде бы нет, но русскость все равно мерцает: в мелодиях, заголовках, даже в названии альбома, из-за которого музыка неизбежно ассоциируется с заснеженным наукоградом.
Чем интересно
Пока что лучший русский электронный альбом этого года.
«Zarubezh»
- Купить Juno
Sharon Jones & the Dap-Kings «Give the People What They Want»
Хорошая черная певица и отличная черная группа, некогда игравшие с Эми Вайнхаус, да и вообще уже 15 лет воскрешающие дух и букву фанка и соула начала 70-х — на сей раз особенно успешно
Как звучит
Собственно, как аутентичный и образцовый фанк и соул из 70-х. The Dap-Kings совершенно не пытаются развивать или обновлять жанр — им куда важнее, чтобы душа радовалась и опорно-двигательный аппарат реагировал, как положено. Что, в общем-то, и происходит. Да и поет Шэрон Джоунс замечательно — харизмы той же Вайнхаус у нее, конечно, нет, но завести она способна любую публику.
Чем интересно
Почти идеальная запись для вечеринки — и с танцами, и без. Собственно, заголовку альбома песни на нем полностью соответствуют — The Dap-Kings и правда дают людям то, что надо. В частности, надежду — песни для пластинки были написаны до того, как у певицы обнаружили рак, и записаны после того, как она сумела побороть страшную болезнь.
«Retreat!»
- Слушать Яндекс.Музыка
- Купить iTunes
Morgan Delt «Morgan Delt»
Дебют калифорнийского мультиинструменталиста, звучащий так, будто не было последних 46 лет
Как звучит
Как Ариэль Пинк, который развесил в спальне постеры героев 1967 года. Морган Делт — длинноволосый калифорниец в темных очках, пребывающий вечно навеселе. Его одноименный дебют — это одиннадцать извивающихся песен с названиями вроде «Грустный-грустный трип» и «Чакра трясется», залитых лавой фуззой, реверба и дилэя. В ход идут равно наследие The Byrds, West Coast Pop Art Experimental Band, Stereolab, Sleep и подзабытого деятеля саншайн-попа Курта Боетчера. Поскольку Делт немного перебирает, во время отдельных номеров («Backward Bird Inc.», «Main Title Sequence») кажется, что музыка играет сразу из нескольких вкладок в браузере. Но нет — это один человек, сыгравший здесь сразу на всех инструментах.
Чем интересно
Играющих в прошлое музыкантов можно разделить на тех, с кем хочется отправиться в путешествие на машине времени, и тех, с кем не хочется. Кажется, в шестидесятых в компании Делта было бы отлично — там его приняли бы за своего.
«Barbarian Kings»
- Слушать Hype Machine
Женя Куковеров «Красный»
Сольный альбом одного из основателей группы I.H.N.A.B.T.B. — 14 веселых и абсурдистских психоделических песен под электрогитару и сопутствующие инструменты; практически Р. Стиви Мур на русском
Как звучит
Это музыка, подобной которой в России почему-то почти не записывают. Хотя, казалось бы, все к этому располагает — и осведомленность местных музыкантов о том, как классический психоделический DIY делался на Западе, и даже советская традиция странного панка (см. группу «Коммунизм»). Абсурдистские психоделические песни под электрогитару и не только, со всякими сопутствующими инструментами типа фортепиано или флейты — запись, верная канонам лоу-фая, как их придумал еще Р. Стиви Мур. При этом панк и гаражный рок 60-х тут, конечно, тоже где-то неподалеку — «Красный» еще, скажем, отличается прекрасными мелодиями и гармониями. По сути альбом похож на творчество основного коллектива Куковерова, но сольно у него получается как-то менее умственно, от души.Чем интересно
Помимо того, что это просто 14 хороших песен, «Красный» — вполне удачная попытка скрещивания двух традиций: западного и советского DIY.
«Потенциальный друг»
- Слушать / купить Bandcamp