перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Дугаев о мире будущего Безнадежность трехмерного кино

Архив

Еще не так давно на фасаде дома номер 88 по Нев­скому проспекту в Петербурге висела прихотливо изогнутая вывеска «Стереокино» — между прочим, шедевр отечественной типографики. Вполне возможно, что она висит там и сейчас.
Когда я ходил в школу, под этой вывеской можно было получить засаленные красно-синие очки и провести полтора часа за просмотром импортного фантастического трэша про амазонок на ржавых автомобилях с приваренными на крыше пулеметами. Некоторые детали изо­бражения действительно казались выпуклыми.

Как всякий уважающий себя мусульманин должен раз в жизни увидеть Мекку, так каждый житель нашего города был обязан хоть раз прийти в стереокино — чтобы, с облегчением покинув лиловый мир убогих спецэффектов, раз и навсегда понять, что в доме 88 происходит грандиозное надувательство.

То есть еще до перестройки абсолютно все в Ленинграде знали, что 3D-синематограф — это полное фуфло и вершиной этого жанра навсегда останется советский фильм «Робинзон Крузо» 1947 года, отрывки из которого владельцы заветных очков могут посмотреть на YouTube.

Поэтому сейчас, когда со всех концов планеты сообщают, что трехмерное кино проваливается в прокате, а напуганные производители стерео­телевизоров начинают продавать их чуть ли не дешевле обычных, хочется спросить: ребята, вы что, никогда по Невскому не ходили?

Второй год в Голливуде — а следом и наши недоросли — с пыхтением пытаются привинтить к каждому второму фильму третье измерение. Ну ладно «Аватар». Черт с ним, с «Троном». Но в этом году ожидается какая-то вакханалия.

 

 

«Снять фильм в 3D можно лишь в том случае, если ты умеешь думать в 3D»

 

 

Блистательную трансформацию совершат ленты «Puss in Boots» и «XXX: The Return of Xander Cage» — и это перебор, потому что главные проблемы 3D не решены и решены вряд ли будут.

Одна проблема, биологическая, заключается в том, что наш мозг — не Солярис, и когда его заставляют обрабатывать рой мерцающих трехмерных объектов, он начинает перегреваться, как разогнанный процессор. Считается, что мерцание можно подавить более совершенной технологией, но вот с человеческим вниманием, которое не может сконцентрироваться на сюжете, одновременно пытаясь оценить расстояние до виртуальных предметов, сделать ничего не получится.

Есть и вторая закавыка. Снять фильм в 3D можно лишь в том случае, если ты умеешь думать в 3D, иначе все спецэффекты сведутся к вылезающей из экрана руке Фредди Крюгера. Современные же режиссеры все хуже справляются даже с двумя измерениями и, как схоронившиеся в монастыре алкоголики, могли бы улучшиться от ровно противоположной стратагемы: возвращения к черно-белой пленке и немому кино.

Конечно, человек в погоне за новыми ощу­щениями готов стерпеть многое. Года через два, впустую освоив бюджеты 3D, продюсеры пойдут по второму кругу и начнут возрождать другие смелые изобретения прошлого века — кресла, подающие электрический ток в момент саспенса, ветер для передачи ощущения полета. Один раз это сработает, но потом выяснится, что и так почему-то не интересно.

В связи с этим меня волнует судьба Smell-O-Vision — системы, которая должна была добавить к фильмам обонятельное измерение. В 1960-х «Смелл-о-вижн» провалилась по техническим причинам: аромат горелого мяса достигал зрителей в задних рядах к моменту, когда на экране уже показывали розы. Пора снова копать в эту сторону. Не знаю, как насчет «Звездных войн» — в космосе с запахами плохо, — но вот про амазонок точно может выйти захватывающе.

 

Фотография: DreamWorks Animation

Мультфильм «Puss in Boots», в котором кот в сапогах встречается со Шреком, без особых иллюзий планировали выпускать сразу на DVD, но как только замаячила перспектива показать котов в 3D, продюсеры замахнулись на кинозалы

 
Ошибка в тексте
Отправить