Новые рецензии «Афиши» «В Сырах» Лимонова, «Высший замысел» Хокинга и Млодинова, «Чикаго» Аль-Асуани, «Дневник Жеребцовой Полины»
«В Сырах» Эдуарда Лимонова
«Сыры» — потому что Сыромятники, на глазах джентрифицирующийся рабочий район почти в центре Москвы, где Лимонов прожил пару лет после тюрьмы, между 2005 и 2007 годами. Рассказчик упорно ссылается на некую мистическую ауру места, где с ним происходили удивительные события (отсюда он впервые совершил визит в магазин IKEA, сюда к нему явились описывать имущество судебные приставы, здесь он наслаждался кухней ресторана «Гладиатор»), однако странные эти «Сыры», внутри которых он пребывает, вырабатывают какой-то дополнительный сычужный фермент — под его воздействием всякая мистика створаживается, а драматический эффект оборачивается комическим, ну какие такие трагедии могут происходить в нелепых «таинственных Сырах»? Какие-какие: жизнь Лимонова представляет собой непрекращающуюся драму.
«Высший замысел» Стивена Хокинга и Леонарда Млодинова
«Высший замысел» представляет собой краткий очерк истории эволюции научных знаний об устройстве Вселенной — и затем презентацию самых современных представлений физиков и астрофизиков. «Новый Хокинг» (на самом деле Хокинг плюс Млодинов, физик из Калифорнийского технологического и автор «(Не) совершенной случайности») посвящен не какой-то отдельной проблеме — черным, к примеру, дырам, а тому, как вообще, в целом, устроена Вселенная: почему есть что-то, а не ничего, почему мы существуем, почему нашей Вселенной управляет именно этот набор законов, а не другой? Раньше такого рода фундаментальными вопросами занималась скорее философия, но поскольку «сейчас она мертва», на авансцене оказываются физики-теоретики, чьи амбиции простираются не только в исследовательскую, но и в просветительскую сферу.
«Чикаго» Аля Аль-Асуани
В «Чикаго» (2007) действие разворачивается в Америке — но, по сути, как и «Дом Якобяна», это тоже роман про Египет. Загадочным образом на кафедре гистологии медфака Чикагского университета работают и учатся столько египтян, что их хватило бы для строительства пирамиды; они влюбляются друг в друга, ссорятся и налаживают отношения с американцами. Теоретически можно прочесть «Чикаго» как историю о «столкновении цивилизаций» (приключения арабов в пост-11-сентябрьской Америке), но, по сути, это все-таки история именно о египтянах, а не о Западе; египтянах, чье айдентити проявляется за границей, в чужой среде, более отчетливо, чем в домашних условиях. По «Чикаго» видно, что в головах у людей, которые явно в ущерб своим экономическим интересам устроили Тахрир (мы «отстали от Запада», «мало свободы»), и каковы их опасения, касающиеся будущего.
«Дневник Жеребцовой Полины»
Сейчас уроженке города Грозного Ч.-И. АССР П.Жеребцовой двадцать семь, и у нее есть дневник, который она ведет уже два десятилетия; опубликованы тетрадки за 1999–2002 годы, периода второй чеченской; судя по некоторым флешбэкам, ненапечатанный материал — например, за 1994-й и за 1996-й — не менее шокирующий. Здесь описана повседневная жизнь П.Жеребцовой и ее матери в столице сепаратистов, которую штурмуют, зачищают и пытаются контролировать федеральные войска. Убили соседа, убили кошку, убили ребенка, убили старика; холод, голод, грязь, нищета, жестокость, пытки: ровно то, чего и ожидаешь от военного дневника «чеченской Анны Франк».