Спенсер Туник
-
Все фотопроекты Спенсера Туника включают в себя обнаженных людей и природный ландшафт
Фотография: www.spencertunick.com
1/6
-
Может показаться, что человеческое тело — это только материал для художника, но Спенсер Туник всегда выдерживает баланс персонального и безличного
Фотография: www.spencertunick.com
2/6
-
Некоторые работы напоминают кадры из фильмов
Фотография: www.spencertunick.com
3/6
-
Другие — авангардную театральную постановку
Фотография: www.spencertunick.com
4/6
-
Здесь художник противопоставил мягкое человеческое тело железобетону
Фотография: www.spencertunick.com
5/6
-
Море из тел — хоть и масштабная, но не самая остроумная метафора
Фотография: www.spencertunick.com
6/6
Американский фотограф и художник, который специализируется на масштабных групповых фотографиях обнаженных людей. В его проектах снимаются только добровольцы: перед тем как приехать в очередной город,
Спенсер Туник объявляет о наборе волонтеров, которые будут готовы позировать ему голыми, — как правило, в компании еще как минимум пары тысяч людей. Самый массовый кадр Туник снял в 2007 году в Мехико, когда на его призыв откликнулись 18 000 человек. В июле 2009 года Спенсер Туник фотографировал москвичей для своего проекта на 3-й Московской биеннале современного искусства. Для Москвы он сделал исключение и снимал персональные портреты каждого из добровольцев.
Христо и Жанна-Клод
-
Проект «Бегущая ограда» был выполнен еще в 1970-е. Ограда высотой 5,5 метра была протянута по Калифорнии на 39,4 км
Фотография: www.christojeanneclaude.net
1/9
-
В 1985 году супруги обернули знаменитый парижский Новый мост
Фотография: www.christojeanneclaude.net
2/9
-
Для «Документы» 1968 года Христо и Жанна-Клод установили в Касселе огромный надувной баллон, который местные немедленно прозвали «колбасой»
Фотография: www.christojeanneclaude.net
3/9
-
В 1995 году художники обернули Рейхстаг
Фотография: www.christojeanneclaude.net
4/9
-
В 1983 году одиннадцать островов возле Майями были «обведены» розовой плавучей тканью.
Фотография: www.christojeanneclaude.net
5/9
-
В сентябре 1991 года одновременно на побережье США и Японии были установлены несколько тысяч зонтиков
Фотография: www.christojeanneclaude.net
6/9
-
В 1969 году Христо и Жанна-Клод покрыли тканью чуть больше 90 тыс. кв. м на побережье Австралии
Фотография: www.christojeanneclaude.net
7/9
-
В 1972 году они натянули в горах Колорадо огромный оранжевый занавес
Фотография: www.christojeanneclaude.net
8/9
-
В 1998 году художники обернули множество деревьев в Беровер-парке на немецко-швейцарской границе. Этот проект они задумали еще в 60-е
Фотография: www.christojeanneclaude.net
9/9
Уроженец Болгарии Христо Явашев и дочь французского генерала Жанна-Клод де Гийебон родились в один день — 13 июня 1935 года, но познакомились только спустя много лет, и то по случайности: Христо получил заказ на выполнение портрета матери Жанны-Клод. Их первый совместный проект был датирован 1961 годом — тогда Христо и Жанна-Клод обернули в ткань бочки в порту Кельна. Идея обертывания принадлежит Христо, он начал с того, что оборачивал повседневные объекты, придавая им статус искусства, но вдвоем с женой они к началу 1990-х дошли до укутывания целых зданий и ландшафтов. Например, в 1995 году художники обернули Рейхстаг. До этого они упаковывали часть побережья Австралии, кусок парижского моста и устанавливали несколько тысяч зонтов на побережье Японии и США.
Роберт Смитсон
-
«Спиральный холм» и «Разорванный круг» напоминают культовые сооружения древних обитателей Голландии, но на самом деле были сооружены Робертом Смитсоном в Эммене в 1971 году
Фотография: www.robertsmithson.com
1/3
-
«Спиральный холм» имеет форму раковины и пытается казаться творением природы
Фотография: www.robertsmithson.com
2/3
-
«Спиральная пристань» на соляном озере в штате Юта была выложена художником в 1970 году из 6500 тонн базальта, земли и соли
Фотография: www.robertsmithson.com
3/3
Американец Роберт Смитсон был одним из основоположников ленд-арта. Его произведения имеют огромный масштаб, и многие из них кажутся будто созданными природой, поскольку материалом для них служат исключительно естественные материалы: вода, земля, камни, растительность. Больше всего художник любит форму спирали, и хотя его самые известные работы были созданы в 70-е годы, их очертания сохранились по сей день.
Ричард Серра
-
Скульптуры «The Matter of Time» не подавляют посетителя, но нависают угрожающе
Фотография: www.flickr.com/photos/scottlynchnyc
1/5
-
Многие скульптуры Серра со временем были облюбованы уличными художниками
Фотография: www.altenessen.info
2/5
-
Скульптура Ричарда Серра иногда достигает высоты многоэтажных зданий
Фотография: www.flickr.com/photos/snapshotlondon
3/5
-
Некоторые инсталляции напоминают декорации к научно-фантастическим фильмам
Фотография: www.alexpierre.com
4/5
-
Крайний минимализм произведений позволяет им вписаться в любой ландшафт
Фотография: Wikipedia
5/5
Один из самых известных американских современных скульпторов создает гигантские инсталляции из стали. Ричард Серра в юности работал на сталелитейном заводе, и с тех пор как он решил стать художником, его интересовали натуральные фактуры: дерево, железо, камень. После обучения в Йельском университете он приехал в Нью-Йорк, где познакомился с художниками-минималистами — этот стиль оказался ему близок. В 1970-х Серра начал создавать огромные скульптуры из кортеновской (специально заржавленной) стали, которые стали его визитной карточкой. В 2005 году Серра выполнил для Музея Гуггенхайма в Бильбао серию «The Matter of Time» — эти гигантские округлые скульптуры до сих пор находятся в постоянной экспозиции. Огромный размер и большой вес произведений Ричарда Серра несколько раз приводил к несчастным случаям: в 1971 году рабочий Реймонд Джонсон был насмерть раздавлен стальным листом при сооружении «Скульптуры №3» в Миннеаполисе, а в 1989 году другой рабочий лишился ноги в процессе демонатажа экспозиции в Галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке.
Ай Вэйвэй
-
Велосипеды — одновременно легкий и прочный строительный материал для инсталляций
Фотография: Hirshhorn Museum
1/10
-
«Речные крабы» — работа 2011 года, в которой Ай Вэйвэй иронизирует над риторикой китайских властей. В китайском языке «речные крабы» — это омоним выражения, которое власти используют для описания современного китайского общества, слово, близкое по смыслу словам «гармония», «гармоничный»
Фотография: Hirshhorn Museum
2/10
-
Еще одна любимая тема Ай Вэйвэя — контейнеры
Фотография: Hirshhorn Museum
3/10
-
Инсталляция «Straight» сделана из множества тонн стальной арматуры из обломков рухнувшей в 2008 году школы в провинции Сычуань
Фотография: Hirshhorn Museum
4/10
-
100 миллионов семян, весящих около 150 тонн, были рассыпаны по полу Турбинного зала Тейт-Модерн в 2010 году
Фотография: Hirshhorn Museum
5/10
-
Инсталляция «Straight» была выставлена несколько раз, и количество арматуры на ней постепенно возрастало
Фотография: Hirshhorn Museum
6/10
-
6000 табуреток времен династии Цин были собраны художником в деревнях Северного Китая и выставлены в этом году в Доме Мартина Гропиуса в Берлине
Фотография: www.highsnobiety.com
7/10
-
«Змея на потолке» — гигантская реплика популярной детской игрушки
Фотография: Hirshhorn Museum
8/10
-
«Карта мира» 2009 года трудоемка, как и многие другие проекты Ай Вэйвэя,— она выполнена из многих слоев ткани
9/10
-
«Световой куб» — это инсталляция, состоящая из каркаса и многих тысяч хрустальных бусин
10/10
Самый знаменитый в мире китайский диссидент — настоящий монументалист. Его работа «Семена подсолнечника» состояла из 100 000 000 фарфоровых семян, рассыпанных в 2010 году по полу Турбинного зала галереи Тейт-Модерн. Семена были вручную изготовлены 1600 китайскими рабочими. С 2007 года Ай Вэйвэй использует в работе настоящие древние стулья династии Цин. Для кассельского фестиваля современного искусства «Документа» в 2007 году он купил и выставил 1001 стул, на Венецианской биеннале 2013 года его стулья выставлялись в павильоне Германии, а в этом году участвовали в его персональной выставке в Доме Мартина Гропиуса в Берлине. Кроме того, Ай Вэйвэй делает гигантские световые скульптуры, скульптуры из велосипедов и, например, скульптуры из огромного количества слоев одежды. Все его произведения чрезвычайно трудоемки — это часть замысла художника, который таким образом привлекает внимание к проблемам человеческих прав в Китае, к темам перенаселенности и коррупции, а также дешевой рабочей силы, которая играет важную роль в глобальной экономике.
Дорис Сальседо
-
В проектах Дорис Сальседо никогда нет людей — только вещи
Фотография: www.mcachicago.org
1/5
-
Все работы Дорис Сальседо о том, что войны и раздоры — это зло
Фотография: www.alexanderandbonin.com
2/5
-
Эта работа из перевернутых школьных парт призывает вспомнить о детях, которые пали жертвами военных противостояний
Фотография: www.alexanderandbonin.com
3/5
-
Трещина «Шибболет» на сегодняшний день самая известная работа художницы
Фотография: www.alexanderandbonin.com
4/5
-
Для инсталляции в Стамбуле Дорис Сальседо заполнила стульями пустоту между двумя домами в Стамбуле — их понадобилось 1600
Фотография: www.providermag.it
5/5
Колумбийская художница Дорис Сальседо создает произведения, которые заставляют зрителя задуматься о бессмысленности войн и раздоров и о хрупкости человеческой жизни. Разумеется, для таких целей ей требуются очень масштабные и наглядные примеры. Например, для Стамбульской биеннале 2003 года Дорис Сальседо придумала инсталляцию из 1600 стульев, которые были будто бы насыпаны на пустыре между двумя домами до самых крыш. С помощью обычного домашнего стула, который сжат между тысячами других стульев, художница показывает, как меняется и обесценивается частная жизнь каждого человека с приходом войны. Другая ее знаменитая инсталляция — огромная трещина в полу галереи Тейт-Модерн под названием «Шибболет». Эта работа 2007 года, символизирующая разрыв между людьми, вызвала бурю возмущения после того, как в нее упали несколько человек — некоторые считали, что трещина нарисована.
Эрнесто Нето
-
Почти все скульптуры Эрнесто Нето вызывают желание покачаться на них или хотя бы потрогать
Фотография: neto.afmuseet.no
1/4
-
Много мягких поверхностей и пастельных цветов не бывает
Фотография: neto.afmuseet.no
2/4
-
Через некоторые работы надо буквально пробираться
Фотография: www.flickr.com/photos/gustavm
3/4
-
Работа с тянущейся прозрачной тканью дает художнику почти безграничные возможности для трансформации пространства
Фотография: neto.afmuseet.no
4/4
Главный бразильский современный художник создает огромные лабиринты или отдельные объекты из мягких тканей и сыпучих материалов. Сыпучая консистенция и округлые очертания его работ служат для того, чтобы доставить зрителю максимум приятных тактильных и визуальных ощущений. Принято считать, что произведения Эрнесто Нето вдохновлены органическими природными формами, но если отбросить ассоциации, можно сказать, что он делает мягкие игрушки гигантского масштаба.
Субодх Гупта
-
Скульптура «Луч» была установлена в шанхайском парке: это огромное ведро, из которого сыпятся маленькие
Фотография: www.ararionewyork.com
1/4
-
Фотография: www.bloodyloud.com
2/4
-
Эта лодка несколько выбивается из общего числа металлических работ Гупты и была выполнена для Первой индийской биеннале современного искусства в Кочи в 2012 году
Фотография: Alex Delfanne
3/4
-
«Очень голодный бог» — пример вторжения современного искусства в церковное пространство. Эта работа демонстрировалась в Лилльском соборе в 2011-м
4/4
Английский художник индийского происхождения прославился как автор огромных инсталляций из железной кухонной утвари. Его самые знаменитые работы — «Очень голодный бог» и атомный гриб «Линия контроля» — сделаны из железных кастрюль и сковородок. С одной стороны, забавные и нелепые, с другой — произведения Субодха Гупты работают по тому же принципу, что и произведения Дорис Сальседо, — демонстрируют, как привычные вещи могут складываться в совершенно нечеловеческие композиции.
Флорентин Хофман
-
Та самая знаменитая уточка, благодаря которой имя Флорентина Хофмана узнал весь мир. Но вообще, конечно, нет — все запомнили только уточку
Фотография: www.flickr.com/photos/richie_chan
1/6
-
Многие его работы используют образы детских игрушек, которые в увеличенном виде производят несколько устрашающее впечатление. Эта обезьянка, например, сделана из резиновых вьетнамок
Фотография: www.digitaljournal.com
2/6
-
Неведомое животное прилегло отдохнуть
Фотография: www.dezwijger.nl
3/6
-
Этого загорающего зайца Флорентин Хофман сделал для фестиваля современного искусства в Петропавловской крепости в 2013 году
Фотография: www.panoramio.com
4/6
-
В 2008 году художник полностью выкрасил одно из зданий Роттердама в голубой цвет
Фотография: Rick Messemaker
5/6
-
Даже архитектура у Флорентина Хофмана получается игрушечная — этот дом называется «Маленький заводик»
Фотография: www.visuall.net
6/6
У голландского художника Флорентина Хофмана было много работ, но его главный шедевр — гигантская надувная желтая уточка, которая приплыла к берегам Гонконга в 2013 году. На самом деле у берегов Гонконга она оказалась уже после того, как поплавала в водах Луары в 2007-м, но, в принципе, это произведение, олицетворяющее беззаботность и жизнерадостность, не имеет возраста.
Каарина Кайкконен
-
С первого взгляда работы художницы напоминают обычные бельевые веревки, натянутые во дворе густонаселенного дома
Фотография: www.flickr.com/photos/krisunkuvat
1/5
-
Одеждой можно вполне заменить зрителей на стадионе
Фотография: www.flickr.com/photos/mimisaurio
2/5
-
В Центре Кеннеди художница устроила огромный веер из висящей одежды
Фотография: www.flickr.com/photos/lomokev
3/5
-
Это уличная инсталляция в финском Тампере 1999 года
Фотография: www.fotopedia.com
4/5
-
В 2000 году художница разложила старую одежду возле собора в Хельсинки
Фотография: www.sculptors.fi
5/5
Финская художница не особо известна за пределами родной страны, но в последнее время благодаря интернету ее работы привлекают все больше внимания. Главные художественные средства Каарины Кайкконен — бельевая веревка и одежда. Гигантские инсталляции из многокилометровых бельевых веревок художница создает с 90-х годов. Она любит работать в общественном пространстве: выстилает старой одеждой ступеньки зданий или натягивает веревки с бельем над улицами. В 2012 году она буквально превратила Центр Кеннеди в Вашингтоне в огромную сушку для белья.
Миха Артнак
-
Дерево с шуршащими пакетами вместо листьев стало визитной карточной Михи Артнака
1/2
-
Огромный злой мусорный монстр просвещает граждан Словении и убеждает их в необходимости вторичной переработки
2/2
Миха Артнак — словенский уличный художник, который использует для создания инсталляций пустые старые пластиковые пакеты. Кроме скульптур из пластика он еще рисует граффити, но новым Бэнкси пока что не стал.
Брюс Мунро
-
Эльфийские поля Брюса Мунро отлично смотрелись бы на каком-нибудь опен-эйре
Фотография: www.brucemunro.co.uk
1/6
-
«Метта-бхавана» — это название павильона, объединяющего людей всех вероисповеданий в любви к самосовершенствованию, который художник еще не построил, но мечтает построить в ближайшем будущем
Фотография: www.brucemunro.co.uk
2/6
-
Площадь Св. Андрея в Эдинбурге, засаженная световыми цветами Брюса Мунро в 2014 году
Фотография: www.brucemunro.co.uk
3/6
-
Это тоже площадь Св. Андрея, но с другой точки
Фотография: www.brucemunro.co.uk
4/6
-
Огромные кувшинки из CD-дисков были выполнены в США в 2012 году
Фотография: www.brucemunro.co.uk
5/6
-
Море из старых CD-дисков в графстве Уилтшир в Великобритании
Фотография: www.brucemunro.co.uk
6/6
Британец Брюс Мунро активно использует в своих световых инсталляциях старые CD-диски и светодиоды. Например, для работы «CDSea» 2010 года понадобилось 600 000 дисков, из которых художник выложил на поле огромное панно, напоминающее остров, разделенный надвое рекой.
Аниш Капур
-
Работа Аниша Капура «C-Curve» была создана в 2007 году
Фотография: www.flickr.com/photos/bushery
1/9
-
«Облачные врата» Капура — чикагская достопримечательность стоимостью $23 млн. Высотой 10 м, в длину они насчитывают 20, а в ширину — 13
Фотография: www.flickr.com/photos/31385447@N07
2/9
-
Работа «Расчленение» располагается в частном парке скульптур «Ферма Гиббса»
Фотография: www.flickr.com/photos/80165588@N07
3/9
-
Скульптуру «Память» Аниш Капур создал специально для выставки в нью-йоркском Музее Гуггенхайм
Фотография: www.flickr.com/photos/memocious
4/9
-
«Левиафан» стал одной из самых больших работ, когда-либо выставленных в Гран-Пале
Фотография: dailyphotoparis.blogspot.com
5/9
-
Внутри «Левиафана»
Фотография: www.flickr.com/photos/beboh
6/9
-
Зеркала, как можно догадаться, одна из любимых тем Аниша Капура
Фотография: www.flickr.com/photos/green-man
7/9
-
Это зеркало под названием «Необъект» было выставлено в Кенсингтонских садах в Лондоне
Фотография: www.flickr.com/photos/martin-james
8/9
-
Скульптура «Мир вверх ногами, Иерусалим» была создана в 2010 году для важнейшего города Израиля
Фотография: www.panoramio.com
9/9
Произведения Аниша Капура — классика мегаломанской скульптуры. Этот индобританец представлял Великобританию на Венецианской биеннале и получил премию Тернера, одну из самых престижных наград в области современного искусства. В 1980-х он входил в группу «Новая британская скульптура» и распространил принципы этого движения по всему миру. Его инсталляции поражают воображение своим масштабом и кажущейся нерукотворностью. Например, огромные зеркальные «Облачные врата» в Чикаго или скульптура «Левиафан» для Гран-Пале в Париже — типичные примеры произведений Аниша Капура.
Zimoun
-
Коробки в творчестве Зимуна играют роль архитектурного элемента
Фотография: www.zimoun.net
1/5
-
Эта аудиоинсталляция состоит из упаковочной бумаги, по которой проходят волны, созданные специальным механизмом, и заставляют бумагу шуршать
Фотография: www.zimoun.net
2/5
-
Эта инсталляция 2014 года состоит из коробок и мячиков, которые бьются внутри них с помощью специальных механизмов
Фотография: www.zimoun.net
3/5
-
Эта скульптура тоже сделана из картона и мячиков, которые бьют в стенки изнутри
Фотография: www.designboom.com
4/5
-
Более компактное решение с коробками и мячиками — здесь они висят по стенкам и не мешают проходу граждан
Фотография: Juan Madrigal
5/5
Швейцарский художник китайского происхождения превращает картонные коробки в архитектурный элемент для больших кинетических скульптур. Его инсталляции почти полностью автономны и могут достигать любых размеров и масштабов. Не менее, чем внешний вид скульптур, для него важно звучание. Зимун — музыкант, а всего его скульптуры производят особый мелодичный шум. Его кумир — композитор Джон Кейдж, а сам художник пишет музыку, выступает на музыкальных фестивалях и даже основал свой бренд звукозаписи Leerraum.
Олафур Элиассон
-
Кроме природных явлений Олафур Элиассон увлекается плетением из стали. Например, эту сферу он сделал для Мюнхена в 2003 году
Фотография: www.flickr.com/photos/mfellnerphoto
1/6
-
Огромная ограда Олафура Элиассона в Мальмё
Фотография: Wikipedia
2/6
-
Еще один объект в Мальмё — «Башня» 2000 года
Фотография: www.flickr.com/photos/claustral
3/6
-
«Circumscription» — бесконечная лестница во дворе компании KPMG в Мюнхене
Фотография: www.bitrebels.com
4/6
-
Круглая радужная галерея-панорама в датском городе Орхус, с которой открывается вид на весь город
Фотография: www.flickr.com/photos/totororo
5/6
-
Знаменитый проект 2003 года в Тейт-Модерн с искусственным солнцем
Фотография: www.flickr.com/photos/wonderferret
6/6
Автор самых известных монументальных иллюзий. Его работы часто связаны с природными материями. Например, в 2003 году он повесил в Тейт-Модерн огромное искусственное солнце из специальных моночастотных ламп, а в 2008 году создал в Нью-Йорке 4 громадных искусственных водопада — все это в рамках долгосрочного «Погодного проекта». В рамках выставки «The Mediated Motion» в Брегенце в 2001 году зрители проходили через залы с водой, деревом, камнем, туманом, а также грибами, ряской и другими вещами, которые обычно не ожидаешь встретить в музее. Еще одно любимое направление Олафура Элиассона — архитектурные инсталляции, одна из которых под названием «Circumscription» выполнена в форме «бесконечной» лестницы.