перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Гид Что смотреть на фестивале NET

С 7 ноября по 10 декабря в Москве пройдет фестиваль Нового европейского театра NET. «Воздух» выбрал 10 самых интересных событий.

Искусство
Что смотреть на фестивале NET

«Деменция» Корнеля Мундруцо

Музыкальная комедия про смерть в психиатрической лечебнице

Фотография: Marcell Rév

Двухчасовая драма в декорациях психиатрической лечебницы подкупает зрителя жирной игрой актеров, легким эротизмом и обилием хохм, напоминающих о смерти. Корнель Мундруцо — своего рода венгерский Серебренников — моделирует ситуацию, когда нужно решить, например, кому помочь важнее — голодающим детям или превратившимся уже в овощей душевнобольным?

  • Где Центр им. Мейерхольда
  • Когда 15 и 16 ноября, 20.00

«Лекция о ничто» Дмитрия Волкострелова

Деликатное исполнение одного из самых необычных сочинений Джона Кейджа

Фотография: Юлия Люстарнова

Спектакль строго для 12 человек, места для которых располагаются по периметру вокруг большого белого куба, лицом внутрь. Внутри находятся два актера, под метроном и с соблюдением всех авторских ремарок прочитывают от начала до конца «Лекцию о ничто» — музыкальное произведение Джона Кейджа, в котором нет музыки, но есть размеренные и спокойные голоса чтецов. Текст был специально переведен командой театра Post c упором на ритмическую и структурную точность, прежде не вполне учитываемую исполнителями. Если театр — это место повышенной концентрации внимания и коллективного пребывания в едином смысловом поле, то это он.

  • Где ММСИ
  • Когда 17–19 ноября, 20.00

«Великая и невероятная история коммерции» Жоэля Помра

О чем говорят коммивояжеры

Фотография: Elizabeth Carecchio

Пятеро деловых мужчин собираются в одном гостиничном номере, чтобы поговорить о самом для них главном — коммерции. Сначала дело происходит в 60-е, потом в нулевые. В разнице бесед — суть «невероятной истории». Причем это все на самом деле подслушанные и записанные Жоэлем Помра (мэтром актуального французского театра) беседы вполне реальных коммивояжеров.

  • Где Центр им. Мейерхольда
  • Когда 19 и 20 ноября, 20.00

«Король Убю» Деклан Доннеллан

Фарсовый хоррор про очень жесткого ребенка

Фотография: Johan Persson

Кровавый хоррор с трясущимися видеопроекциями и кровищей, главный герой которого — вполне обаятельный мальчуган с жутковатым любопытством ко всякого рода патологиям. Пьеса Альфреда Жарри, написанная в самом конце XIX века, начинается с реплики: «Merdre!». А дальше рассказывается кровавая сказка про безумного Убю, убивающего всех подряд на пути к абсолютной власти. Один из самых именитых режиссеров Великобритании Деклан Доннеллан, поставив во Франции с французскими артистами чуть ли не самую заезженную французскую пьесу, вызвал у тамошней скептически настроенной критики единогласный восторг.

  • Где Театр наций
  • Когда 21 и 22 ноября, 20.00

«Зимний путь» Уилльяма Кентриджа

Вокальный цикл Шуберта в сопровождении сложносочиненного видеоряда

Фотография: фестиваль NET

Позднее сочинение Шуберта на мрачные стихи Вильгельма Мюллера — вокальный цикл для фортепиано и баритона — основа для технологически богатого видеоряда художника Уилльма Кентриджа.

Если мысленно добавить к концертному исполнению работу художника по костюмам, художника по свету, оператора и успех недавнего премьерного показа на Дягилевском фестивале, получится убедительный повод для серьезных ожиданий.

  • Где Камерный зал Московского дома музыки
  • Когда 26 ноября, 20.00

«Последняя лента Крэппа» Оскараса Коршуноваса

Моноспектакль с Юозасом Будрайтисом по Беккету

Фотография: Dmitrijus Matvejevas

Оказывается, спектакль по монопьесе Беккета про дряхлеющего старика, переслушивающего старые записи собственного аудиодневника, Будрайтис с Коршуновасом придумывали аж десять лет. И в этом чуть ли не главная интрига, поскольку мощь «Последней ленты Крэппа» как раз-таки в осознании прошедшего времени. Интерпретировать в пьесе практически нечего, но даже тут один из ключевых героев современного литовского театра нашел, что ввернуть. Крэпп, например, у него кидается в зрителей бананами.

  • Где Студия театрального искусства
  • Когда 26 и 27 ноября, 20.00

«Дыхание» Кэти Митчелл

Спектакль о перенаселении планеты, вырабатывающий сам для себя энергию

Фотография: Gianmarco Bresadola

Королева медиатеатра англичанка Кэти Митчелл своим берлинским спектаклем делает удивительный шаг в сторону от привычного ей жанра «снимается кино». В «Дыхании» на сцене только два человека, мужчина и женщина, крутят педали велотренажеров, вырабатывая необходимую для показа спектакля электроэнергию. Параллельно они обсуждают пути развития планеты Земля и задумываются, рожать ли им ребенка, когда нас и так уже тут почти 10 миллиардов, дышать нечем.

  • Где место пока неизвестно
  • Когда 29 и 30 ноября, 20.00

«Тартюф» Михаэля Тальхаймера

Главное событие прошлого сезона в немецком театре

Фотография: Katrin Ribbe

Михаэля Тальхаймера как у нас, так и в Европе знают главным образом как режиссера фантастической красоты спектакля «Эмилия Галотти» десятилетней давности (собственно, в 2005 году спектакль привозили на NET). Теперь появилась серьезная вероятность, что былой шедевр отойдет в тень «Тартюфа». Мольеровскую антиклерикальную комедию Тальхаймер ставит как будто по мотивам «Выживут только любовники» Джармуша. Немецкая критика наперебой воспевает актерскую работу Ларса Айдингера, называет спектакль «дьявольским», «безумным», «восхитительным» и «фантастическим».

  • Где Театр наций
  • Когда 29 и 30 ноября, 20.00

«Человеческое использование человеческих существ» Ромео Кастеллуччи

Итальянский мастер радикального ритуала ищет момент рождения языка

Фотография: Лука Дель Пиа

Недавно на фестивале Solo показали спектакль Ромео Кастеллуччи «Юлий Цезарь. Фрагменты», где артист через горло запихивал себе внутрь проводок с видеокамерой, и зрители весь спектакль наблюдали гигантскую видеопроекцию сокращающейся при произнесении слов гортани: наглядная иллюстрация рождения звука. В открытой репетиции (премьера — в марте) еще не открывшегося «Электротеатра Станиславский» мастер бескомпромиссного ритуала ищет момент рождения человеческого языка. Но на сей раз не в буквально анатомическом смысле. Спектакль основывается на библейском сюжете о воскрешении Лазаря. Небольшой фрагмент текста на несуществующем языке артисты будут повторять снова и снова, постепенно от слов отказываясь вовсе. По ряду причин билеты на фестивальный показ можно только выиграть в конкурсе, о котором, по-видимому, отдельно сообщат на сайте фестиваля.

  • Где «Электротеатр Станиславский»
  • Когда 5 декабря, 20.00

«Русские романсы» Дмитрия Волкострелова

Четыре женщины и рояль

Минималист Дмитрий Волкострелов своей премьерой наносит удар по стереотипам — в этот раз он ставит не пьесу Пряжко в одно предложение и не «Лекцию о ничто» Джона Кейджа, а натуральные русские романсы. Без декораций, четыре актрисы, рояль. При этом одной из них, по словам режиссера, нет. Выпускает спектакль на своей малой сцене Театр наций, недавно лишившийся волкостреловских «Трех дней в аду» из-за запретительной поправки к закону о государственном языке.

  • Где Театр наций
  • Когда 9 и 10 декабря, 20.00
Ошибка в тексте
Отправить