Гид «Дом на Большой Садовой» в Музее Булгакова: ретроспектива человеческой жизни
В Музее Булгакова очень долго готовили и наконец показали удивительную камерную выставку, которая рассказывает о большой истории одного дома через частную жизнь его обитателей. Мы составили краткий гид по главным темам экспозиции.
Дом на Большой Садовой
Доходный дом был построен в 1904 году по заказу купца Ильи Пигита. Квартиры до революции арендовали присяжные поверенные, потомственные дворяне, врачи, статские советники, инженеры, а также оперная певица, член Совета московских армянских церквей и полковник царской армии. Здесь в 1918 году останавливалась Фанни Каплан, чтобы на следующий день совершить покушение на Ленина. В 1920-е годы коммунальные квартиры дома были заселены рабочими: сотрудниками московских типографий, а также работниками фабрики «Дукат»; продавцами, уборщиками, портнихами, слесарями. С 1921 по 1924 год в доме снимали жилье Михаил Булгаков с Татьяной Лаппа. После войны дом жил спокойной, размеренной жизнью, пока в 60-е не начали расселять коммуналки, что в итоге привело к обветшанию и запустению. К 1986 году практически все коммунальные квартиры фасадной части дома были расселены, и ветхий «жилфонд» заселили музыканты, художники и хиппи. В 1984 году почитатели романа «Мастер и Маргарита» превратили квартиру №50 в культовое место. В 1990-е почти весь дом был сдан под офисы и стал полем для бандитских разборок в области недвижимости, и только в 2007 году здесь открыли первый официальный Музей Булгакова (не путать с музеем-театром «Булгаковский дом», который с 2004 года открыт на первом этаже дома).
Макет дома
Выставка «Дом на Большой Садовой» хоть и расположена в Музее Булгакова, посвящена истории дома и его жильцов. Центральной частью экспозиции стал интерактивный макет дома, который занял одну из комнат музея. Войдя в этот «игрушечный» дом, посетитель может зажигать свет в окнах, заглядывать в них и видеть лица давно покинувших свои квартиры жителей, самостоятельно управляя действующей моделью машины времени.
Квартира №50
Главный экспонат выставки — сама квартира, в которой сохранилась изначальная планировка и дореволюционные деревянные двери. Экспозиция деликатно обыгрывает смену исторических эпох и включает в себя разновременные элементы. Барельефы от времен купца Ильи Пигита, караима по происхождению и табачного фабриканта, которому принадлежал изначально доходный дом. Книги и афиши от авангардных 20-х и богемной жизни Булгакова и других ранних советских писателей. Кухня от коммунальных времен и произведения искусства от сквота 80-х годов. Хотя и парадная лестница в подъезде, и сама квартира давно уже стали предметом культа для почитателей Михаила Булгакова и романа «Мастер и Маргарита», выставка едва касается этой очевидной темы, предлагая зрителю целую энциклопедию удивительных человеческих историй.
Городская антропология
Выставка исследует историю не только самого дома, но и его окрестностей, а также нескольких поколений жителей, семейные истории которых сейчас кажутся готовым сюжетом для отдельной выставки. Например, до революции квартиру №4 арендовал полковник Первой гренадерской дивизии Андрей Владимирович Кисляков а в 1938 году племянница основателя дома Ильи Пигита была выселена из квартиры №5, потом расстреляна. Рядом существовали мастерские художников Кончаловского и Якулова, где впервые повстречались Есенин и Айседора Дункан.
Сам квартал Садовой выглядел раньше совсем по-другому: на месте сквера между двумя сталинскими домами была церковь Святого Ермолая на Козьем Болоте XVII века постройки, напротив дома №10 на Большой Садовой располагались корпуса табачной фабрики «Лиггетт-Дукат», а сад «Аквариум» играл куда более важную роль в общественной жизни. В войну жители были эвакуированы, а послевоенные годы были для дома периодом тихим и благополучным. О том, как менялась жизнь дома, можно узнать из документов и личных вещей жителей. Потомки первых поселенцев исторического здания непосредственно участвовали в создании выставки, например, рассказывали, как детьми в 50-е и 60-е могли играть где им захочется, загорать на крыше, лазать по чердаку, даже забегать в чужие квартиры, двери которых до определенного времени не закрывались.
Мастерские художников
В 1920 году мастерскую в доме на Садовой и комнату в квартире №8 получил художник Георгий Якулов, блестящий представитель артистической богемы тех лет. Мастерская Якулова была одним из самых популярных художественных домов Москвы своего времени. Актриса Алиса Коонен вспоминала «дикую толчею» у Якулова на Новый год, а киносценарист Владимир Швейцер назвал мастерскую на Садовой «последним пристанищем старой художественной богемы Москвы». Именно здесь впервые встретились Сергей Есенин и Айседора Дункан.
В 1929 году после отъезда и смерти Георгия Якулова в мастерской стал работать его последователь и ученик — театральный художник Семен Иванович Аладжалов. В 1927–1931 годах Аладжалов учился в Москве во ВХУТЕМАСе и работал в главных театрах того времени — Театре имени Вахтангова у Мейерхольда и в Камерном театре у Таирова. В 1949 году он женился на Елене Португаловой, с которой прожил 38 лет, до самой своей смерти. Соседи с особенной нежностью вспоминают Елену Дмитриевну Аладжалову как человека доброго, тонкого, ироничного. По воспоминаниям племянницы Семена Ивановича Анны Травкиной, Аладжаловы всегда отмечали Пасху. Сначала они шли в церковь в Брюсов переулок, а потом принимали у себя в мастерской гостей, красили яйца позолотой, готовили пасху и делали из накрахмаленных салфеток лебедей.
Сквот
Черная лестница квартиры №50 превращена в самостоятельное выставочное пространство, где от пролета к пролету ведется рассказ о богемной жизни «Дома на Большой Садовой» в 1980-е годы, когда здесь образовался один из первых советских сквотов с хиппи и панками.
Центром сквота стала бывшая владельческая квартира №5. Один из самых известных представителей московской андерграундной культуры 1980–1990-х художник Влад Маугли (Бурштейн) устраивал джем-сейшены, в которых принимали участие многие музыканты, в том числе Игорь Вдовченко («Среднерусская возвышенность») и Анатолий Крупнов («Черный обелиск»), шаманы из Тувы и аргентинские панки.
В 11-й квартире в 1995–1996 годах режиссер Артур Аристакисян снимал художественный фильм «Место на земле» о коммуне хиппи.
«Это была не просто квартира, а настоящие развалины. Мы находились на последнем этаже, и потолка не было, сразу начиналась крыша. Только в одной комнате сохранился потолок. Это была огромнейшая квартира. Мне казалось, что комнат двадцать было, формально — шесть. Там жили хиппи и бездомные, молодые, пожилые, нищие. Мы находились там почти два года. Весь 1996 год там действовал университет хиппи. Преподавались такие предметы, как «Эстетика и теория бедности», «Поэзия и богоявление». «Эстетику и теорию бедности» вел Володя Теплышев — хипповский модельер, портной известный. «Поэзию и богоявление» вел гениальный поэт, юродивый Сергей Жаворонков. У меня был предмет «Мифы и притчи». Если поселялся нищий, то он должен был прочесть лекцию о своей жизни. Это такой своеобразный входной билет. Жила там одна гениальная девушка, юродивая и хиппи, которая потом покончила с собой. Ее звали Багира. Она писала стихи, песни, все делала. Это такой человек, что не опишешь. Инопланетянин. Приходила Умка. Она прочитала лекции про обэриутов. Устраивались концерты. Летом жили человек 70, а зимой человек пять оставались ночью. Днем люди набегали. Дети тоже были.
Люди курили травку немного, но тяжелых наркотиков не было. Мы старались, чтобы люди там не пили. Только зимой чуть-чуть».
К 1996 году всех обитателей сквота из дома выселили, по легенде, в связи с подготовкой к празднику 850-летия Москвы.
- Билет Обычный — 150 р., льготный — 50 р.
- Выставка открыта до 26 сентября