Феминистское искусство в России: от бокса в галерее до плясок в храме
В этом году одной из участниц основного проекта Венецианской биеннале стала петербургская художница Глюкля, в прошлом участница феминистской арт-группы «Фабрика найденных одежд». «Воздух» вспомнил самые яркие этапы в развитии российского феминистского искусства.
Киберфеминистский интернационал
1997, 1998
Первая встреча международного Киберфеминистского клуба состоялась в Касселе во время десятой «Документы». Она произошла по инициативе гамбургской художницы Корнелии Солфранк (группа Innen). Третий съезд клуба прошел уже в Санкт-Петербурге на Пушкинской, 10, где на тот момент активно действовал созданный Ириной Актугановой и Аллой Митрофановой «Кибер-фемин-клуб». На первой встрече в Касселе Актуганова и Митрофанова выступили с докладом «Воплощение кибер/нет/шизо-феминизма», а группа «Фабрика найденных одежд» («ФНО») показала свой «Магазин найденных одежд», который работал на постоянной основе на Пушкинской. Там продавались экспонаты, переделанные художницами из обычных предметов гардероба. Глюкля и Цапля практиковали тогда арт-терапию с помощью создания удивительного внешнего вида, а свое предприятие называли магазином-утопией. Основной задачей Киберфеминистского интернационала было определить киберфеминизм как отдельное движение в рамках активно развивавшейся тогда киберкультуры. Долгое время такому объединению мешала приставка «фем», которая смущала зарубежных художниц.
Татьяна Антошина
«Музей женщины», 1997
Проект принял участие в первой российской музейной выставке, посвященной гендерному искусству, понятому довольно широко, «Искусство женского рода» в Третьяковской галерее.
Людмила Горлова
«Как я люблю (фотороман)», 1997
В жанре фотороманов, которые только начали появляться в России в 90-е, Людмила Горлова рассказывала историю попыток советской женщины соответствовать идеалам, транслируемым телевидением. В главной роли выступала сама художница. В облезлых интерьерах ее героиня пыталась придать себе светский лоск, воспроизводя разнообразные штампы из медиа, однако ее попытки достичь счастья окончились провалом. Такая эстетизация женской неудачи отличала Горлову от ее западных коллег, предпочитавших не концентрироваться на частных трагедиях. Другой фотороман Горловой «Здесь с любовью не шутят, или Как выйти из кризиса» кончался для главной героини — московской учительницы — хеппи-эндом, то есть свадьбой с иностранным миллионером. Правда, счастье длилось недолго, брак не сложился — и учительница вернулась в Москву, где тем временем завершился финансовый кризис и наступило всеобщее счастье.
Алена Мартынова
«Все на продажу», 1998
В ситуации экономического кризиса и специфических условий российского художественного рынка Алена Мартынова создала произведение с прейскурантом секс-услуг, которые она была готова оказать любому желающему, и приложила свою фотографию в одном корсете. Такой радикальный жест был способом поговорить о свободе каждой женщины распоряжаться собственным телом. В более раннем видео «Завершение фразы. Технология радикального жеста», показанном в московской TV Gallery, Алена Мартынова совместила кадры из фильма «The Wall», в которых главный герой сбривает себе брови и волосы на груди, и съемку бритья собственного лобка. В тексте к выставке она сравнивала процедуру с таким же рутинным для нее действием, как накладывание красок на холст, и спрашивала: «Кто может опровергнуть то, что бритье лобка такая же художественная операция, как и живописание?»
Елена Ковылина
«Бокс», 2005
В память о дадаисте Артюре Краване Елена Ковылина пригласила всех желающих сразиться с ней на боксерском ринге, установленном в галерее XL. Художница заявляла, что женщины тоже имеют право отстаивать свое место в искусстве в честном поединке. Готовиться к перфомансу она начала за 20 дней — ежедневно тренировалась в настоящем боксерском клубе. Один из боев с заведомо более сильным противником — крупным и сильным мужчиной — Ковылина все же предпочла проиграть, сдавшись без боя. Правда, сразу же напомнила собравшейся публике, что свой основной бой с чемпионом в тяжелом весе Джеком Джонсоном знаменитый дадаист тоже проиграл, будучи нокаутированным в первом раунде
«Фабрика найденных одежд»
«Три матери и хор», 2007
Видео петербургской группы «Фабрика найденных одежд» (Наталья Першина-Якиманская, Глюкля, и Ольга Егорова, Цапля) посвящено
проблемам материнства в современном обществе. Три
женщины рассказывают о своей нелегкой судьбе, а
им отвечает хор из консервативного дедушки, сердобольной
бабушки,
ребенка, повторяющего
«мамочка,
ты самая лучшая у меня», самих художниц и поэта Павла Арсеньева. Работа рассказывает о том, как в патриархальном обществе, не готовом обеспечить матерей какими-либо льготами, каждая пытается выживать как может, сталкиваясь с осуждением и непониманием со всех
сторон. В прошлом году группа прекратила свое существование. Глюкля сосредоточилась
на сольных произведениях и в этом году принимает участие в основном проекте
Венецианской биеннале, а Цапля участвует в проектах группы «Что
делать?»
Александра Галкина
«Расстрел», 2012
Pussy Riot
«Панк-молебен», 2012
Виктория Ломаско
«Девочки» Нижнего Новгорода», 2013
«Феминистский карандаш»
2012, 2013
Микаэла
«Сцена», 2014
Во время перфоманса Микаэла устроила самую настоящую женскую истерику с битьем
посуды.
Она кидала на пол тарелки и возмущенно рассказывала, с какими проблемами и непониманием ей приходится сталкиваться в мире, где
правят мужчины и мнение женщин никто не
считает нужным учитывать.
Завершался перформанс фразой художницы: «Первый мой импульс был извиниться
и пойти за веником.
И я не буду этого делать, потому что это (все
сказанное. — Прим. ред.) правда, и то,
что мне хочется извиниться, — это тоже правда, но
думаю,
что важно не сделать этого».