Уличное искусство Свобода или смерть: зачем стрит-арту господдержка
В Москве при поддержке Департамента культуры проходит все больше фестивалей уличного искусства. «Воздух» расспросил художников и кураторов, как влияют госденьги на мир граффити
«Собянин сказал, что нужно привлекать для благоустройства дворов граффитчиков. Ну, раз градоначальник сказал, надо делать»
«К сожалению, коллаборация художников и Департамента культуры возникла, скажем так, не очень естественным путем. Да, запрос на стрит-арт созрел давно. Но публичный статус у него появился только после того, как мэр Москвы Сергей Собянин высказался о том, что нужно привлекать для благоустройства дворов граффитчиков. И потом это превратилось в такую советскую установку: раз градоначальник сказал, значит, надо делать. И сейчас стрит-арт приобретает циклопические масштабы. Еще три-четыре года назад не было сделано ни одной публичной росписи, а в прошлом году — более 130. Те же четыре года назад это была закрытая субкультура, в которую было непросто попасть, а потом, как вы помните, появилась реклама Сбербанка, в которой использовалось граффити. И все, стали расти объемы, стали проводиться фестивали. И несмотря на то что теперь у художников есть возможность расписывать не только заборы вдоль электричек, такое развитие паблик-арта все-таки губительно. На мой взгляд, сообществу художников предстоят тяжелые времена — и именно потому, что уже сейчас спрос опережает предложение. Художники не успевают вырасти как собственно художники, а кураторы от Департамента часто не имеют нужной квалификации, а кроме того, работают не на результат, а на отчетность и выполнение плана».
«Эти мероприятия просто стерилизуют стрит-арт»
«Пока правительство Москвы устроило только одну биеннале уличного искусства. До этого у нас в Москве были росписи фасадов в рамках фестиваля «Лучший город земли». Мое мнение такое: эта биеннале может как угодно называться, но к уличному искусству (в моем понимании) оно имеет косвенное отношение. Основная масса участников таких мероприятий — люди, которые достигли возраста 30 лет. Это художники, для которых улица стала проводником, промежуточным состоянием на пути зарабатывания денег своим творчеством. И в этом, я думаю, нет ничего плохого, довольно закономерный процесс — зарабатывать тем, что ты любишь, и, по сути, уже неважно, как это позиционируется — стрит-арт, граффити. Я воспринимаю названия как ярлыки для привлечения внимания публики. Уличное искусство хорошо тем, что улица лишена каких-либо рамок и ограничений и только сам художник может их выставить для себя. Понятно, что у любого фестиваля есть свои ограничения, и тут уже художник должен сам решать, принимать их или нет. Иногда отказ от участия и есть высказывание. Я думаю, негативный эффект от таких мероприятий как раз в том, что они формируют у горожан мнение о том, каким должно быть уличное искусство. Они как бы стерилизуют это понятие, забывая, что уличное искусство по сути своей провокация, которая способна заострять внимание на важных проблемах нашего общества».
«Это не мое»
«Если кому-то хочется участвовать в таких фестивалях и он не занимается самообманом — почему нет, никто не запрещает. Но это не мое».
«Все, что происходит сейчас, к уличному искусству не имеет никакого отношения, это декорации и городской дизайн»
«Все «стрит-арт-мегасобытия», которые мы сегодня имеем, от стрит-арт-форума до биеннале, организованы при участии правительства Москвы, но не непосредственно ими. У каждого из событий есть так называемый куратор, человек, привлеченный со стороны, и фигура номинальная, по своей сути имеющая малое отношение не только к уличному, но и к искусству вообще. В основной своей массе эти люди — функционеры, имеющие задачи если на этом не заработать сейчас, то либо сделать хорошее вложение для последующих заработков, либо легитимизировать свои коммерческие коллаборации с мировыми брендами. Так, например, организаторы этих событий не заинтересованы в привлечении профессионалов со стороны, им нужны такие же исполнители, способные координировать процесс, но не имеющие потенциала к формированию какой-либо повестки дня. И вполне естественно, чтобы себя обезопасить, эти люди выбирают абсолютно стерильные виды уличного искусства в большей степени иллюстративного и абстрактного жанра, без какого-либо намека на социальные и политические формы, хотя всем известно, что стрит-арт — провокационное и остро реагирующее искусство.
В общем, все, что происходит сейчас, к уличному искусству не имеет никакого отношения, это декорации и городской дизайн, которые отлично адаптируются под любые нужды, будь то оформление кроссовок или патриотическая роспись здания, что в принципе одно и то же».
«Некоторые деятели российской уличной культуры, которые находятся в постоянном противостоянии с властями и негативно относятся к поддержке ими фестивалей стрит-арта, или мало осведомлены о том, что происходит в мире, или просто завидуют, что не могут работать так же. Из всех известных мне иностранных уличных художников и кураторов фестивалей в Европе и Штатах (поверьте, я знаю их немало) ни у кого нет никаких ограничений на этот счет. Нарочитое противостояние улицы и власти — это тенденция нашего «тру»-сообщества, которое, видимо, застряло в понятиях, присущих нью-йоркской сцене 80-х. Но прошло больше 20 лет, за это время много всего произошло в уличном искусстве — настолько много, что даже появились такие персонажи, как Бэнкси. Возникли бюджеты, которые девелоперские компании выделяют на организацию стрит-арт-фестивалей, и фестивалей таких, к примеру, только в Европе сотни.
Я считаю, что творческий человек талантлив во всем. Ничего не мешает художнику ночью писать холст, утром разрисовать кусок стены на улице, днем лепить скульптуру, а вечером написать очередной хип-хоп-трек и зачитать рэп на этот бит. Но опыт рисования на улицах дает художникам больше свободы не только в высказывании, но и в подаче, технике и многом другом — именно поэтому мой выбор как куратора остановился именно на уличном искусстве. И, конечно, если учесть, что последние 20 лет я живу в хип-хоп-культуре и во всем, что с этим связано (в том числе граффити, брейк-данс и т.д), это не могло не оставить следов на моей профессиональной деятельности.
Показать уличное искусство в выставочном пространстве — отнюдь не ново, в данный момент проходит масштабная биеннале уличного искусства в Бельгии Asphalte и выставки художников уличного искусства в десятках галерей по всему миру.
Я очень надеюсь, что и у нас люди начнут шире смотреть на происходящее в области уличного искусства и перестанут сравнивать — это улица, а это не улица».
«Это как в музыке: вам все равно придется продаться»
«Я думаю, что, когда художник начинает работать с государством, он выходит из субкультуры и переходит на уровень просто культуры. Считаю, что для многих художников участие в таких фестивалях, как «Артмоссфера», вообще сотрудничество с Департаментом культуры необходимо. Мало того что это дает им возможность развиваться, помимо этого художникам еще необходимо что-то есть. Им нужны средства на создание больших поверхностей. И у общества есть запрос на паблик-арт.
Раньше у нас была советская культура, которая пропагандировала и влияла в том числе и на стиль городской среды. Сейчас все изменилось, появилась потребность в новых символах — и художники могут обществу эти символы дать. То есть получается такое движение с двух сторон.
Многие художники, особенно молодые, относятся к такой работе с презрением, считают, что уличная культура должна оставаться уличной. С одной стороны, я их понимаю, а с другой — это ведь как в музыке. Сначала вы играете в гараже крутой панк-рок, всех все устраивает, но с течением времени вам все равно придется продаться какому-нибудь большому лейблу, чтобы расти дальше, развиваться как группа.
Одна из основных проблем — то, что мало по-настоящему хороших кураторов, которые бы, как хорошие режиссеры, видели молодые таланты и помогали им расти.
У нас во Владивостоке, когда я еще работал «главным художником» города, было так: начинающие художники расписали небольшие стены, мы за этим следили, видели, как они тренируются. И когда замечали, что кто-то может уже самостоятельно сделать роспись на большой площади, давали эту возможность, городской заказ».