Субъективные итоги-2013 Театр «Тру»
Театральным событием года, по мнению Алексея Киселева, стал уникальный независимый театр из Петербурга, спектакли которого не вполне уживаются с общепринятыми жанровыми классификациями.
Пока на Таганке назревал скандал, в МХТ шли репетиции «Карамазовых» Богомолова, а на фестивалях показывали Някрошюса, Брука и Уилсона, в Перми главный приз фестиваля «Текстура» получил никому толком не известный коллектив под названием Театр «Тру». Чуть ранее эти же люди представляли Россию на международном фестивале в Ереване, переписали «Процесс» Кафки для дюссельдорфского спектакля Андрея Могучего и превратили церемонию вручения петербургской премии «Прорыв» в громкий постдраматический акт. Все это произошло в 2013 году и не было должным образом замечено лишь потому, что сопровождалось не скандалами или экзальтированными восторгами, а всеобщим непониманием происходящего.
Новая культурная аномалия закономерным образом возникла в городе революций и футуризма. Артисты этой команды играют со звуками слов, как перформеры АХЕ с предметами, в ироничном аристократизме их текстов слышны отзвуки поэзии Алексея Хвостенко, в конце концов, невозможность уместить их в какие-либо жанровые полки созвучна тому, что без малого век назад делали в этом же городе обэриуты.
Театр «Тру» возник в 2010 году неожиданно для самих создателей. Знакомые еще со школы двое мужчин среднего возраста — сибиряки Александр Артемов и Дмитрий Юшков — пытались снять фильм по совместно написанному сценарию. Денег на кино достать не получилось, решили поставить спектакль. Название «Тру» авторы объясняют просто: «Упало на язык так».
Принцип художественного мышления «Тру» особенно наглядно проявил себя в том, как они поставили читку нового опуса Павла Пряжко на той же «Текстуре». Главный герой пьесы «Парки и сады» — однообразно проводящий свой досуг аморфный робот из идеального российского будущего. Юшков и Артемов загрузили текст в стандартный ридер в айпэде, подключили его к проектору и запустили программу чтения. Компьютерный голос прочел пьесу от начала до конца.
В «Нет дороги назад» (Гран-при «Текстуры») четверо актеров безмолвно сидят лицом к экрану и смотрят такой же безмолвный фильм, где они же из ниоткуда в никуда едут по лесам и полям на мотоцикле с коляской. Раз пять подряд звучит песня чеченского барда Тимура Муцураева, прерываемая истошными криками внезапно вскакивающих артистов. «Главное что?! Что главное?! Главное — чтобы было весело!» — истерический апофеоз каждой из четырех исповедей «уважаемых коллег», представителей офисного планктона, переживших трансгрессию.
Кажется, будто эти люди ничего не слышали о театральных школах и традициях, — они придумывают все с нуля, исходя из того, что видят в окружающей их реальности. Все их спектакли — первые впечатления человека, обнаружившего себя в этом мире. «В этой … вселенной, на этой … планете, есть один ты такой … . Что будешь делать ты?» — громогласно прозвучало на главной сцене Александринского театра в поставленном Театром «Тру» отрывке по «Невскому проспекту» Гоголя.
Умение соединять новейшие постдраматические формы — от бескомпромиссных повторов и пауз до отточенного взаимодействия актера с видеопроекцией и отказа от декораций — с колоссальной иронией; умение рассмешить зал не сюжетом, но комбинацией культурных кодов; способность безболезненно заменить рассказывание истории фактом присутствия зрителя на спектакле, превратить зрителя в свидетеля — все это выводит Театр «Тру» в какую-то параллельную современному театру реальность.
Юшков по образованию культуролог, Артемов — актер, оба ведут двойную жизнь, работая агентами по недвижимости. Сочиняют спектакли исключительно для души и на собственные деньги и, кажется, совершенно лишены амбиций. Вероятнее всего, именно их выключенность из театрального контекста и финансовая независимость и создают эффект «обнуления». Этой осенью, правда, ситуация несколько изменилась — по приглашению Валерия Фокина Театр «Тру» готовит к выпуску в Александринке детский спектакль «Призраки театра», премьера назначена на 28 декабря. И если оставшимся на обочине обэриутам так и не удалось создать свой театр, у их наследников, похоже, перспективы более радужные.
«Действительность
творческого контента сейчас формируется в основном в интернете. Например, Coub. На наш взгляд, это действительно прогресс — человек без профильного образования
или не называющий себя художником, да просто кто угодно, может зациклить тот или
иной фрагмент какого-либо видео так, что это действительно станет чем-то неожиданным,
абсолютно самобытным и иногда неформулируемым и, конечно же, произведением искусства.
Не говоря о прогрессе в области любительской неконцептуальной документалистики или вообще об обилии случайных видеороликов. Глядя на происходящее в интернете,
реально понимаешь, что какие-то внятные, профессиональные вещи, актуальные для вчерашнего
дня, уже не нужны сегодня. А какие-то шестидесятилетней давности явления сегодня
снова стали актуальны, а завтра снова нет, а через год опять да. Это очень все интересно,
и пока непонятно, как с этим обращаться. Да и понимать, наверное, пока не надо, а
достаточно просто взаимодействовать со всем этим и иметь хотя бы просто интерес
к происходящему в мире.
Есть, конечно, и какие-то вечные и неопровержимые постулаты в истории культуры человечества, но и они тоже проходят жесткую систему этой мясорубки, а может от этой мясорубки и спасут всех в какой-то момент.
И может быть поэтому основным критерием для нас является тупо подлинность желания что-то доносить, с кем-то говорить. Что-то изучать, изучать, изучать. И максимально стараться сохранять ясность сознания. И в то же время уметь отказываться от профессиональной творческой деятельности, если понял вдруг, что говорить пока не о чем. Такой отказ будет самым благим творческим актом на сегодняшний день».
Видео с церемонии вручения петербургской театральной премии «Прорыв» этого года, поставленной Театром «Тру». Жанр по версии авторов — «неотлен»