Конспект Что мы узнали из книги «Flash Boys. Высокочастотная революция на Уолл-стрит»
Мы законспектировали нашумевшую книгу о том, что сегодня из себя представляют фондовые рынки и как на них проводят многомиллионные махинации.
Книга известного финансового журналиста Майкла Льюиса прогремела в Америке, раскрыв глаза многим на то, какие ежедневные махинации происходят на фондовых биржах США и сколько теряют на этом простые граждане. Но своего эффекта она достигла из-за того, что прежде всего это книга о людях, а не о цифрах и купюрах. Повествование построено вокруг судеб, мыслей и действий нескольких незаурядных личностей, которые бросили вызов громоздкой и нечестной финансовой системе, а также случайных жертв этой системы, таких как осужденный за кражу кода бывший программист Goldman Sachs Сергей Алейников. Читатели любят романтические истории. Льюис написал книгу о походе нескольких рыцарей-одиночек, которыми двигала не жажда наживы, а стремление к справедливости, — и преуспел. Ну а за человеческими историями он умело спрятал кучу информации, из которой можно узнать почти все о фондовом рынке образца 10-х годов XXI века.
6 особенностей фондового рынка в XXI веке
Компьютеризация
Биржа — это уже давно не место, где много мужчин в пиджаках громко кричат и трясут документами под табло из быстро меняющихся цифр. К концу первого десятилетия нового века эта картинка окончательно ушла в прошлое, теперь биржа — это мощнейший и надежно охраняемый компьютер, в котором работает так называемый механизм сопоставления приказов. Торговля на бирже полностью ушла в онлайн — вы отдаете распоряжения о финансовых операциях и следите за их исполнением на экране компьютера, не покидая своего офиса.
Космические скорости
Естественно, компьютеризация многократно увеличила скорость совершения операций. Теперь никто не звонит брокеру по телефону с требованием купить акции и не договаривается в кулуарах — счет идет на микросекунды, следующие за кликом мышки. Именно поэтому скорость передачи данных стала ключевым моментом: трейдеры платят втридорога за офис в том же здании, где расположен биржевой механизм, а авантюрист, решившийся тайно проложить широкий оптоволоконный кабель по прямой линии между Чикаго и Нью-Джерси, буквально прорезая горы на своем пути, сорвал огромный куш на продаже линии финансистам.
Множество торговых площадок
Еще недавно подавляющее большинство фондовых операций в США происходило на New York Stock Exchange на Уолл-стрит и еще немного — на NASDAQ. Причем рынок был разделен: на одной бирже физически находились одни акции, на другой другие. Теперь же только в США существует 13 публичных и более 40 частных бирж, многие из которых представляют собой темные пулы банков: информацию об операциях там видит только банк-хозяин. При этом рынок стал объединенным, то есть вы отправляете приказ о покупке акций не на конкретную биржу, а на рынок в целом, а уж на какой бирже вы их точно купите, решит компьютер. Или не совсем компьютер. Тут и открывается пространство для махинаций.
Высокочастотная торговля
Все вышеперечисленные условия сделали возможным феномен высокочастотного трейдинга (HFT), разоблачению которого прежде всего и посвящена книга. HFT-трейдеры — это люди, вся деятельность которых на фондовом рынке сводится к перекупке и перепродаже ценных бумаг по выгодным ценам из-за преимущества в скорости передачи данных. Именно они ставят свои компьютеры ближе всего к бирже и покупают мощнейшие линии: от скорости зависит весь их бизнес.
Как осуществляется обман
Махинация выглядит так. Некий инвестор отправляет на рынок приказ о покупке большого количества акций определенной компании. Приказ первым достигает той биржи, которая физически ближе всего к месту, откуда он был отправлен. В этот момент высокочастотный трейдер получает информацию о появлении на рынке спроса, но других бирж медленный сигнал инвестора еще не достиг. Пользуясь преимуществом в скорости, компьютер HFT-трейдера скупает соответствующие акции на других биржах, что автоматически повышает их цену — и тут же продает дороже тому самому инвестору, чей приказ наконец доходит до дальних бирж. Все это происходит за микросекунды, недоступные человеческому восприятию, но значимые для компьютера. Инвестор видит только то, что в тот самый момент, когда он нажимает кнопку «купить», цена вырастает — и не подозревает, что она выросла именно из-за его команды купить. Каждая акция дорожает на цент-два, но благодаря масштабу высокочастотные трейдеры зарабатывают на этом миллиарды. По сути, они получают откаты с каждой инвестиционной операции просто благодаря тому, что имеют преимущество в скорости над реальными инвесторами.
Биржа IEX — попытка восстановить справедливость
Когда возмущение читателя действиями высокочастотных трейдеров достигает предела, Льюис дарит ему хеппи-энд. Протагонист этой истории, бывший сотрудник Royal Bank of Canada Брэд Кацуяма, сначала раскрывает махинации HFT-сектора, потом с помощью выдающихся гиков-программистов создает софт, препятствующий их операциям, а в конце концов уходит из банка и с командой единомышленников создает новую биржу Investors Exchange, или IEX, где нет места высокочастотным трейдерам. Главная особенность IEX — не увеличение скорости, к которому стремится весь финансовый сектор, а ее уменьшение. Операции на IEX идут медленнее, но это становится преимуществом, потому что высокочастотные трейдеры не получают выигрыша в скорости, и инвесторы снова могут быть уверены, что торгуют по реальным, а не постоянно меняющимся ценам. IEX была запущена в конце 2013 года, и ее оборот сразу превысил все ожидания. Инвесторы оценили высокие устремления Кацуямы и его команды и доверились ему. Что будет дальше с финансовым рынком Америки и мира, мы узнаем из будущих книг Майкла Льюиса.
- Издательство «Альпина Паблишер», Москва, 2015