перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Дель Торо, Уэс Андерсон и другие: 8 новых арт-альбомов о кино

Анатомия творчества Уэса Андерсона, все о фильмах категории «Б», раскадровки «Звездных войн» и прочие недавно изданные арт-альбомы о кино.

Книги
Дель Торо, Уэс Андерсон и другие: 8 новых арт-альбомов о кино

«The Wes Anderson Collection»

Фотография: архив «Афиши»

Увесистый том с прекрасной полиграфией — пожалуй, один из лучших примеров того, как сделать большую, подробную, невероятно симпатичную и живую книгу про важного режиссера с чувством юмора. Чуткий автор Мэтт Золлер Зайтц подробно расспрашивает Андерсона об источниках вдохновения, навязчивых идеях (а они у него есть!), любимых партнерах по фильмам и мелочах, из которых складывались сценарии. Сама книга производит впечатление сделанной Андерсоном самим для себя — она сверстана тщательно, подробно, иронично и в очень узнаваемой манере. Что нетипично для coffee-table books и типично для самого Уэса: текст не отходит здесь на второй план и дополняет короткие признания режиссера о любви к лисятам, Оуэну Уилсону и вельвету и дорогие сердцу канонические скриншоты из его комедий.

«Guillermo del Toro Cabinet of Curiosities»

Фотография: архив «Афиши»

Больше всего книга о дель Торо напоминает маленький музей имени одного человека — многие страницы как будто бы написаны от руки, рисунки из блокнотов соседствуют с остроумными пояснениями, узнаваемые герои фильмов на глазах читателя из детского скетча становятся трехмерными. Этот альбом — в первую очередь об арт-директоре и художнике дель Торо, который бежит впереди сценариста и режиссера: очевидно, что именно жажда создать убедительных и неповторимых Пана, кайдзю или Хеллбоя в конечном счете и привела мексиканца на съемочную площадку. В книге с предисловием Джеймса Камерона показано и несколько незавершенных рабочих процессов. Но в центре внимания, конечно же, мифические чудища, раскадровка комиксов и непостижимые средневековые литографии, из которых дель Торо черпает вдохновение для своих инфернальных героев.

«The Adventure Time Encyclopædia»

Фотография: архив «Афиши»

Мультсериал «Время приключений», завербовавший в свои поклонники не только восторженных детей, но и циничных взрослых, обзавелся собственной энциклопедией, и она совсем не похожа на стандартный альбом making of. Сценаристу и голосу мультсериала Мартину Олсону поручили написать гид по выживанию в мире Ооо от лица демонического персонажа Хансона Абадира. Помимо истории дружбы Джека-собаки и Финна-человека, дается подробное описание местных достопримечательностей, страшных секретов и опасных участков. Все вышеперечисленное по большей части уже пересекается с тем, что мы знаем из сериала, но иногда удивляет внезапными мелочами вроде тайных признаний в любви, привычек героев или мучительных способов умереть. Как и мультфильм, книга скорее показана взрослым, чем детям, — там, где маленькие увлекутся картинками и пропустят важное, их родители поймут очередную неоднозначную шутку или смешную игру слов.

«Steve Shapiro. Taxi Driver»

Фотография: архив «Афиши»

Стив Шапиро — столп американской фотографии и постоянный автор классических журнальных обложек от Life до Sports Illustrated. Именно он эксклюзивно снимал процесс работы над одним из самых сложных и известных фильмов Мартина Скорсезе. Какие-то фотографии «Таксиста» в исполнении Шапиро всем известны, но в таком количестве и качестве пленочные хроники с бэкстейджа в любом случае надо еще поискать. Помимо портретов самого Скорсезе, Де Ниро, Фостер, Шепард и Кейтеля, в альбоме много хрестоматийных видов совсем не благополучного Нью-Йорка и привычных сцен из фильма, снятых как бы из-за угла и будто бы другим режиссером. Так очень известный фильм, растасканный на цитаты, получает новое измерение и обрастает визуальными деталями, без которых картина кажется неполной. Ну и, помимо прочего, это visual candy для всех, кто в принципе неравнодушен к пленочной фотографии и американским цветам середины 70-х.

«Star Wars: Frames»

Фотография: архив «Афиши»

Известно, что Джордж Лукас вложился в мерчендайз «Зведных войн» едва ли не больше, чем в сами съемки, — в отличие от фильмов разной степени качества футболки, книги, миниатюрки и юбилейные собрания выходят с завидной регулярностью. «Star Wars: Frames» — тот случай, когда на сувенир действительно стоит потратиться. Тяжелое издание из двух томов на прекрасной бумаге и в футуристической упаковке — это коллекция идеальных кадров из фильма и графическая история без единого слова обо всем, что можно было увидеть в фантастической саге за 35 лет ее существования. Главные герои, битвы в галактиках, панорамы звездолетов и герои будущего выглядят на страницах «Frames» куда логичнее, чем, собственно, в сиквелах и приквелах, снятых в разное время и с разным старанием. Ощущение чуда, которое захватывает тебя при пролистывании кадров из столь знакомого фильма, очень напоминает тот самый первый восторг при появлении футуристических титров, уплывающих вверх к звездному небу.

«Great Showdowns: The Return»

Фотография: архив «Афиши»

Иллюстратор Скотт Кэмпбелл уже много лет рисует простые миниатюры о мире вокруг и в прошлом году, наконец, собрал свои рисунки, вдохновленные любимыми фильмами, в первой части «Великих битв». Идея проста, но она работает: главные противостояния в мировом кинематографе изображены как нарисованные детской рукой друг напротив друга герои — от маньяка из «Крика» до плачущего «Титаника», который напоролся на такой же плачущий Айсберг. Первая книга получилась домашней, трогательной и очень остроумной — и вот, спустя год, готов сиквел: лучше их, конечно, смотреть подряд. Японская девочка внутри робота в «Тихоокеанском рубеже» против водной хтони, испуганная Сандра Баллок против космоса, трусливый Роберт Форд исподтишка стреляет в Джесси Джеймса — фирменный стиль Скотта Кэмпбелла остается прежним. Небрежные и легкие рисунки намекают на тот возраст и то состояние, когда мир легко делится на черное и белое, а любой конфликт — просто повод для удачной шутки.

«Crab Monsters, Teenage Cavemen, and Candy Stripe Nurses»

Фотография: архив «Афиши»

Так плохо, что даже хорошо — одно из самых частых высказываний о создателе кино категории «Б» и эксплуатейшна Роджере Кормане. Крабовые монстры, пещерные подростки, идиотские чудища с головой акулы и телом гигантского жука — все они появлялись в его фильмах последние 50 лет и умудрились изменить американское кино. Корман вырастил на своей студии и научил снимать и монтировать лучших режиссеров Нового Голливуда — от Скорсезе и Богдановича до Копполы и Николсона, выпустив на конвейере несколько сотен фильмов — от ужастиков до фантастических триллеров, накормив американских подростков в кинотеатрах для автомобилей впечатлениями на всю жизнь. Как работали и зарабатывали студии Кормана на мини-бюджеты, почему к нему так стремились молодые режиссеры и почему «дикие ангелы» и подводные чудовища сделали для кино не меньше, чем французская новая волна, — об этом рассказывает сам Корман, Джон Лэндис и теперь уже суперзвезды Голливуда вроде Джеймса Камерона, выросшие на кормановских фильмах. И да, в дополнение к забавным и очень дружеским разговорам о массовом кино идут постеры и раскадровки фильмов категории «Б» — это отдельное абсолютное удовольствие.

«Moments that Made the Movies»

Фотография: архив «Афиши»

Фильмы запоминаются не целиком, а сценами, которые трогают сразу же и не покидают зрителей годами, — в этом убежден американский кинокритик Дэвид Томпсон, собравший 100 сцен из 72 фильмов за всю историю своей монографии о визуальном языке кино. Начиная с опыта британца Майбриджа в конце 19 века, Томпсон хронологически выстраивает историю глубоко личной привязанности к кинематографу — через иррациональное, любимые моменты, которые цитируются на каждому углу, через меняющиеся впечатления от просмотра на протяжении многих лет и, конечно, детали съемок и появления на свет главных фильмов. «Главный» — в случае Томпсона слово субъективное, что и делает эту книгу свежее и приятнее любого рейтинг-листинга в духе «1000 фильмов, которые надо посмотреть перед смертью». Главным может быть странная прическа Мег Райан, сцена танцев в «Красных башмачках», допрос в «Зодиаке» или запутанный диалог в старом нуаре — им Томпсон посвящает проникновенные тексты вокруг кино и мировой культуры и совсем не скупится на детали. Не стоит искать тут все свои любимые фильмы или ждать киноманских откровений, но в любом случае — медленный, сосредоточенный и предвзятый взгляд на историю кино, даже с каноническими «Безумным Пьеро» или «Третьим человеком» в обойме — важное и нужное чтение в эру Metacritic и рейтингов IMDB.

Ошибка в тексте
Отправить