Жизнь после «Династии»: чем будут заниматься фонды «Траектория» и «Эволюция»
В ноябре разворачивают свою деятельность два новых негосударственных фонда, направленных на поддержку в России науки и научно-популярной литературы. К обоим из них непосредственное отношение имеют люди, принимавшие активное участие в деятельности «Династии». «Афиша» разузнала подробности.
31 октября официально прекратил свое существование фонд «Династия» — после того как 25 мая этого года Министерство юстиции России включило его в список иностранных агентов. К этому моменту фонд успел просуществовать 14 лет и потратить около 2 млрд рублей на науку, поддержать 2 тысячи ученых и 5 тысяч учителей. У «Династии» было более 30 программ в области популяризации науки, собственная издательская программа («Библиотека фонда «Династия») и премия за русскоязычный нон-фикшн «Просветитель». Фонд имел единый источник финансирования и существовал на деньги бизнесмена Дмитрия Зимина, председателя компании «Вымпелком».
Сейчас «Династии» как таковой нет: большая часть коллектива с 1 ноября не работает, бухгалтерия закрывает договоры. В какой степени текущие проекты «Династии» будут продолжаться — вопрос открытый: вручение «Просветителя», которого оставляет за собой Зимин, состоится 19 ноября, сейчас им занимается Институт книги и сопредседатели премии Александр Архангельский и Александр Гаврилов.
Митинг в защиту «Династии»
После закрытия «Династии» в научном сообществе образовался вакуум. О поисках замены, которая подхватила бы ее дело, заговорили сразу же: с предложением создать преемника на июньском митинге в поддержку фонда выступал Борис Штерн, главный редактор газеты «Троицкий вариант». После этого к нему присоединилось 14 ученых, ранее так или иначе связанных с «Династией», чтобы основать фонд «Эволюция». Кроме того, вскоре после закрытия «Династии» несколько ее бывших сотрудников открыли фонд «Траектория»: среди его учредителей — бывший заместитель исполнительного директора и директор программ фонда «Династия» Константин Петров.
Оба проекта уже окрестили преемниками «Династии», хотя формально ни один ни другой полностью повторять программу фонда не намерены — однако оба, как и «Династия», в качестве приоритетных направлений отмечают просветительскую деятельность в регионах и книгоиздание.
Вручение премии «Просветитель» в 2013 году
Кто занимается фондами
«Траектория»
В «Траекторию» ушли трое сотрудников бывшей «Династии». Экс-заместитель исполнительного директора фонда Константин Петров теперь стал соучредителем «Траектории». Еще один соучредитель — Татьяна Большова, которая в «Династии» была юрисконсультом. Наталия Шустова, исполнительный директор «Траектории», в «Династии» была главным бухгалтером и финансовым директором. Анна Пиотровская, экс-исполнительный директор «Династии», вошла в состав совета фонда, который будет следить за актуальностью программ и контролировать расход бюджета. Сам совет нового фонда пока небольшой: его возглавляет Михаил Юрик, который сотрудником «Династии» не был, но представлял партнерскую организацию. Кроме него и Пиотровской совет будут представлять Андрей Варламов, профессор Римского университета и ведущий научный сотрудник Института сверхпроводимости и новых материалов SPIN-CNR, Дмитрий Чудаков, руководитель лаборатории геномики адаптивного иммунитета ИБХ РАН, и Дауд Мамий, лауреат фонда «Династия» и декан факультета математики и компьютерных наук Адыгейского государственного университета. Предполагается, что в совет войдут и основные доноры фонда.
«Эволюция»
Непосредственно бывших сотрудников «Династии» в «Эволюции» пока нет, но есть экспертный совет из 15 ученых, которые представляют собой сообщество, сформировавшееся вокруг фонда: вышеупомянутый Борис Штерн, автор научно-популярных книг Александр Марков, замдиректора Института проблем передачи информации Михаил Гельфанд, член-корреспондент РАН Аскольд Иванчик, книгоиздатель Варвара Горностаева, филолог Ирина Левонтина и другие.
«Династии» больше нет, но люди, слава богу, остались. В совете два лауреата премии «Просветитель» и несколько финалистов. Я сам участвовал во многих программах «Династии» как эксперт и координатор. Персональная преемственность здесь есть — в смысле людей, которые работали с фондом».
Предыстория
«Траектория»
Создание «Траектории» задумывалось задолго до печальных событий — как минимум за год до первых новостей о закрытии. Параллельно с работой в «Династии» Петров и Юрик вели собственные совместные научно-популярные проекты, для которых думали создать некоммерческую организацию. Среди проектов были и культурные — в том числе план возрождения старого поселения в одном из районов Карелии. Проект задумывался как образовательный, в рамках которого проходили бы воркшопы и праздники для детей из местных школ с привлечением финских ученых.
«Параллельно с нашей основной работой мы занимались проектом в российской глубинке, нам посоветовали просто создать фонд или иную некоммерческую организацию. Проект не имеет прямого отношения к науке или образованию, он скорее культурный, этнографический. Когда мы загорелись этой идеей и уже занялись новым фондом, случилось то, что случилось. Мы поняли, что через некоторое время «Династии» не будет, но нам очень хотелось продолжать заниматься популяризацией науки в России, организацией проектов для школьников и учителей. 23 июня мы получили из Минюста документы, что наш фонд прошел регистрацию. Регистрация — процесс продолжительный, так что нельзя сказать, что мы как-то быстро подсуетились».
«Эволюция»
По словам Бориса Штерна, «идея фонда появилась, когда с фондом «Династия» все стало ясно — в конце мая. С тех пор идея развивалась и переросла в фонд «Эволюция».
«Всем понятно, что появление новых фондов связано с тем, что «Династии» больше нет. «Эволюция» инициирована не одним человеком, а большим научным сообществом — ведущими учеными и научными журналистами, членами-корреспондентами и академиками РАН, многие из которых являются лауреатами «Просветителя». Это то научное комьюнити, которое так или иначе сформировалось вокруг «Династии» за все 12 лет ее существования и которое понимает, что после того, как фонд исчезнет, образуется вакуум. Люди приняли совместное решение, что вакуума быть не должно — и «Эволюция», соответственно, создана для этих целей»
Название
«Траектория»
Константин Петров: «В название нам нужно было уложить две составляющие: научно-образовательную и культурную. Траектория — это линия в пространстве, по которой происходит движение, она может быть разнообразной. Траектория подразумевает движение к определенной цели: мы будем стараться работать сфокусировано, не распределяя наши интересы на разные области. С другой стороны, мы оставляем за собой право выходить из проектов, где, как мы считаем, уже произошли позитивные изменения в обществе и среде. Это значит, что теперь проект может жить и без нашего участия».
«Эволюция»
Михаил Гельфанд: «Ну не революция же. В русском языке, как выяснилось, довольно мало слов, которые имели бы минимальный смысл и не были уже заняты подо что-то другое. Слово «Эволюция» оказалось свободным, к нему можно вполне относить идеологическую нагрузку, как-то пытаться это интерпретировать. Просветительская деятельность — это как раз инструмент эволюции».
Программа
«Траектория»
Среди планируемых программ фонда: марафон «Траектория науки»; проект поддержки учителей; конкурс проектов для школьников с конференцией для их инициаторов; сезонные школы; публичные научно-популярные лекции для широкой аудитории, включая телемосты и вебинары. Планируется собственная книгоиздательская программа.
Константин Петров: «Основное место в бюджете нового фонда займут разные мероприятия в регионах страны, вдохнуть жизнь в регионы нам кажется целесообразным. Не только в крупные города, но и в малые, где даже найти качественного учителя-популяризатора представляется проблемой. А каждое мероприятие создает волну: после них те же учителя вдохновлялись на новые свершения, мы создавали пространство обмена преподавательским опытом, и в дальнейшем они использовали те наработки, о которых узнали от нас. «Династия» пару лет назад стала организовывать конкурс на проведение фестивалей науки, движение было подхвачено. Мы уже даже содержательно перестали в этом участвовать: нам подавали проект на конкурс, а мы выбирали наиболее качественные и адекватные по бюджету проекты».
«Эволюция»
Два направления, которые фонд запускает на старте, — это просвещение и издательская деятельность: публикация как российских, так и иностранных трудов, проведение научных лекционных курсов и фестивалей науки в различных городах России. В каждом из них у фонда есть обширная экспертиза, прежде всего в собственном совете — издатель Варвара Горностаева, популяризаторы науки в крупнейших городах: Александр Дубынин — в Новосибирске, Юрий Баевский — в Нижнем Новгороде, Петр Талантов — в Казани. Дальнейшие направления работы фонда определит сбор средств — Борис Штерн предполагает, что при благоприятном варианте развития событий возможно также создание премий. В книгоиздании программа будет шире, чем у «Династии», — фонд занимался поддержкой прежде всего естественных наук, «Эволюция» же собирается издавать книги и по гуманитарным наукам. Книжная программа будет оглашена 26 ноября на книжной ярмарке non/fiction.
Михаил Гельфанд: «Основных направлений сейчас два. Первое — программа книгоиздания, переводы книг или оригинальные книги. И распространение: книгу недостаточно издать, важно, чтобы она попала в руки тем, кому она нужна. Кроме того, мы обязательно будем устраивать лекции и фестивали науки. «Династия» совсем не занималась литературой для подростков, а у членов совета есть дети соответствующего возраста, и хочется, чтобы они читали хорошие книжки. С лекциями тоже будет шире: «Эволюция» собирается не столько поддерживать эти мероприятия, сколько консолидировать сообщество. Также очень хочется сделать что-то вроде ежегодного обмена опытом: у разных людей в разных городах придуманы разные красивые вещи, и об этом никто не знает — чисто логистически и инфраструктурно. Как работать с властями, с донорами и со СМИ. Эта идея создания общей сети просветительских проектов мне кажется очень правильной».
Деньги
Оба фонда пока на старте: вовсю ведутся переговоры с потенциальными попечителями или организациями, уже подтвердившими свое согласие. О сборе минимального стартового капитала заявил фонд «Эволюция», «Траектория» в настоящий момент свои бюджеты не комментирует. В любом случае сотрудники обоих фондов пока работают на волонтерских началах.
«Траектория»
Константин Петров: «Для нас понятие фандрайзинга новое: этим мы не занимались никогда — «Династия» жила на средства Дмитрия Зимина, это был монобюджет, который мы получали ежегодно — и расходовали его на те проекты, которыми мы занимались. Сейчас стоит другая задача: единого донора больше нет и мы ищем разные источники финансирования. Никаких ограничений перед собой не видим. Мы работаем как с корпоративными донорами, которые хотят проводить в регионах своего присутствия интересные практики, так и с частными донорами. Также готовы работать и с микропожертвованиями, если нужно будет поднять небольшую сумму, чтобы, например, обеспечить проживание в летней школе детям из необеспеченных семей. Будем работать с региональными и федеральными грантами».
«Эволюция»
Михаил Гельфанд: «Какие-то стартовые деньги на первое время у нас есть, но в дальнейшем их, конечно, придется собирать. Во первых, запущен краудфандинг, во-вторых, ведется работа с конкретными донорами, которые поддержат либо сам фонд, либо отдельные его направления. Хорошо, если нам удастся найти спонсоров — но мы на это не надеемся. Кроме того, история с «Династией» показывает, что индивидуальный фонд оказывается уязвим к разного рода внешним воздействиям, и нам хочется сделать разнообразное финансирование. Видимо, мы будем пытаться получать какие-то государственные гранты и использовать разные инструменты государственной поддержки».
Самый известный научный журналист России в данный момент рассказывает об «Эволюции»
Суперспособности
Главное отличие «Эволюции» от «Траектории» при схожих программных заявлениях и стартовых позициях — в первоначальном кадровом составе, который, видимо, и будет определять специфику работы каждого фонда. В «Траектории» собрался сильный костяк менеджеров от науки, способных прежде всего работать руками в полевых условиях, — но при этом пока еще не собраны координационные советы проектов и программ. «Эволюция», с другой стороны, пусть и имея на данный момент прочную волонтерскую команду управленцев, в качестве фундамента организации определяет совет из 14 ученых-просветителей с безупречной репутацией, которые, пусть и имеют собственные лектории и ведут образовательную деятельность, однако, несут с собой именно экспертизу — и хорошее чувство юмора: в краудфандинговом сборе на planeta.ru среди различных лотов выставлены «поход в бар с Михаилом Гельфандом» (35 000 р.) и «ужин с Асей Казанцевой» (60 000 р.).
«Траектория»
Константин Петров: «Династия» дает огромный опыт — мы много учились экономике и менеджменту некоммерческих организаций. Мы знаем, как приехать в регионы и провести мероприятие, если ты чужой человек. Проекты в области поддержки науки и образования — это то, на чем мы набили руку в «Династии»: мы собирали бюджеты, создавали экспертные советы и сами принимали решение о создании тех или иных мероприятий, участвовали в них, открывали и закрывали. Девять лет подряд мы проводили региональный фестиваль «Дни науки». Мы провели мероприятия в 18 регионах страны и 36 городах от Калининграда до Владивостока».
«Эволюция»
Лилия Сабирова: «Сильный костяк ученых-просветителей в совете и их опыт и репутация — главное, что у нас есть. Мы надеемся, что совместными усилиями обеспечим фонду не только некий финансовый базис, необходимый для его бесперебойной работы, но и серьезную поддержку более широкого круга людей, чьи идеи созвучны нашим».
Новые фонды и «Династия»
Финансовую поддержку ни одному фонду «Династия» и Зимин пока не оказали — хотя оба фонда планируют обсуждать возможное сотрудничество, которое может носить и более опосредованный характер.
«Траектория»
Константин Петров: «Про «Траекторию» Зимин знает, мы ему в последний день в «Династии» рассказали, но не обращались за поддержкой. Делать точно такие же проекты, как были в «Династии», пока не планируем. У нас есть представление о том, что и в каких династийных проектах можно было бы изменить и тем самым немного обновить их, понимаем, где и какие подводные камни есть. Кроме того, многие проекты уже подхвачены: научно-популярные книги издаются и без поддержки, фестивали науки в крупных городах проходят все чаще по местной инициативе».
«Эволюция»
Михаил Гельфанд: «Оба наши направления до некоторой степени являются продолжением того, что делала «Династия». Но работать с этими направлениями мы будем немного по-другому».
Ближайшие планы
В ноябре оба фонда заканчивают подготовительный этап работы и начинают активную деятельность: «Траектория» на прошлых выходных провела свое первое научно-образовательное мероприятие, а «Эволюция» на встрече совета фонда определила план действий на ближайший год, в том числе и список из приоритетных книг, — и теперь ждет окончательных договоренностей с издательствами, чтобы объявить о своих планах на non/fiction. Параллельно идут сборы средств и переговоры с потенциальными донорами, после которых будет понятно, по какому сценарию пойдет работа фондов: оптимистичному, с большой образовательной и книгоиздательской программой (при наилучшем варианте — с собственными премиями), или не таким масштабным, включающим прежде всего научную экспертизу и минимальную финансовую поддержку.
- фонд "Династия"
- Дмитрий Зимин
- Минюст РФ
- Михаил Гельфанд
- Вымпелком
- МГУ
- Александр Гаврилов
- Александр Марков
- Ася Казанцева
- Михаил Юрик
- Петр Талантов
- Династия
- Эволюция
- научные фонды
- Александр Архангельский
- Траектория
- Андрей Варламов
- Аскольд Иванчик
- Варвара Горностаева
- Дмитрий Чудаков
- Ирина Левонтина
- ИТАР-ТАСС
- Константин Петров
- Лилия Сабирова