перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Армагеддец»: как устроена вселенная фильмов Эдгара Райта

В прокат вышел «Армагеддец» — последняя часть трилогии режиссера Эдгара Райта с актерами Саймоном Пеггом и Ником Фростом. «Воздух» составил подробный гид по их фильмам, напичканным британским юмором и цитатами из мировой поп-культуры.

Кино
«Армагеддец»: как устроена вселенная фильмов Эдгара Райта

Зомби-хоррор — «Зомби по имени Шон», полицейский триллер — «Типа крутые легавые», хитроумная фантастика — «Армагеддец». Наконец сложившаяся в единое целое эпопея из трех фильмов про нежить, маньяков и инопланетян с одними и теми же фамилиями в титрах (режиссер Эдгар Райт, в главных ролях Саймон Пегг и Ник Фрост, далее по списку) возродила на экране уютную магическую Британию, которая, казалось, продолжает жить лишь в романах Нила Геймана и комиксах Алана Мура. Здесь возможно буквально все — но аборигены все равно продолжат обсуждать второй альбом The Stone Roses, потягивая пинту лагера и жалуясь на погоду. К третьему фильму серии, только что вышедшему в российский прокат сай-фай-триллеру «Армагеддец», создателям окончательно удалось собрать вокруг себя актерскую сборную Альбиона и даже сформировать собственную мифологию.

Команда

Саймон Пегг

Саймон Пегг

Исполнитель главных ролей и соавтор сценария во всех трех фильмах. По состоянию на 2013 год — национальное достояние и один из главных комедийных послов Англии в Голливуде. Отлично вписывается в кассовые франшизы (см. «Миссия невыполнима», «Стар Трек»).

Эдгар Райт

Эдгар Райт

Соавтор сценария и режиссер всех трех фильмов. Визионер и знаток неожиданных уголков поп-культуры. Помимо фильмов трилогии известен киноадаптацией «Скотта Пилигрима» и постмодернистским ситкомом «Spaced»: во время работы над ним как раз сформировался костяк команды.

Ник Фрост

Ник Фрост

Вечный напарник главного героя, способный в нужный момент взять огонь на себя; в «Армагеддце» наконец играет менее инфантильного персонажа, чем тот, которого играет Пегг. За пределами трилогии больше всего известен ролью одного из звездных радиоведущих в «Рок-волне».

Найра Парк

Найра Парк

Продюсер трилогии, с 1995 года – основатель и владелец продюсерской компании Big Talk. Продюсирует и голливудские фильмы Райта тоже. Какое-то время назад была замужем за комиком Китом Алленом — то есть приходилась мачехой певице Лили Аллен и актеру Альфи Аллену (Теон Грейджой из «Игры престолов»).

Джулия Дикин

Джулия Дикин

Характерная актриса, ставшая своеобразным талисманом трилогии: если не брать в расчет Райта, Пегга и Фроста, то Дикин — единственный человек, поучаствовавший в работе над всеми тремя фильмами, а также сериалом »Spaced».

Соратники в индустрии

Джордж Ромеро

Патриарх хоррора настолько впечатлился зомби-ромкомом Райта и Пегга (и их поистине бездонными познаниями в жанре — см. ролик, где Эдгар рекомендует лучшее неочевидное джалло), что снял их в роли зомби в «Земле мертвых».

Квентин Тарантино и Роберт Родригес

В 2007 году Райт снял один из «поддельных» трейлеров для проекта «Грайндхаус», объединившего полнометражные фильмы Роберта и Квентина с краткими зарисовками их приятелей. В трейлере под названием «Don’t» Эдгар намеренно имитировал стилистику студии Hammer, определявшей развитие британских хорроров в 1970-е.

Стивен Спилберг

В вышедшей пару лет назад экранизации бельгийских комиксов про Тинтина нашлось место для всей троицы: Райт помогал со сценарием, Фрост и Пегг озвучили комическую пару сыщиков Томсона и Томпсона. По словам Спилберга, Саймон и Ник были выбраны именно потому, что могут играть разными голосами, но совершенно одинаково.

Грег Моттола

Режиссер кинокартины «Пол: Секретный материальчик» — роуд-муви про мизантропического инопланетянина и единственного фильма, где появилась пара Пегг/Фрост в отсутствие режиссера Райта. Моттола, снявший до того две образцовые истории взросления («Super Перцы» и «Парк культуры и отдыха»), взялся за фантастику впервые — так что Пегг и Фрост, во многом игравшие здесь самих себя, отвечают тут за аутентичность.

Гарт Дженнингс

Райт и Пегг поддерживают хорошие отношения с большим числом коллег-ровесников на родине: например, Гарт Дженнингс из дуэта Hammer & Tongs («Автостопом по Галактике» и клипы в диапазоне от «Coffee & TV» Blur до «Lotus Flower» Radiohead) снялся в маленьких роликах в двух фильмах трилогии.

Артефакты

«Корнетто»

Недоброжелатели любят припоминать Райту, что даже во время записи комментариев к DVD-релизу «Типа крутых легавых» концепция трилогии «Кровь и мороженое» (она же «Трилогия трех вкусов «Корнетто») существовала лишь в качестве внутренней шутки. С тех пор история обросла множеством подробностей и объяснений (а также обзавелась официальным блогом) — но суть осталась прежней. Итак, в каждом из фильмов трилогии главные персонажи употребляют мороженое в вафельном рожке: в «Зомби по имени Шон» оно клубничное (красная упаковка мороженого символизирует проливающуюся кровь), в «Типа крутых легавых» фигурирует оригинальное «Корнетто», упакованное в темно-синюю обертку (синий — цвет полиции), в рассказывающем о «зеленых человечках» «Армагеддце» в ход идет мятно-шоколадное «Корнетто» (упаковка тоже зеленая). Компания Walls, владеющая названием «Cornetto» в Соединенном Королевстве, счастлива донельзя и только приветствует это брендирование. Три цвета отсылают не только к конкретным вкусам и жанрам, но и к известной «цветной» трилогии Кшиштофа Кесьлевского — Райт и сам охотно признает, что идею они позаимствовали оттуда.

Пабы

Паб — центральное место силы и двигатель сюжета во всех трех сериях эпопеи. В «Зомби по имени Шон» паб «Винчестер» служит метафорой рутинного существования главного героя (туда, например, он зовет девушку на все свидания), но в конце оказывается последним приютом и тем самым домом, который крепость. В «Типа крутых легавых» именно в пабе ломается эмоциональный барьер между столичным сухарем в исполнении Пегга и трогательным деревенским дурачком в исполнении Фроста: выпив по несколько пинт, они идут домой смотреть фильмы про полицейских. В «Армагеддце» пабы попросту формируют фабулу: поскольку герои движутся от одного паба к другому, то пребывание в каждом из них — мини-глава, а названия питейных заведений, как часто бывает у Пегга с Райтом, описывают состояние героев на текущий момент.

Timesplitters 2

В «Зомби по имени Шон» одной из метафор инфантильности главных героев служит Sony Playstation 2 с отличным шутером британского производства Timesplitters 2. В него все время играет безработный герой Фроста, а Пегг присоединяется к нему в моменты слабости вместо того, чтобы разобраться с делами, — тем самым доказывая свой статус грустного кидалта. В развязке Timesplitters 2 возникают снова: резко повзрослевший герой Пегга позволяет себе игру как отдушину — а рубится в нее он с героем Фроста, превратившимся в зомби и прикованным в сарае.

Подводная мина

В «Типа крутых легавых» Райт не скупится на чеховские ружья: где-то в середине фильма в результате конфискации в полицейском участке оказывается пара десятков единиц огнестрельного оружия. Самым смешным чеховским ружьем в этой ситуации можно считать гигантскую морскую мину — над которой герои и потешаются вплоть до самой развязки, когда мина срабатывает в самый неожиданный и неподходящий момент — но добро все равно побеждает.

Коллекция музыки/фильмов

Отсылки к различным общепризнанным и неожиданным артефактам поп-культуры рассеяны равномерно по всей трилогии — но присутствуют в ней и совсем энциклопедичные моменты. Например, демонстрация огромной видеоколлекции героя Фроста в «Типа крутых легавых» (которая, кстати, во многом состояла из реальной коллекции Райта) — потом Дэнни Баттерман в исполнении Ника лично повторит пару эпизодов из своих любимых фильмов с пушками. Не стоит забывать и уморительную сцену забрасывания зомби пластинками в «Зомби по имени Шон»: согласно героям, на эти цели точно не жалко саундтрека к первому «Бэтмену» и первого альбома Шаде — если он принадлежит вашей бывшей девушке.

Заборы

Гэг со «срезанием дороги» и перелезанием через заборы — наверное, самый известный символ трилогии после собственно мороженого. Объяснять, в чем тут дело, довольно бессмысленно — лучше посмотреть видео.

Фильмы-вдохновители

«End of the World»

«End of the World»

Начиная с оригинального названия и постера и заканчивая сюжетом «Армагеддец» — явный оммаж не самому известному фантастическому триллеру 1977 года «End of the World» с Кристофером Ли. Как и в фильме Райта, пришельцы в нем полагают, что людской род — неисправимая ошибка, и для ее решения используют клонов.

«Вторжение похитителей тел»

«Вторжение похитителей тел»

Другой явный источник вдохновения — семидесятническая классика жанра «Вторжение похитителей тел», где пришельцы тоже подчиняют тела людей с целью создания подконтрольного себе общества. Райт с командой не отказали себе в удовольствии переснять некоторые сцены почти покадрово.

«Плетеный человек»

«Плетеный человек»

Помимо очевидных отсылок к полицейской классике (в диапазоне от «Грязного Гарри» до «Смертельного оружия» и «Плохих парней») «Типа крутые легавые» имеют немало общего с еще одним классическим фильмом с участием Кристофера Ли — про детектива, который приезжает на удаленный шотландский островок расследовать пропажу юной девицы и сталкивается с оккультными обычаями местных жителей.

«На гребне волны»

«На гребне волны»

В этом случае Райт не сссылается на сюжетные перипетии, а попросту признается в любви к этой квинтэссенции жанра за авторством Кэтрин Бигелоу. Помимо того что фильмом явно одержим персонаж Ника Фроста из «Типа крутых легавых», в какой-то момент Райт попросту переснимает одну из ключевых сцен.

«Рассвет мертвецов» Джорджа Ромеро

«Рассвет мертвецов» Джорджа Ромеро

Мертвецкая многосерийка Джорджа Ромеро — самый прямой вдохновитель «Зомби по имени Шон». Самая известная часть — «Рассвет» — обыграна в оригинальном названии («Dawn of the Dead» стал у Райта «Shaun of the Dead»), из остальных понадерганы мотивы, музыка и просто отдельные сцены.

Камео

Два Джеймса Бонда

Самый вальяжный и самый постмодернистский агенты 007 явно находятся в трилогии на своих местах: Тимоти Далтон великолепен в роли демонического директора супермаркета, долгое время выступающим в качестве главного антагониста «Типа крутых легавых», а Пирс Броснан не уступает ему в роли алкоголического учителя-фаталиста, возникающего в сюжете «Армагеддца» в критический момент.

Два персонажа «Game of Thrones»

В «Типа крутых легавых» внимательный зритель обнаружит Рори МакКанна и Дэвида Брэдли. Первый ломает шеи в роли преданного деревенского увальня с задержкой умственного развития, второй говорит с максимально непонятным акцентом и держит в сарае ассортимент оружейного магазина. За последние пару лет оба стали звездами «Игры престолов»: МакКанн прославился ролью Сандора Клигейна (он же Пес) — а Брэдли сыграл самого ненавистного лорда Вестероса, Уолдера Фрея. В «Армагеддце» Брэдли, кстати говоря, снова досталась небольшая роль.

Дилан Моран

Мизантропического ирландца Морана с полной уверенностью можно назвать одной из главных звезд современного стэндапа (ситком «Книжный магазин Блэка» только подтвердил эту репутацию — кстати, продюсировала его все та же Найра Парк). Тем неожиданнее его роль в «Зомби по имени Шон»: Моран играет жуткого сноба, постоянно пытающегося отбить девушку у героя Пегга и совершенно не умеющего шутить.

Питер Джексон

Один из главных бородачей Голливуда появляется в «Типа крутых легавых» под маской одного из главных бородачей планеты: растительность на лице Джексона довольно сложно разглядеть за накладной бородой Санта-Клауса (персонаж Джексона переодевается в него для совершения ограбления).

Кейт Бланшетт

Потрясающе остроумное камео: оскароносная австралийка появляется на экране в полном костюме химзащиты — лишь для того, чтобы холодно отбрить героя Пегга, покидающего Лондон, но желающего сохранить отношения. Если вы хотели знать, умеет ли Кейт Бланшетт играть одними бровями — да, умеет.

Coldplay

Появление Криса Мартина и Джонни Бакланда ближе к финальным титрам «Зомби по имени Шон» — очередной камень в огород тех, кто склонен видеть в Крисе исключительно самовлюбленного мегаломана (и нет, мы не о тех трех секундах, когда певец изображает зомби). Просто посмотрите этот ролик о благотворительном концерте «Зомбейд», который попал в фильм лишь в сильно сокращенном виде.

Песни

Supergrass «Caught by the Fuzz»

Душераздирающая история о школьниках и каннабисе, записанная группой Supergrass в весьма нежном возрасте, звучит на финальных титрах «Типа крутых легавых» — и это, кажется, первое появление заглавного слова «fuzz» в фильме.

Primal Scream «Loaded»

Главный герой «Армагеддца» застрял на уровне своего развития в начале девяностых — именно поэтому саундтрек последней серии трилогии представляет собой сборник главных хитов мэдчестера и бэгги, главных британских инди-поджанров того времени. Основной посыл Primal Scream хорошо коррелирует с настроением героя Пегга: «Мы хотим надраться; хотим, чтобы было хорошо».

Zombie Nation «Kernkraft 400»

Большой танцевальный хит 2000 года хорошо вписывается в «Зомби по имени Шон» не только из-за названия исполнителя, но и благодаря своей роботоподобной монотонности, явственно отсылающей к Kraftwerk: под эти звуки Райт недвусмысленно показывает, что поглощенные рутиной лондонцы и так не слишком сильно отличаются от зомби.

The Kinks «Village Green Preservation Society»

Заглавная песня великого концептуального альбома The Kinks повествует об абстрактном пасторальном идеале английской деревни — именно таким изначально видится место действия «Типа крутых легавых», но это чувство быстро пропадает.

Ash «Everybody’s Happy Nowadays»

Кавер друзей съемочной группы, Ash, на классический сингл Buzzcocks звучит на финальных титрах «Зомби по имени Шон» — и звучит совершенно издевательски: результатом нашествия зомби оказывается гибель десятков тысяч людей и появление армии зомби-рабов в магазинах и на заводах страны. Все счастливы теперь, говорите?

The Soup Dragons «I’m Free»

Очередной бэгги-хит в саундтреке «Армагеддца» (снова кавер — на этот раз на песню The Rolling Stones) служит еще и напоминанием о том, что главный герой постоянно хочет лишить себя ответственности и быть «свободным» от всего; разумеется, как бывает в любой нормальной истории о крепкой мужской дружбе (а такой является каждый из фильмов «Трилогии трех вкусов «Корнетто»), ответственности он научится — ценой многого другого.

Ошибка в тексте
Отправить