Как Скарлетт Йоханссон стала великой актрисой
От простушки «Призрачного мира» к сверхчеловеку «Люси»: Василий Миловидов изучил карьеру всеми любимой актрисы.
Удивительное дело: за последние полгода в нашем прокате вышла тройка диаметрально противоположных по форме фильмов со Скарлетт Йоханссон, но поставь их в рядок — и они сразу покажутся порождениями одного странного ума, рассматривающего определенную идею с разных сторон, силясь что-то разгадать. В хипстерской мелодраме Спайка Джонза «Она» актриса одним голосом играла операционную систему, которая постепенно очеловечивалась и крутила роман с усатым и грустным Хоакином Фениксом, пока не стала такой умной, что растворилась в воздухе. В «Побудь в моей шкуре» Скарлетт — инопланетное существо без эмоций, занятое охотой за мясом шотландских жителей мужского пола. В процессе оно начинает все четче разглядывать в себе человека, пока не улетает черным дымом в небо.
В сентябре в прокат выходит «Люси» — новый лихой, очень глупый и этим бесконечно очаровательный боевик Люка Бессона. В нем Скарлетт играет американскую дурочку на Тайване, которой корейская мафия с целью перевозки насильно вшивает в живот пакет с новым экспериментальным наркотиком. Все идет не так, вещество попадает героине в кровь и начинает стремительно увеличивать ее мозговые способности — героиня научается управлять предметами, читать мысли и в целом походит на Доктора Манхэттена, избавляется от ненужных вещей вроде эмоций и постепенно распадается на молекулы. Все три фильма — один трогательный, один умный и один дурацкий — заняты каждый по-своему вопросом человечности Скарлетт Йоханссон, хотя та всю карьеру скорее слыла воплощением прекрасной приземленности.
Показавшись миру в образе девицы-аутсайдера в трагикомедии Терри Цвигоффа «Призрачный мир», актриса вслед за трансформацией своей героини в фильме быстро слилась с амплуа пухлогубой простушки, которая кажется тем умнее, чем меньше говорит, но и в подобных случаях камера редко по-настоящему вглядывалась в ее внутренний мир. Даже в кино, снятом думающими режиссерами, от Йоханссон скорее требовалось просто ходить в ту или иную сторону и взглядом источать экзистенциальную тоску какого-то очень наивного толка.
К двадцати девяти годам актриса снялась в почти сорока фильмах — цифра пугающая и явно излишняя. Их слишком много — и среди них слишком много ерунды: проходной, многобюджетной или авторской. Но почти всюду — начиная с «Трудностей перевода», — кого бы ни пыталась сыграть актриса, камера все равно снимала некую мифическую Скарлетт Йоханссон. Это, наверное, самый яркий случай слияния актера с собственным образом в современном кино и наиболее наглядный пример объективации — не плохой, не хороший, а скорее интересный.
В тройке названных в начале фильмов он особенно занятен, учитывая, что авторы наконец-то начали с этим вопросом работать — осознанно или нет. В «Она» Джонз пытается проверить, что сохранится от Йоханссон на экране, если оставить в фильме только ее голос. В процессе доказывая, что тот на деле — продолжение хорошо знакомого тела и при этом благополучный его заменитель. Глейзер в «Побудь в моей шкуре», наоборот, рассматривает актрису схожим образом, что и многие зрители — как красивую оболочку, внутри которой кроется пугающая черная пустота, — и наблюдает, что в этой пустоте может самозародиться. Бессон же в «Люси» наглядно и с иронией показывает хронологию превращения классической Йоханссон-дурехи в сверхчеловеческое создание. Для всех троих актриса по-прежнему образ и объект. С другой стороны, они хотя бы разбирают его на части — и за этим как минимум интересно наблюдать. Возможно, в процессе образ Йоханссон наконец-то распадется на молекулы — и нам останется по-настоящему большая артистка.
«Ghost World»/«Призрачный мир» (2001)
Скарлетт покоряет инди-кино — «Призрачный мир» предвосхитил волну независимых трагикомедий про людей в сложных отношениях с собой и с окружающим миром
Снятая режиссером Терри Цвигоффом экранизация известного независимого комикса и первая яркая роль Йоханссон. Актриса играет одну из двух странных девиц-аутсайдеров, только что окончивших школу, которые пытаются ужиться с окружающим миром — в первую очередь посредством презрения. Фильм для карьеры Йоханссон во многом пророческий, так как ее героиня в итоге оставляет странноватый мир, который делила с подружкой, и начинает нормальную жизнь.
«Lost in Translation»/«Трудности перевода» (2003)
Фильм, после которого Йоханссон заметили и запомнили. История двух потерянных душ, блуждающих по Токио, — стареющего актера и молодой девушки, которая мается в дурных отношениях. Великий фильм о любовном настроении, почти полностью состоящий из нежных пустот и недосказанностей. Хотя в глазах Йоханссон тут то и дело можно разглядеть какую-то глубину, девичья фигура актрисы занимает дебютантку Софию Копполу не меньше.
«Girl with a Pearl Earring»/«Девушка с жемчужной сережкой» (2003)
«Match Point»/«Матч-пойнт» (2005)
Скарлетт возвращает Вуди Аллена широкому зрителю — не в последнюю очередь благодаря ее игре в «Матч-пойнте» режиссера стали смотреть люди, годящиеся ему во внуки
Триумфальное возвращение Вуди Аллена с кладбища сдувшихся мастеров в разряд режиссеров первого эшелона и первая глава его кинематографического романа с Йоханссон. Ко всему прочему, неожиданная для позднего творчества автора проба в жанре драмы. Йоханссон играет соблазнительную, но невротичную начинающую актрису, которая оказывается любовницей, а затем и жертвой идущего по головам бывшего теннисиста.
«The Island»/«Остров» (2006)
Первая роль Йоханссон в крупнокалиберном блокбастере, естественно, авторства Майкла Бэя, который на тот момент еще не погрузился с головой в «Трансформеров». В целом по всем статьям традиционная антиутопия с погонями и взрывами, которая тем не менее не так глупа, как многие творения автора. Во многом материал вытягивает набор недурных актеров, в том числе Йоханссон, которая с достоинством отрабатывает роль бегущей в панике блондинки.
«The Black Dahlia»/«Черная орхидея» (2006)
Экранизация романа известного мастера жанра нуар Джеймса Эллроя, в основе которого лежит убийство Элизабет Шорт — одно из самых известных нераскрытых преступлений в истории Лос-Анджелеса. Многослойная история в первую очередь рассказывает про двух полицейских, которые расследуют дело, непросто дружат и делят девушку — Йоханссон в классическом образе фам-фаталь с плохим секретом на душе.
«The Other Boleyn Girl»/«Еще одна из рода Болейн» (2008)
Скарлетт соперничает с Натали Портман — Йоханссон не один раз встречалась на экране с конкурентками на звание главных кинодив момента, но только в «Еще одной из рода Болейн» это электричество раскручивает в целом неблестящий сюжет до совершенно головокружительных оборотов
В общем и целом не самая удачная костюмная мелодрама про тюдоровскую Англию, в которой две сестры Болейн делят короля Генриха VIII, но крайне показательный пример распространенного подхода к актрисе: если Натали Портман в роли ее соперницы еще есть что играть, то Йоханссон в фильм взята исключительно с одной целью — для красоты.
«Vicky Cristina Barcelona»/«Вики Кристина Барселона» (2008)
История двух подружек-американок (одной рассудительной и скромной, другой — глупой и распутной), которые поехали отдыхать в Испанию и повстречали там испанца-соблазнителя. Разумеется, Йоханссон играет вторую из подруг. Очаровательная и довольно циничная комедия Вуди Аллена, который, по словам самой актрисы, один из немногих, кто считает ее и красивой, и умной. В «Вики Кристине Барселоне» он, тем не менее, пошел по уже проторенному пути.
«The Avengers»/«Мстители» (2012)
Скарлетт спасает мир — с роли Черной вдовы в «Мстителях» началась карьера Йоханссон в высокобюджетных блокбастерах
Один из первых и самых эффектных этапов превращения Йоханссон в героиню шумных пиротехнических аттракционов. На счастье, играет она не девицу в беде, а смертоносного члена команды марвеловских супергероев. К тому же зовут ее Наташа Романофф.
«Hitchcock»/«Хичкок» (2012)
«Don Jon»/«Страсти Дон Жуана» (2013)
Скарлетт смешит народ — помимо тонких и не то чтобы очень уморительных инди-комедий в ее послужном списке есть и действительно народный фильм, изобилующий шутками про секс, — «Страсти Дон Жуана»
«Under the Skin»/«Побудь в моей шкуре» (2013)
Скарлетт разрывает всех на части в «Побудь в моей шкуре»
«Her»/«Она» (2013)
«Lucy»/«Люси» (2014)
Скарлетт Йоханссон стала последним и безальтернативным международным секс-символом. Как показывают последние картины актрисы — уходить с пьедестала она пока не собирается
Неожиданно эффектный выход Люка Бессона в жанре фантастического боевика. Смехотворный с точки зрения научной подоплеки, но визуально изобретательный и попросту дико веселый фильм про американскую студентку на Тайване, которая связывается с плохими людьми и в итоге оказывается напичкана экспериментальным наркотиком, который делает из нее сверхчеловека. Надо отдать должное Бессону, который не раз подходил к женским образам не столь топорно, как это принято в жанровом кино. Постепенная трансформация героини Йоханссон из жертвы в убийцу — самая остроумная и увлекательная часть фильма.
Этот материал был опубликован в журнале «Афиша» №16 (376) с 8 по 21 сентября 2014 года.