Я уеду жить в Лондон Как снимался «Лондонград», часть 4
Главный сценарист «Лондонграда» Михаил Идов вспоминает работу над каждой серией, а также обещает обсудить со всеми желающими финал 1-го сезона в комментариях. В этом выпуске — эпизоды с 13-го по 16-й.
S01E13 «Agent Provocateur»
Мелкий, на первый взгляд, кейс — кража белья из универмага — резко меняет судьбу агентства. Алексей, помощник Загорского, прибывает в Лондон. Брикман получает предложение, от которого не может отказаться.
Итак, финальная четверка. Когда мы расписывали план всего сезона, мы знали, что начиная с 13–14-й серии сконцентрируемся на длинных арках Миши, Алисы и Степана и что произойдет это за счет тех веселых вертикальных кейсов, которые агентство «щелкает» в начале сезона. Именно поэтому 13-я серия начинается с самого легковесного кейса с самыми низкими ставками, которые мы смогли себе представить: сумасшедший клиент, соблазнительная подозреваемая, комичный преступник, к середине серии дело уже практически решено. И именно в этот момент милая беготня внезапно оборачивается реалистичным насилием, а тон сериала меняется до конца сезона. По крайней мере таким был изначальный замысел. Теперь, отсматривая «Лондонград» вместе со зрителями, я вижу, что его превращение из комедии в драму происходило гораздо более постепенно. И в этой постепенности огромная заслуга всех трех режиссеров — Киселева, Шепелева и Николаева.
Пара слов о персонаже Алексея. Изначально помощник Виктора Загорского планировался как скромный референт с папочкой, этакий Смитерс из «Симпсонов», а отчаявшийся Загорский нанимал в Лондоне этакий анти-«Лондонград» в лице жесткого исполнителя по имени Рустем. Но когда мы увидели в действии актера Александра Ильина — с его комбинацией нервозности и солдатской муштры — вся нужда в Рустеме отпала, и за Алисой в Лондон отправился сам Алексей. Еще одна причина, почему снимать сериалы посерийно или блоками гораздо лучше, чем одним куском: есть возможность подогнать материал под исполнителей. Единственным надгробием безвременно усопшему Рустему остался диалог Загорского и Алексея из 1-й серии, планировавшийся как крючок на будущее: «Кто у нас есть в Лондоне?» — «Рустем?» — «Я же сказал, без грубостей».
Финальная сцена, в которой Миша забирает выручку от продажи «Лондонграда» и уходит в дождь, для меня очень важна. Если представить себе весь наш первый сезон одним длинным фильмом, то конец 13-й серии — конец его второго акта. Обмен между Мишей и Брикманом («Ты куда?» — «Закончить все это») — напрямую цитирует такой же (в смысле структуры) момент в моей любимой «Идентификации Борна». Ответы на почти все вопросы получены, герою осталось только действовать.
S01E14 «Коллеги»
«Лондонград» должен вызволить из офиса свой архив дел и клиентов, пока до него не добралась полиция. Этот же архив интересует Алексея. Алиса ищет пропавшего бесследно Мишу, попутно обнаруживая новые стороны Олега.
Реакция зрителей на эту серию, по крайней мере судя по письмам и отзывам в сети, лишний раз доказывает мне, что предсказывать успех или неуспех написанного я не умею вообще. С момента написания 14-й эпизод казался мне наименее самостоятельным в сезоне: он почти полностью посвящен расстановке фигур на доске для заключительных двух серий. Такие эпизоды неизбежны при переходе на «горизонтальную» модель повествования, и в лучшем случае я надеялся, что зрители его перетерпят ради финальных двух. В результате 14-я серия — где в плане вертикального сюжета присутствуют разве что слабо выраженные линии «Олег против снобского бутика» и «Алиса и Степан подозревают Брикмана в двойной игре» — была принята едва ли не лучше всех предыдущих, вплоть до высказанного кем-то мнения, что из нее получился бы неплохой открытый финал для всего сезона (что мне самому в голову не приходило). Урок для меня тут простой: когда пишешь про команду, отношения внутри этой команды важнее, интереснее и эмоционально нагруженнее, чем то, чем эта команда занимается. Заключительный монтаж, в котором Степан, Алиса, Брикман и Олег находят подарки от пропавшего Миши, один из моих любимых моментов в сериале. В моей голове он разворачивался под вот эту песню группы Rainer Maria. Но пронзительная музыкальная тема Вадима Некрасова, которая звучит там вместо нее, пожалуй, еще лучше.
Из киноляпов — первым отмечу меняющуюся на протяжении всей серии длину волос Алисы!
S01E15 «Ленинград»
Миша сводит давние счеты в Петербурге. Алиса знакомится с новыми владельцами агентства. Степан дистанционно помогает Мише. Брикман признает свою ошибку. Алексей делает решающий ход.
То, что у нас будет питерская серия и что Мишино путешествие должно в конце концов привести его в Россию, мы знали всегда. Нашей задачей было настолько приучить зрителя к Лондону, что Петербург показался бы ему экзотическим. Во время съемок стоял вопрос, найдет ли Никита Ефремов время реально съездить в Петербург (экспедиция внутри экспедиции); если бы мы ограничились заявочными планами или сняли пару сцен с дублером, серия получилась бы неживой. К счастью, время и возможности нашлись, и мы смогли добавить к нашему Джейсону Борну немного Данилы Багрова.
Написавший львиную долю этой серии Андрей Рывкин, коренной петербуржец, наполнил ее локальными деталями от противостояния 239-й и 203-й школ до открывающей серию реплики про «Мертвых поэтов». Кроме того, как все уже знают по «Духless-2», Андрей мастер колоритной ментовской речи (я совсем не умею писать такие диалоги), и тут ему тоже было где развернуться. Зато одержимость Павла пирожным «картошка» из вымышленного кафе «Нордвест» взята из моих собственных детских воспоминаний: у моей рижской семьи питерские корни, и из каждой поездки в Ленинград мне привозили «картошку» из культовой кондитерской «Север».
Не знаю, насколько очевидно, что действие 14-й и 15-й серии происходит одновременно — два таймлайна сшиты воедино Алисиными эсэмэсками Мише. Неожиданный звонок, который выдергивает Степана из офиса (что позволяет Алексею схватить Алису), — это тот же звонок, которым Миша спасает себя и брата от рук питерских бандитов.
S01E16 «Перезагрузка»
В финальной серии 1-го сезона Миша узнает семейный секрет и снимает с «Лондонграда» накопившиеся подозрения. Алиса встает перед выбором — возвращаться к отцу, остаться в агентстве или пойти третьим путем. Степан наносит визит, к которому долго готовился. Загорский решает проблемы. Данилин получает новогодний подарок.
Любой сериал хорош настолько, насколько хорош его финал. Неудачные развязки могут отравить все предыдущие серии задним числом, удачные, наоборот, оправдать медленный разгон. И тут мне, наверное, легче будет просто ответить на ваши вопросы ниже, тем более что эту серию я решился написать в одиночку и все претензии можно направлять прямиком ко мне.
Пара слов напоследок. Глядя на эти 16 серий, я рад, что все они вышли разными и неровными, что над ними работали разные режиссеры и разные авторы, каждому из которых удалось опробовать свою интерпретацию героев. Именно эта разношерстность, а не место действия или жанр делает «Лондонград» настоящим сериалом, а не многосерийным фильмом, и именно это я считаю своей основной заслугой: то, что конструкция, собранная Андреем, Лили, Леной, Оуэном и мной, достаточно крепка, чтобы пережить любую цеховую и экономическую болтанку. На протяжении этих четырех недель я пытался честно показать вам болты, сварочные швы, проволоку и (временами) скотч, при помощи которых эта конструкция держится. Спасибо за участие в этом эксперименте, и увидимся в комментариях.
P.S. Михаил Идов не работал над сценарием второго сезона «Лондонграда», но в середине октября начнут снимать сериал «Оптимисты» про сотрудников МИДа в 60-е годы, который Идов придумал с Михаилом Шприцем и написал вместе с соавторами — Леной Ваниной, Лили Идовой и Евгением Морозовым. Режиссер — Алексей Попогребский, продюсер — Валерий Тодоровский, в ролях — Владимир Вдовиченков, Северия Янушаускайте, Егор Корешков и другие. Показать обещают на канале «Россия» следующей осенью. Мы (редакция) полагаем, что обо всем этом Михаила тоже можно расспросить в комментариях.