Новое бедное Как снять кино без денег: опыт Роджера Кормана и Роберта Родригеса
Стало известно, что российские кинокомпании активно замораживают проекты и пересматривают производственные планы на 2015 год. «Воздух» вспоминает снова ставший актуальным опыт режиссеров, ухитрявшихся снимать кино в условиях страшно ограниченного бюджета.
Роджер Корман
Легенда кинематографа категории «Б» Роджер Корман снял 55 фильмов и спродюсировал более 300 картин. С ним работали лучшие режиссеры и актеры Голливуда, а многим из них — в частности, Николсону, Копполе и де Ниро — он дал своеобразную путевку в жизнь. Представление Кормана о кино сформировалось в годы, когда большой Голливуд сходил на нет, а нового еще не появилось. На первый взгляд его наспех сделанные фильмы не отличались особой ценностью, но обращались к опыту бульварной литературы, авангарда и молодежной культуры и совсем скоро стали культовыми. Корман практически придумал независимый американский кинематограф и одним из первых понял, как снимать копеечное кино без ущерба для репутации. Когда Роджеру Корману надоели бесконечные вопросы о рабочей этике, он написал книгу «Как я сделал сотню фильмов и не потерял ни гроша», где подробно объяснил, на что стоит обращать внимание. Например, золотое правило — монстр должен быть больше, чем главная звезда фильма.
5 советов Роджера Кормана
Экономьте на всем, сокращайте команду.
На съемках одного из первых фильмов, «Монстра со дна океана», молодой Корман работал грузчиком и водителем, разбирал и собирал декорации. Он делал это, чтобы сэкономить на оплате дополнительных часов съемочной группы, и вообще считал каждую копейку, так как брал деньги не только у продюсеров, но и занимал у друзей. При этом съемочная группа у Кормана — это традиционно команда с минимальным количеством человек, где каждый занимается всем, чем может. Экономия требует максимального труда и вдохновения.
Лучшая киношкола — это практика на площадке.
Если вы только начинаете карьеру в кино или собираетесь учиться, главный совет для вас — устройтесь работать на площадку. Начинать можно с хлопушки, работать светотехником или даже подносить кофе: «Необязательно учиться в какой-то школе. Если нет денег, идите на площадку, начинайте с низов. Самых упорных всегда замечают». Именно так через Кормана прошли сотни людей в Голливуде. В кинокритике присутствует даже специальный термин «школа Роджера Кормана», практику в которой прошли, в частности, Джеймс Кэмерон и Тимур Бекмамбетов.
Только цифра.
На заре карьеры Роджер Корман снимал черно-белое кино, и эта была отличительная черта малобюджетных картин. Но правила игры давно изменились, и в начале века режиссер одним из первых оценил потенциал цифровой революции. Теперь Корман уверен, что каждому, кто делает кино на коленке, даже и не стоит начинать думать о пленке: «Преимущества цифровых камер для дешевого кино очевидны. Их легче использовать на площадке, а компьютерные эффекты дают совершенно новый инструментарий для режиссера… На уровне дистрибуции это позволяет конкурировать даже с большими студиями».
Оставайтесь бескомпромиссными.
Советы Кормана молодым режиссерам всегда подразумевают мантру, на которой выросла вся американская независимая — от больших денег — культура: будь самим собой, следуй творческому импульсу, остерегайся рынка, никаких компромиссов. «Я работал на большие студии, но мне не нравилось, что они все решали за меня. Конечно, я бы мог выждать, пойти на компромисс и дойти до уровня, когда не надо делать никаких компромиссов. Но у меня не было терпения, и мне не хотелось ждать».
Ориентируйтесь на молодых.
Корман одним из первых понял потенциал подросткового кино и открыл его сезонный и идеологический секрет: «Я не понимаю, почему большим студиям потребовалось 15 лет, чтобы начать зарабатывать на летнем молодежном кино… Секрет такого кино прост: снимай о чем-то диком, добавь много экшена, немного секса и придумай какой-нибудь хитрый трюк».
Роберт Родригес
Режиссер, сценарист, продюсер, оператор, композитор, человек-оркестр и любитель широкополых шляп Роберт Родригес знает, как преуспеть, экономя на всем. До того как Родригес начал снимать голливудских звезд, ему приходилось делать фильмы, чей бюджет не превышал 4 цифры в американской валюте. В 23 года режиссер прогремел фильмом «Музыкант», заработав на потраченных 7000 долларов 2 миллиона. Родригес не забыл, как началась его карьера в Голливуде, и написал книгу «Кино без бюджета» https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/kino_bez_budzheta/, которую перевели в издательстве «МИФ». Советы режиссера отличаются резкостью, неуважением к авторитетам и призывом не сидеть без дела.
5 советов Роберта Родригеса
Снимайте быстро.
Краеугольное правило Родригеса — действовать быстро. По мнению режиссера, основная причина завышенных бюджетов — долгие съемки: «Ожидание — ваш враг. Ожидание убьет ваши творческие возможности, убьет вашу энергию. Как снимать быстро? Крутите все в уме, пока не убедитесь, что все схватили, затем снимайте, а потом забудьте. Вперед, не останавливайтесь. Помните, что фильм будет составлен из многих частей, что, добавляя множество деталей и мучительно переснимая каждую крохотную сценку, вы потеряете и время, и деньги. Надо привыкнуть к мысли, что вам придется жить с вашим первым или вторым отснятым вариантом, а затем заставить его работать в монтажной».
Ищите и экономьте деньги любым путем.
Когда Родригес собирал бюджет «Музыканта», ему пришлось проявить фантазию. Половину денег молодой режиссер заработал, участвуя в медицинских экспериментах в качестве подопытного. Пока на нем тестировали лекарства для снижения холестерина, Родригес писал сценарий. Уже на съемках он сокращал все возможные расходы: не использовал хлопушку, записывал звук на магнитофон и снимал все одним дублем. В 2011 году «Музыкант» был включен в Библиотеку Конгресса США как национальное достояние.
Не притворяйтесь.
Худшее, что может сделать независимый режиссер без денег по версии Родригеса, — это конкурировать в качестве с фильмами больших студий: «Самая серьезная ошибка, какую вы только можете совершить, — это попытка сделать малобюджетную картину, используя технологию съемок высокобюджетных фильмов. Когда у вас большой бюджет и много аппаратуры, съемочная группа действительно оказывается кстати. Но в других условиях это мертвый груз… Обратите в преимущество свое невыгодное положение, реализуйте все свои ценные качества и работайте упорнее, чем все, кто вас окружает».
Сомневайтесь.
Если кого-то сомнения лишают сил, то у Роберта Родригеса совсем другая ситуация. Главное правило режиссера — придумай свои собственные правила: «Сомневайтесь во всем, вырабатывайте собственный свод правил, сами находите свои методы. Я беседовал с людьми, в одиночку снимающими малобюджетные фильмы, — их изобретательность действительно потрясает. Есть тысяча различных способов для достижения искомого результата. Найдите тот, что вам подходит, и действуйте».
Делает фильм не кошелек.
Золотые слова Родригеса на все времена: «Что такое, в сущности, фильм? Это просто творческое усилие. Чем больше творчества вы сможете пустить в ход, решая ваши рабочие трудности, тем лучше может стать фильм. Трудности возникают постоянно, вне зависимости от того, каков бюджет картины. Но для решения проблемы при съемке высокобюджетных фильмов деньги достать нетрудно, так как у киностудии их много. Поэтому проблема обычно не решается творчески, ее попросту уносит денежным потоком. Но если у вас нет денег и вы работаете самостоятельно, то и трудности надо преодолевать самостоятельно. Вы пускаете в ход свои творческие способности, и проблема решается творческим же путем. В этом, возможно, все различие между свежими, оригинальными вещами и банальными, обкатанными».