«Пластик»: кредитные карты, деньги, два ствола
В прокат выходит «Пластик», британская криминальная комедия про махинации с кредитками, в духе раннего Гая Ричи. Василий Миловидов посмотрел фильм и ужаснулся.
Четверка друзей-студентов (хороший, плохой, смешной и еще один) занимается махинациями с кредитными картами, оправдывая себя тем, что они воруют у алчных богачей, студенческая жизнь бедна, а впереди у них проблемы с трудоустройством. Пара наименее сообразительных членов команды умудряется нарваться на лютого мафиози, который предлагает им или принести ему в кратчайшие сроки два миллиона фунтов, или быть закопанными в аккуратно вырытые в лесу могилы. В этот момент главарь махинаторов удачно западает на сотрудницу кредитной компании, которая сливает героям необходимую информацию, и все вместе они отправляются в Майами дурить еще более крупных богачей.
«Пластик» гордо сообщает, что основан на реальных событиях, но делает это явно для красного словца, потому что концов этих событий, понятно, не отыскать, да и сам фильм слишком похож на комикс, чтобы иметь хотя бы отдаленную связь с реальностью. Авторы явно рассчитывали на аудиторию, для которой ранние фильмы Гая Ричи и «Друзья Оушена» — уже древняя классика сродни оригинальному «Ограблению по-итальянски». В принципе, это не проблема: сюжетов на свете не то чтобы много, лучшие из них стоит время от времени переосмыслять. Но авторы «Пластика», кажется, решили данный сюжет не переосмыслить, а напротив — очернить.
Джулиан Джилби на родине числится не последним режиссером, умело монтирует и умеет чисто технически нагнать в нужный момент саспенс, но в случае «Пластика» резать ему приходится материал уровня субпродуктов. Теоретически из фильма могло бы выйти что-то сносное, но для этого его надо было бы полностью переписать и переснять. Не пришлось бы даже расставаться с грошовым актерским составом из молодых лиц из телевизора. Если не брать в расчет Томаса Кречмана в роли бандита, за самых узнаваемых людей здесь отвечают Эд Спелирс (неприятный лакей из «Аббатства Даунтон») в роли предводителя мошенников и Алфи Аллен (Теон Грейджой из «Игры престолов») в роли Теона Грейджоя с поправкой на нашу реальность. Молодые люди изо всех сил стараются делать вид, что участвуют в чем-то взаправду веселом и достойном, но персонажи их настолько невыносимы (а это для жанра равно смертному приговору), что поневоле начинаешь болеть за противоположную команду, в которой, увы, тоже одни дурные карикатуры.
Нельзя не заметить неприятный трюк, который пытается провернуть Джилби. Его герои, если по-хорошему, настоящие подонки, но режиссер как может старается скрыть это за невнятными оправданиями и молодецким задором. Ни у Ричи, ни у Содерберга все-таки никогда не было мухлежа с пониманием того, что такое хорошо и что такое плохо. Помимо перечисленных источников вдохновения, «Пластик» порой напоминает очень плохую пародию на «Волка с Уолл-стрит» (а Эмма Ригби в роли подружки главного героя очевидно выполняет функцию Марго Робби, игравшую у Скорсезе жену Ди Каприо, но только без иронии). Как бы «Волк» подсознательно ни воспевал дебош и беззаконие, в моральных качествах его героев особых сомнений не было. Также можно вспомнить другое прошлогоднее кино на схожую тему, «Аферу по-американски» (их c «Пластиком» роднит как минимум схожая линия про авантюру с фальшивым арабским толстосумом), — там тоже отчасти воспевался образ обаятельного негодяя, только делалось это с намного большим мастерством. Наверное, глупо сравнивать с ними фильм второстепенного британца, снявшего для юной аудитории развлекательный фильм про мошенников. Но «Пластик» среди прочего и о том, что одной юношеской наглости должно хватить, чтобы выйти сухим из взрослых игр. На самом деле нет.