«Хоббит» Самые влиятельные драконы в истории кино
В прокат выходит «Хоббит: Пустошь Смауга» Питера Джексона, одним из ключевых героев которого стал заявленный в названии дракон. «Воздух» вспоминает еще несколько выдающихся ящеров.
«Нибелунги» (1924)
Пятичасовой эпос Фрица Ланга вывел на авансцену одного из первых драконов в истории кино. В самом начале первого фильма (из-за большого метража картина была поделена на две части: «Зигфрид» и «Месть Кримхильды») молодой воин Зигфрид (Пауль Рихтер), сын короля Зигмунда, едет через лесную чащу, где вроде бы случайно натыкается на дракона: у скандинавов этого лютого персонажа звали Фафнир, тут он безымянный. Вступив в схватку с большим, но несколько неповоротливым, похожим на огромного варана чудовищем, Зигфрид побеждает. А омывшись кровью убитого дракона, и вовсе становится неуязвимым.
Чтобы монстр выглядел убедительно, для фильма была построена механическая кукла длиной 18 метров: чтобы привести ее в движение, требовались усилия пятнадцати человек, большинство которых пряталось внутри дракона. Муляж получился настолько впечатляющим, что дракон-конкурент из вышедшего в том же году голливудского фильма «Багдадский вор» не имел на этом фоне никаких шансов — даром что сражался с ним главный киногерой того времени Дуглас Фэрбенкс.
«Василиса Прекрасная» (1938)
Фафнир оставил свой след и в советском кинематографе: очевидно, что ящер из фильма Ланга послужил прототипом Змея Горыныча из «Василисы Прекрасной» Александра Роу. Во время съемок «Василисы» Роу обратился за помощью к землякам из загорских мастерских игрушек, и те изготовили ему макет Горыныча 11 метров длиной и 5 метров высотой, внутри которого размещалось 20 человек. Рассказывают, что на съемках лошадь доброго молодца Ивана (Сергей Столяров) наотрез отказывалась приближаться к макету Змея — настолько животное было напугано. Стоит отметить, что Роу творчески переработал канонический образ Змея: его Горыныч был связан сразу с тремя стихиями, и каждая его голова изрыгала что-то свое: одна — огонь, другая — воду, третья — ветер.
«Седьмое путешествие Синдбада» (1958)
В Голливуде драконы поселились с легкой руки Рэя Харрихаузена, изобретателя технологии dynamation, позволяющей сочетать игровое кино и анимацию. Легендарный мастер спецэффектов еще в юности мастерил рептилий в гараже, а дорвавшись до голливудских бюджетов, развернулся на полную. Главным украшением «Седьмого путешествия Синдбада» Натана Юрана, сделанного по мотивам сразу нескольких историй о знаменитом мореходе и ставшего хитом советского кинопроката, выступил дракон с рогами, компанию ему составляют циклоп, птица Рух и воин-скелет: при работе над этими созданиями Харрихаузен вдохновлялся гравюрами Гюстава Доре. По сюжету дракон охранял вход в пещеру злого колдуна Сакура, откуда Синдбад (Кервин Мэтьюс) намеревался выкрасть свою невесту. Несмотря на все технические сложности (фигурка дракона была метр высотой, анимация давалась с большим трудом), Харрихаузен справился с задачей.
При этом его монстр так же, как и Змей Горыныч из фильма «Илья Муромец» (1956) Александра Птушко, извергал столпы пламени. Но если Птушко для этого в каждую из голов чудовища усадил по солдату с огнеметом, закрепленным в ноздрях змея, то американец прибег к не столь радикальному решению. Он просто отснял на фоне черного неба поток пламени, а потом наложил его на кадры с драконом. Получилось не менее эффектно.
«Победитель дракона» (1981)
В 1981 году, когда Харрихаузен официально отошел от дел, на свет появился дракон, превзошедший всех своих предшественников. В фильме «Победитель дракона» Мэттью Роббинс, бывший сценарист Спилберга и Лукаса, потратил на собственно дракона четверть бюджета — который в целом составил $18 млн. Чудище, пожирающее девственниц, появляется в фильме частями — как акула в «Челюстях», а схватка его с учеником чародея, который должен спасти свою возлюбленную, происходит в два этапа. Соорудить дракона Роббинсу помогала компания Industrial Light & Magic, которая использовала для оживления кукольного ящера вместо stop-motion-анимации новую технологию — go motion. Впоследствии дракон получил весьма лестную оценку Гильермо дель Торо, большого специалиста по монстрам, который сотрудничал с Роббинсом на «Мутантах».
«Полет драконов» (1982)
Драконоборчество — в основном прерогатива западной культуры. В китайских легендах драконы — как правило, дружелюбные создания, приносящие удачу. Горбаш из мультфильма «Полет драконов» в этом смысле скорее следует восточной традиции. Невероятная для своего времени анимационная картина с трогательной песней на начальных титрах была снята по детской книжке Питера Дикинсона людьми, сделавшими ранее анимационного «Хоббита» (1977) — Жюлем Бассом и Артуром Рэнкином-мл: кстати, в их предыдущей работе тоже присутствовал дракон Смауг. Анимационная драконография продолжилась через четверть века фильмом «Как приручить дракона», который задал новую планку для показа рептилий в мультфильмах.
«Бесконечная история» (1984)
Экранизация первой половины книги немецкого писателя Михаэля Энде: приключения мечтательного мальчика Бастиана в волшебной стране Фантазии, которую хочет поглотить вселенское Ничто. Старт истории дала книга, раздобытая парнем в букинистической лавке: во время чтения ее герои оживали, одним из них и был дракон Фалькор — бесконечно обаятельный и пушистый, похожий не на рептилию, а на большую плюшевую собаку.
Фалькор вырос из миниатюрной резиновой модели в тринадцатиметровое моторизированное существо. Объемное тело дракона было покрыто 10000 чешуек (причем каждая размером с ладонь). Тело Фалькора обклеили центнером козьей шерсти, выкрашенной в розовый цвет. Голова Фалькора с управляемыми на расстоянии глазами весила 100 кг и состояла из 16 подвижных частей, над которыми колдовала целая группа операторов; из его рта свисал длинный резиновый язык. Позже Фалькор появится в двух сиквелах «Бесконечной истории» — экранизации второй части книги Энде и беспомощной поделке, не имеющей отношения к роману и отмеченной на сайте IMDb красноречивой оценкой 2.9.
«Сердце дракона» (1996)
Еще одного положительного ящера по имени Драко можно встретить в фильме Роба Коэна «Сердце дракона». Голосом Шона Коннери Драко изрекал на манер восточных мудрецов разнообразные умные мысли, отличался правдоподобной мимикой и неплохим чувством юмора и вообще, в конце концов — был первым компьютерным драконом. Его разработкой также занималась компания Industrial Light & Magic, за три года до этого отменно поупражнявшаяся в создании динозавров в «Парке Юрского периода». Всего в производство персонажа было вовлечено 96 художников, аниматоров и технических директоров. Пребывание Драко на экране обошлось в более чем $20 млн — то есть по $16000 за каждую секунду анимации.
«Мир драконов: Ожившая фантазия» (2004)
Эпоха компьютерных драконов наступила в двухтысячные: драконы появлялись в «Гарри Поттере», «Хрониках Нарнии» и, в общем, более-менее в любом кинопроекте, связанном с фэнтези. Апофеозом драконотворчества стал якобы документальный фильм «Мир драконов: Ожившая фантазия», который рассказывает об этих существах так, будто они жили на самом деле — от эпохи динозавров до Средневековья. Одновременно действие фильма происходит и в наши дни — группа исследователей изучает останки обнаруженного в Карпатских горах дракончика; для полного правдоподобия не хватает только закадрового голоса Николая Дроздова.
«Беовульф» (2007)
Во время работы над «Беовульфом» режиссер Роберт Земекис сказал своим сценаристам — Нилу Гейману и Роджеру Эйвери, что на месте рептилии может быть что угодно, даже пень. Золотой дракон был единственным персонажем фильма, целиком сделанным методом покадровой анимации (в случае остальных использовалась техника motion capture — захвата движения). «Управление» драконом с помощью старой пухлой пластиковой камеры Panasonic произвело особенно сильное впечатление на Стивена Спилберга, который однажды забрел к Земекису в монтажную: «Пошла анимация: дракон пикировал на замковую стену. Я мог пикировать вместе с ним, а мог стоять на стене и смотреть, как дракон летит на меня. И тут я понял, что свободен».
«Хоббит: Пустошь Смауга» (2013)
В новой части «Хоббита» Питера Джексона Смауга — потомка великого и ужасного Глаурунга, а также обладателя состояния в $54,1 млрд (по данным журнала Forbes) — изображает Бенедикт Камбербатч, который, к слову, также играет Некроманта. Правдоподобное перевоплощение стало возможным с помощью performance capture — дальнейшего развития техники захвата движений, когда помимо действий фиксируется и мимика актера. Для этого, как рассказывает артист, его облачили в специальный костюм и поместили в комнату, где напрочь отсутствовал реквизит, в наличии были только разнообразные высокотехнологичные инструменты. Ну а дальше осталось только вжиться в роль.