Синдром Дона Дрейпера
Возникший в фанатской среде термин, который кратко описывает приступы одиночества и экзистенциального кризиса — ими заканчивается чуть ли не половина серий «Безумцев». Наверное, в каждом из нас есть немного Дона Дрейпера. Однако за всем этим скрывается нечто большее, чем схожесть с мемом «чет приуныл». Точнее всего ключ к этому состоянию описал Роджер Стерлинг, который в любых ситуациях умел поддержать Дона: «Просто тебе нравится играть в незнакомца». Отполированному и закупоренному Дрейперу всегда было комфортнее с чужими людьми, нежели с близкими. Поэтому он легко открывался случайным попутчикам, рвался за порог и не пропускал ни одной юбки. Но это было лишь временное успокоение — как только он подпускал людей к себе ближе, они быстро в нем разочаровывались. Это порочный круг, который утягивал Дрейпера в бесконечные попытки убежать от себя. Так что в любых непонятных ситуациях можно сказать, что у меня сегодня «синдром Дона Дрейпера».
Мода на 60-е и сериалы-последователи
Благодаря своему скрупулезному подходу к деталям, сериал стал настоящей энциклопедия стиля 60-х и мгновенно спровоцировал новую волну любви к той эпохе. Прекрасное далеко стало идеальной декорацией, куда авторы смогли поместить современный взгляд на психологическую драму, фрустрации с приставкой «ретро». Это красиво, это чрезвычайно киногеничные времена — и вместе это дало мощный отклик. Стало модно не только смотреть «Безумцев», но и одеваться как «Безумцы». Естественно, к нахлынувшей волне ностальгии не могли не припасть сериалы-последователи, которые пошли по проторенной тропе. Ретростюардессы в сериале «Пэн Американ», гламур 50–60-х в «Волшебном городе» и «Клубе Плейбоя», интим и медицина в «Мастерах секса». Впрочем, немногим из них удалось пройти проверку временем на оригинальность и убедительность. Не удалось избежать сравнений с «Безумцами» и русским сериальным обращениям к нашим 60-м — за это отдувались «Оттепель» и «Фарца». Из зарубежных новинок-альтернатив пока больше всего радует ретродрама «Манхэттен» про ядерщиков 40-х и история про компьютерные 80-е, которую показывает родной для «Безумцев» канал AMC (второй сезон уже c 31 мая).
Феминистский фокус
По поводу феминизма в сериале написано примерно столько же подробных текстов, сколько про все остальные темы, вместе взятые. Позиции по вопросу высказываются самые разные. Сам Мэттью Уинер не раз говорил о том, что считает сериал профеминистским, и у него есть аргументы: истории Джоан и Пегги дают огромный материал для разговора о карьерных трудностях женщин в 60-е годы. Причем, что важно, истории эти развиваются по-разному: решения, которые двум героиням пришлось принять, чтобы построить успешную карьеру, мягко говоря, спорят с понятиями о женском равноправии, но характеры у героинь почти противоположные — достаточно, например, сравнить судьбы их детей.
Исторических деталей на эту тему тоже хватает: в первом сезоне Джоан отправляет Пегги к доктору, который советует ей оральные контрацептивы, тогда только разрешенные законом к употреблению, а, например, в последнем сезоне в поле зрения авторов попадает реальный случай, когда сорок шесть женщин подали иск против дискриминации их прав журналом Newsweek и выиграли суд. Джоан, которой даже на руководящей должности приходится сталкиваться с неприкрыто сексистскими комментариями коллег, не воспринимающих ее всерьез, упоминает об этом случае, когда угрожает судебным разбирательством своим собеседниками из агентства McCann Ericson.
Критики по этой части, впрочем, «Безумцы» тоже получили много. Одни пишут о том, что героини слишком краcивы и желанны (некрасивых женщин, даже на проходных ролях, в сериале действительно очень мало), другие — о том, какие стандарты создают и поддерживают сегодня актрисы и рекламные кампании вокруг фильма.
10 незабываемых сцен
-
Скучая в роли открыточной домохозяйки, Бетти берет ружье и воодушевленно отстреливает голубей
Фотография: AMC
1/10
-
Кровавая вечеринка: на корпоративе всегда найдется пьяная особа, которой лучше держаться подальше от газонокосилки и чужих ног
Фотография: AMC
2/10
-
Пегги и еще безбородый Стэн решают раскрепоститься, берут друг друга на слабо и пробуют сочинять слоган для капель от кашля нагишом
Фотография: AMC
3/10
-
Полная Бетти: за время сериала первой жене Дрейпера пришлось многое пережить, но это был один из самых странных сюжетных поворотов в ее арке
Фотография: AMC
4/10
-
«Зубизу» — смелый музыкальный номер Меган, который она прилюдно дарит Дону на вечеринке в честь его дня рождения. Все остались довольны — кроме самого Дона
Фотография: AMC
5/10
-
Дон встречает бывшую любовницу (ее играет Медхен Амик из «Твин Пикса») и в приступе гнева душит ее голыми руками, а тело прячет под кроватью. Наутро оказывается, что все это ему померещилось
Фотография: AMC
6/10
-
После неприятной истории с подделкой чеков Дрейпера Лейн Прайс повесился у себя в кабинете
Фотография: AMC
7/10
-
Креативщик Майкл внезапно сходит с ума и, утверждая, что компьютер «превращает людей в гомиков», дарит Пегги свой отрезанный сосок. Один из самых диких сюжетных поворотов сериала
Фотография: AMC
8/10
-
Прощальная песня Купера, который неожиданно умер во время трансляции посадки американцев на Луну
Фотография: AMC
9/10
-
Салли читает прощальное письмо матери
Фотография: AMC
10/10
Лучшие костюмы сериала
-
Беременная Труди Кэмпбелл в ультракороткой ночной рубашке, делающей ее похожей на торт
Фотография: AMC
1/16
-
Великолепное платье из коллекции великолепных платьев Меган — с меховым манто, которое просил разыскать для нее лично Мэттью Уинер
Фотография: AMC
2/16
-
Действие «Безумцев» происходит «в то время, когда мужчины еще носили шляпы», и, в отличие от костюмов, федоры Дона Дрейпера, повторяющие контуры его лица, — это вещь, полностью отошедшая в прошлое
Фотография: AMC
3/16
-
Черное платье, которое надела Бетти во время совместной поездки в Италию с Доном. Если взглянуть на нее в этой одежде и мейкапе, то сразу вспоминается Бетти-модель, а не образцовая жена и домохозяйка из 60-х, в духе которых она обычно одевалась
Фотография: AMC
4/16
-
Джени Брайант любит рассказывать про эволюцию стиля Гарри Крейна — как он из пустого места превратился в голливудского проныру и телевизионного продюсера, начал носить темные очки и более вызывающие наряды — как, например, этот желтый пиджак, самый сумасшедший в истории сериала
Фотография: AMC
5/16
-
Пока с бедным иммигрантом Лейном Прайсом не произошел трагический инцидент, он демонстрировал великолепные костюмы-тройки, выдержанные в классическом британском стиле, например вот этот, с контрастным красным галстуком
Фотография: AMC
6/16
-
Всегда элегантный, великий эксцентрик Берт Купер любил Ротко, ходил у себя в кабинете босиком и носил белые костюмы с непременной бабочкой. Настоящий старомодный джентльменский стиль
Фотография: AMC
7/16
-
Пожалуй, самый стильный герой сериала — как ни странно, не Дон, а Роджер Стерлинг в его элегантном сером костюме-тройке, с которым он почти не расставался
Фотография: AMC
8/16
-
Один из минималистичных классических костюмов Дона Дрейпера, которым он почти не изменял весь сериал. Такие костюмы V-силуэта популяризировали в 1950-х и 1960-х Ralf Lauren и Brooks Brothers и в начале 1960-х на Мэдисон-авеню их носили практически все — обязательно с белой рубашкой
Фотография: AMC
9/16
-
У наименее интересно одетого героя «Безумцев» был как минимум один стильный наряд — этот шерстяной оливковый костюм, прекрасно контрастировавший с серо-синими костюмами его коллег
Фотография: AMC
10/16
-
-
В первом сезоне Бетти нашла в шкафу разноцветный комбинезон с огромными пуговицами и вызывающе кричащим ремнем и решила продемонстрировать его беременной подруге — как часть наследия своего модельного прошлого
Фотография: AMC
12/16
-
Меган переоделась в Белоснежку для съемок в рекламе под протекторатом Дона — это было первым знаком того, что его влияние намного больше ее таланта
Фотография: AMC
13/16
-
Пегги никогда не выглядела лучше, чем в тот момент, когда она наконец-то вошла в офис McCann Ericson в этом костюме, после того как перебрала вермута с Роджером Стерлингом
Фотография: AMC
14/16
-
Типичный костюм Бетти Дрейпер на выход из третьего сезона — элегантное платье с цветочным принтом, темные очки и маленькая серебристая сумочка
Фотография: AMC
15/16
-
Маленькое черное платье с шифоновыми рукавами, в котором Меган исполняла знаменитую композицию «Zou Bisou» на дне рождении Дона, чем повергла мужа в совершенное недоумение. Дизайнер костюмов Дженни Брайант рассказывает, что нашла это платье в винтажном магазине и пришила к нему рукава для усиления драматического эффекта
Фотография: AMC
16/16
Лучшие рекламные идеи из сериала
-
В первой серии Дон ломает голову над тем, как обхитрить в рекламе сигарет призывы против курения. Импровизируя на ходу, он ловко выдает легендарный слоган Lucky Strike «It's toasted», который затмевает все разговоры о вреде здоровью
Фотография: AMC
1/8
-
Дрейпер давит на чувство ностальгии, называя новый катушечный проектор «Кодек» машиной времени и волшебной каруселью. В крайне эмоциональной презентации он демонстрирует на экране личные фото с женой и детьми
Фотография: AMC
2/8
-
Внутренние метания Дона между женой-блондинкой и любовницей-брюнеткой выливаются в рекламу линейки черных и белых бюстгальтеров с образами Жаклин Кеннеди и Мэрилин Монро
Фотография: AMC
3/8
-
Дон придумывает рекламу шоколадки «Херши», основываясь на том, что она — идеальная валюта детской любви: с «Херши» у каждого связано воспоминание из детства. Однако после фальшивой истории из детства он не выдерживает и со слезами на глазах рассказывает реальную историю своего воспитания в борделе
Фотография: AMC
4/8
-
Пегги потратила уйму времени на рекламу кетчупа Heinz, соревнуясь за заказчика с командой Дрейпера. В итоге она выдала именно то, что хотели клиенты: дерзкий, убедительный и простой слоган «Heinz. The only ketchup»
Фотография: AMC
5/8
-
Пегги и Дон для фастфуда Burger Chef вместе придумывают рекламу про то, что только там люди могут почувствовать себя настоящей семьей. После успешной презентации всем отделом они идут в ближайшую закусочную
Фотография: AMC
6/8
-
Гимн хиппи, пацифизма и дружбы народов в легендарном
ролике Coca-Cola 1971 года, которым завершился сериал. Судя по финальной ухмылке Дона и тому, как часто кола попадалась ему на глаза на протяжении последних серий, можно догадаться, что именно он ее придумал. Хотя концовка предполагает различные трактовки
Фотография: AMC
7/8
-
Главные исторические события
- 1960Выборы: Никсон против Кеннеди
- 1963Убийство президента Кеннеди
- 1964Антитабачная кампания
- 1957–1975Война во Вьетнаме
- 1968Убийство Мартина Лютера Кинга
- 1969Высадка американцев на Луну
1960
Выборы: Никсон против Кеннеди
Sterling Cooper работают над рекламной кампанией Никсона, побеждает в итоге Кеннеди. В офисе закатывают в ночь подсчета голосов большую вечеринку. В этой же серии раскрывается главный секрет, вокруг которого будет строиться персонаж Дона Дрейпера: то, что когда-то он дезертировал из Кореи под чужим именем. Это задает тон решению исторических событий на протяжении всего сериала — ни один из эпизодов, в которых они освещаются, не становится исторической зарисовкой. Все, что герои видят на экранах телевизоров, читают в газетах или обсуждают за ужином, становится частью их жизни ровно настолько, насколько это предполагает сюжетная арка каждого из персонажей или их рабочих дел.
1963
Убийство президента Кеннеди
На приеме, устроенном Роджером в честь свадьбы его дочери, несмотря на праздник, все гости сидят перед телевизором. На фоне трагических событий в стране в этой серии на первый план выходит драма в семье Роджера Стерлинга — что, в принципе, характерно для сериала, который любые исторические события вплетает скорее фоном, всегда сосредотачиваясь на реакциях персонажей и развитии их личных сюжетных линий.
1964
Антитабачная кампания
После исследования, опубликованного в Readers Digest несколькими годами ранее, Sterling Cooper уже сталкивались с проблемой перепозиционирования сигаретных брендов (в первом сезоне герои работали над созданием рекламной кампании для Lucky Strike). Но в 1964-м, после публикации исследования о том, насколько действительно вредно курить, агентство теряет этого клиента, и Дон публикует в The New York Times статью о том, почему рекламщики не должны работать с продуктами, которые вредны для здоровья.
1957–1975
Война во Вьетнаме
В фоновом режиме Вьетнам присутствует в сериале на протяжении всех сезонов. Муж Джоан служит во Вьетнаме, а когда возвращается домой, не может найти с ней общий язык, так как собирается уехать обратно. Джоан, оскорбленная таким решением, сообщает ему о разводе. Еще один доброволец в сериале — подросший к последнему сезону Гленн Бишоп, бывший приятель Салли, влюбленный в Бетти. Отправляясь воевать, он говорит, что принял это решение ради нее. Копирайтер Майкл Гинзберг, наоборот, когда его призывают на службу, решает уехать в Канаду. Дон, который сам хранит страшный секрет о собственном дезертирстве, одобряет его решение.
1968
Убийство Мартина Лютера Кинга
Пегги и Меган выступают на конференции, которая прерывается сообщением об убийстве. Секретаршей Дона в это время работает чернокожая девушка Доун, он предлагает ей взять отгул и пойти домой, — но она отвечает, что лучше останется на работе, только хочет, чтобы все оставили ее в покое. Совершенно иначе реагирует на событие еще одна афроамериканка, секретарша Пегги по имени Филлис, она, наоборот, принимает поддержку начальницы. Генри Фрэнсис отправляется в Гарлем вместе с мэром Нью-Йорка Джоном Линдси.
1969
Высадка американцев на Луну
Еще один пример того, как историческое событие авторы сериала превращают в контекст: пока астронавты садятся на Луну, в сериале умирает один из самых обаятельных персонажей, Берт Купер (см. пункт про незабываемые сцены).
10 цитат из сериала на все случаи жизни
-
«She was born in 1898 in a barn. She died on the thirty-seventh floor of a skyscraper. She's an astronaut». / «Она родилась в 1898 году в амбаре. Она умерла на тридцать седьмом этаже небоскреба. Она — астронавт», — Берт Купер о карьерном продвижении самой старой секретарши Дона.
Фотография: AMC
1/10
-
«I’d tell you to go to hell but I never want to see you again». / «Я бы велел тебе отправиться к черту, но не хочу, чтобы мы еще когда-нибудь встретились», — Мак Джонсон о нежелательных встречах.
Фотография: AMC
2/10
-
«The truth is people may see things differently, but they don’t really want to». / «Правда в том, что люди могут смотреть на вещи по-разному, но на самом деле они этого совсем не хотят», — Дон Дрейпер о человеческих возможностях.
Фотография: AMC
3/10
-
«This never happened. It will shock you how much it never happened». / «Это никогда не случалось. Ты будешь удивлен, насколько это никогда не случалось», — Дон Дрейпер о том, как надо отпускать свое прошлое.
Фотография: AMC
4/10
-
«Now try not to be overwhelmed by all this technology. It looks complicated but the men who designed it made it simple enough for a woman to use». / «Постарайся так не удивляться всем этим технологиям. Выглядит сложно, но мужчины, которые это изобрели, сделали технику настолько простой, чтобы ею могла пользоваться женщина», — Джоан Холлоуэй о технологиях.
Фотография: AMC
5/10
-
«One minute you’re on top of the world, the next minute some secretary’s running you over with a lawn mower». / «Только что ты был на вершине мира, и вот какая-то секретарша переезжает тебя на газонокосилке», — Джоан Холлоуэй о взлетах и падениях.
Фотография: AMC
6/10
-
«Not great, Bob!» — о том, как надо отвечать на вопрос «как дела?» человеку, укравшему твоего клиента.
Фотография: AMC
7/10
-
«If you don’t like what is being said, then change the conversation». / «Если вам не нравится, что говорят, просто смените тему разговора», — Дон Дрейпер об искусстве ведения беседы.
Фотография: AMC
8/10
-
«You need three ingredients for a cocktail. Vodka and Mountain Dew is an emergency». /
«Для коктейля требуются три игнредиента. Смешивать водку и «Маунтин Дью» — это крайний случай», — Пегги Олсон о коктейлях.
Фотография: AMC
9/10
-
«Go home, take a paper bag and cut some eyeholes out of it. Put it over your head, get undressed and look at yourself in the mirror. Really evaluate where your strengths and weaknesses are. And be honest». / «Иди домой, возьми бумажный пакет и прорежь в нем дырки для глаз. Надень себе на голову, разденься и посмотри на себя в зеркало. Оцени свои сильные и слабые стороны — и будь честной с самой собой», — Джоан Холлоуэй о женской красоте.
Фотография: AMC
10/10
Альтернативные концовки, придуманные фанатами
Самая старая и популярная теория — в финале Дрейпер воплотит в жизнь полет из окна небоскреба из заставки сериала. Однако самоубийство стало бы слишком очевидным и широким жестом для сериала, который избегает восклицательных знаков в своем повествовании.
Дон Дрейпер угонит самолет и окажется знаменитым Д.Б.Купером. Однажды менявший свою личность Дрейпер в финале мог снова выбросить похожий трюк, только в более крупных масштабах. Многие фанаты верили в эту красивую теорию: Дон решается на угон самолета, выпрыгивает из него с парашютом вместе с приличным выкупом и бесследно исчезает где-то над Орегоном. На это указывали и странные взгляды Дона на пролетающие самолеты, и до боли знакомый псевдоним угонщика.
Пит спрыгнет с крыши или разобьется на самолете. Многие ждали несчастливой концовки для одного из неоднозначных персонажей. Кто-то думал, что именно ему суждено совершить прыжок с небоскреба на правах преемника Дона. А когда Пит проговорился, что у него будет собственный самолет, то сразу же посыпались теории об авиакатастрофе. Припомнили и тот факт, что его отец тоже разбился на самолете. Фанаты даже подобрали реальный инцидент с гибелью футбольной команды Канзаса в 1970 году, куда теоретически мог попасть Пит.
Меган окажется сериальным воплощением актрисы Шэрон Тейт — той самой, что убил Чарлз Мэнсон. «Семья» Мэнсона неоднократно упоминалась в сериале, Салли читала книжку «Ребенок Розмари», к тому же Меган однажды мелькнула в кадре в такой же футболке, что носила убитая жена Романа Поланского. Актерская карьера Меган прибавляла сил этой теории.
Зрители даже были готовы к тому, что никакого конкретного финала не будет. По сути, не так уж важно, чем закончились «Безумцы». Шоу вполне могло оборваться и на тринадцатой серии — от этого оно не стало бы хуже. Поклонники Мэттью Уинера знали, что шоураннер уже набил руку на странном и обрывистом финале «Клана Сопрано», поэтому многие ждали подобного подвоха.