Новые альбомы Граймс, Джастин Бибер, Oneohtrix Point Never, Оксимирон, Гуф, ATL и другие
В новом выпуске дайджеста самых интересных альбомов, вышедших за последнее время, — один из важнейших поп-альбомов в этом году, самая ожидаемая и обсуждаемая рэп-запись сезона и идеальное высказывание на тему юности.
Grimes «Art Angels»
Как звучит
Год назад Клэр Буше, она же Grimes, выпустила песню «Go» — изящный трэп-поп, изначально якобы предназначавшийся Рианне. Песня не понравилась, кажется, никому, и в первую очередь поклонникам той Граймс, которая в 2012 году выпустила альбом «Visions» — сборник сумрачного комнатного дрим-попа под грошовый синтезатор, сделанный при помощи ноутбука и щебетания Буше. Две недели назад она выпустила «Art Angels», который не имеет ничего общего ни с «Visions», ни с «Go», и им она тоже успела раздразнить всех.
На смену мечтательной и необязательной девичьей песне пришел пафосный, громогласный, ухающий всеми ударными сразу поп с оглядкой не на текущий момент, но на женские альбомы конца девяностых — начала нулевых. Вечериночный поп-панк, визгливый дэнс, пошловатое электро (от пиликанья в «Realiti» поначалу можно вздрогнуть). Кайли, Гвен, Мадонна, Бритни — роскошная максималистская поп-музыка из того времени, когда пластинки делались не на коленке, а с привлечением огромного штата продюсеров. Естественно, не без шероховатостей: Клэр Буше вовсю издевается над своим голосом — она то пищит, то орет, то, как примерная ученица музыкалки, тянет ноты, то радостно выдает «ля-ля-ля» под гитарку, что твоя Тейлор Свифт.
Чем интересен
Понятно, что может не понравиться в «Art Angels». Это слишком резкий шаг вбок. Это слишком сильный ход: от доморощенных и простецких синтезаторных полупустот к вечериночному буйству, от писка к визгу. Граймс за это пригвоздили к позорному столбу особо упрямые поклонники и критики. На самом деле, Граймс выполняет очень важную миссию. Если большинство инди-артистов, связавшихся с поп-музыкой, все-таки стремятся сохранить свой шершавый домотканный звук и мусолят форму, то Клэр Буше активно работает с содержанием и, что называется, задает правильные вопросы.
Это на первый взгляд «Art Angels» просто хорошая и большая поп-пластинка. Однако на самом деле это очень нервный и неровный альбом о неуюте и неустроенности. Никакой страсти, никаких мечт и чувств, ни строчки о любви. Зато имеется, к примеру, трек об изнасиловании на китайском языке. Или песни о том, как принимают (или не принимают) трансгендеров в современном американском обществе. Или отповедь мужчинам, которые знают, что и как делать лучше.
В этом смысле «Art Angels» — выдающийся женский альбом 2015 года. Пока другие хедлайнеры пестуют женское начало и либо покоряются, либо борются в заранее обозначенных рамках, Граймс начинает говорить о серьезных вещах. С учетом того, что она это делает не под упрямый панк или, скажем, одинокий рояль (в этом нет ничего плохого, но ЦА совсем иная), а в компании с довольно легкомысленной поп-музыкой, стоит ей только поклониться. Именно поэтому «Art Angels» стоит всех колонок в изданиях для освободившихся женщин. Пока вы льете желчь, она ловко меняет костюмчики в клипе на «Flesh Without Blood», строит глазки, устраивает большую вечеринку и говорит важное. Тут можно было бы сказать о действии вопреки критикам, но нет: ей просто плевать. Возможно, поэтому у Граймс получился один из важнейших поп-альбомов в этом году. Н.О.
Grimes — «Flesh Without Blood / Life In The Vivid Dream»
- Слушать Apple Music
- Яндекс Музыка
Oneohtrix Point Never «Garden of Delete»
Как звучит
Любимое слово для описания музыки у Дэниела Лопатина — «идиосинкразический». На данный момент ему хочется писать песни и ему было очень важно услышать от собственной мамы, что на этот раз ей показалось, будто впервые для его музыки не требуется визуального подкрепления. Об этом можно узнать из свежих интервью с музыкантом — там же, где его через раз спрашивают про Босха, а он постоянно говорит о трудах Юлии Кристевой. Вся эта информация не дает нам для понимания «Garden of Delete» ровным счетом ничего. Ни Кристева, ни тем более Босх не дают ключа к этому альбому, начинающемуся со звуков будто бы инопланетного происхождения — и продолжающему в том же духе. Лопатин говорит о песнях — но их тут, строго говоря, нет: здесь есть тексты, но их лучше просто прочесть в буклете, разобрать на слух их невозможно. Дэт-метал и индастриал тут идут рука об руку с хит-парадовым попом и отголосками рейва — но любой жанровый тег не в состоянии описать больную красоту этих композиций.
Чем интересен
Лопатин здесь одновременно и сделал шаг вперед, и оглянулся в собственное прошлое: экоджемы из раннего проекта Chuck Person и вещи в духе сборника «Rifts» плавно переходят в предельно извращенные поп-песни. Съездив в гастроли с Nine Inch Nails и Soundgarden, Лопатин задумался о тех временах, когда он был подростком, — и «Garden of Delete» отлично передает это ощущение потерянности в пространстве, тотального непонимания и разительного различия между объективным и субъективным восприятием реальности; всех вещей, присущих этому странному периоду. С одной стороны, при каждой мелодии здесь вспоминаются Янкины строчки про телевизор с потолка, с другой — очарование ста дней после детства здесь тоже на месте. С точки зрения человека, прошедшего пубертат, «Garden of Delete» — идеальное высказывание на тему юности. Подростки — лучшая аудитория — тоже, хочется верить, все воспримут правильно. А.М.
- Слушать Apple Music
Guf «Еще»
Как звучит
«95 процентов моих песен можно смело назвать грустными», — признается Гуф в первом же треке. Алексей Долматов вообще артист уникальный: год за годом, альбом за альбомом рассказывает о собственных «мутных буднях» (выражение тоже его) — и от этих рассказов почему-то никак не получается устать. Самая распространенная аналогия — с новым сезоном сериала: в этом, уже четвертом по счету, герой уезжает за город, находит себе новую любовь, конфликтует с ФСКН и пытается бросить курить марихуану после того, как 20 лет подряд не без удовольствия этим занимался. Как водится у Гуфа, рассказано это максимально просто и доверительно — поэтому и ощущения такие, что ты провел полчаса с давним приятелем, поведавшим тебе о своих страхах и волнениях. Или, прибегая все к той же аналогии, посмотрел новый сезон и порадовался тому, что на экране опять знакомые лица, пейзажи и интерьеры.
Чем интересен
Гуф из тех артистов, которым помогают творить сильные потрясения. Все его предыдущие работы не написались бы, если бы у музыканта не случились героиновая зависимость, распад группы Centr, развод с женой Айзой и другие бытовые катастрофы. В 2015-м самым сильным потрясением стали шесть суток в камере в Красноярске и последующий прессинг наркополицией (про это тут тоже есть песня). Отсюда и настоящая, не искусственная злость, которая, при всем внешнем спокойствии, сквозит из каждой песни альбома. В русском рэпе в 2015 году вышло с десяток интересных релизов, среди них «Еще» выделяется своей атмосферой — нервной и параноидальной. На 50% ее создает музыка битмейкера BluntCath, которой можно озвучивать линчевские триллеры. Жизнь Гуфа, кстати, тоже могла бы стать сюжетом для одного из них. Н.Р.
Гуф — «Бай»
- Слушать Apple Music
- Яндекс Музыка
Justin Bieber «Purpose»
Как звучит
К свежему альбому певца вышел целый фильм — но на деле скорее сборник танцевальных клипов; впрочем, в самом начале Бибер говорит о том, что раньше в его жизни не было цели, а теперь он хочет дарить людям надежду. Сопровождается все это быстрой нарезкой: вот он кричит на папарацци, вот, задумавшись, механически дает пять толпе поклонников, вот он стоит в пустыне, где кроме него — только рояль. «Purpose» именно о том моменте, когда остаешься наедине с собой, но звучит он как раз не так, как можно было бы ожидать. Тропический хаус, легкий EDM, поп после Ширана и The Weeknd — то есть с приставкой «пост». Взяв себе в напарники Скриллекса на большинстве треков, Бибер не прогадал: из пяти спродюсированных им треков проходным можно считать только один. Баллада, написанная не без помощи Ширана, выглядит взвешенной, а трек с Трэвисом Скоттом не кажется чем-то из ряда вон — Биберу удалось сделать альбом сколь разнообразный, столь и цельный; на смазанную концовку можно закрыть глаза.
Чем интересен
Уже сложилось мнение, что после «Purpose» Бибера сложно не воспринимать всерьез — но вообще-то уже на первом альбоме у него была гениальная песня «Baby», написанная великим продюсером Дримом, а неплохой, в сущности, сборник синглов «Journals» не понравился критикам только из-за того, что не передавал дух Рождества. «Purpose» тем не менее действительно поворотный для Бибера момент — он стал серьезней сам. Он говорит, что теперь поет только о том, что хочет сказать сам, не собираясь делать то, что заставляет его кто-то еще. Подобная честность похвальна, но «Purpose» из-за этого кажется довольно осторожным. Да, для Бибера этот альбом большой прорыв. Да, по большей части песни на нем — это действительно то, как стоит сейчас звучать поп-музыке. Но тем не менее весь стыд ему отбросить не получается — впрочем, после давления толпы и сложного разрыва прыжок в вечность сразу вряд ли возможен. А.М.
Justin Bieber — «What Do You Mean»
- Слушать Apple Music
- Яндекс Музыка
ATL «Марабу»
Как звучит
Мрачные рэперы тоже умеют веселиться — только по-своему. Уроженец Новочебоксарска ATL уже давно запомнился умением штрихами накидать свою вселенную и навести фантасмагорического морока. В «Марабу» всем звуком заведуют его земляки Dark Faders, и эта монополия добавила альбому цельности: песни одинаково темны, рисуется ли липкий мрак танцпола, или космическая одиссея, или секс. Еще стоит отметить, что упоминать рэп тут имеет смысл сугубо в каталожных целях. Альбом своим песенным материалом перемалывает какие-либо рамки: речитатив Сергея сидит как влитой на джангле, хаусе — да хоть хардкоре.
Чем интересен
«Марабу» именно что интересен — из десяти песен конкретны считай что все, в каждой есть история или то, из чего легко вывести историю. Например, открывается альбом песней, звуком достойной Mr. Credo, но в ней нам с кривой ухмылкой и даже с воодушевлением рассказывают об апокалипсисе, от которого Земле стало только лучше, ведь «из людей получился отменный чернозем». Заглавная песня будет понятна читателям Ирвина Уэлша, а если такая литература не близка, то вот «Крокодил» — исполняется от лица героя детского стихотворения, но и это никак не детская песенка. Однако если ATL и книжный червь, то тот его подвид, что после библиотеки идет на подпольную вечеринку. От этого разнотемья альбом мог бы расползтись, если бы не был накрепко увязан персоной самого автора: просто представьте, что есть такой четкий ATL, свой человек на танцполе, в библиотеке и космосе. Р.М.
ATL — «Подснежник»
- Слушать Apple Music
- Яндекс Музыка
Floating Points «Elaenia»
Как звучит
Умиротворенный и легковесный (но не в плохом смысле!), сбивчивый и приджазованный альбом «Elaenia» состоит из семи сюит, редкая из которых заканчивается раньше шестой минуты. Floating Points напрочь забыл о прямой бочке времен клубного хита «Vacuum Boogie». Летящие струнные и парящие клавишные звучат многослойно, напористо и величественно (словом, не тот проект назвали The Cinematic Orchestra). Клубной эту музыку называть очень сложно, фестивальной — определенно проще, ведь именно в таком формате материал альбома должен проявлять себя наиболее выигрышно. Убедиться в этом поможет видео с Dimensions в Хорватии, где Floating Points выступал на открытии фестиваля: тогда для исполнения этих композиций понадобилось аж 11 человек.
Чем интересен
Обитатель Восточного Лондона и сын викария Сэм Шеферд имеет за плечами классическое музыкальное образование и ученую степень PhD в области неврологии. В его коллекции винила десяток тысяч пластинок, он дружит с Four Tet и Caribou и способен составить плейлист своего многочасового диджей-сета в берлинской техно-мекке «Бергхайн» преимущественно из джазовых записей. Эти обрывочные факты способны, тем не менее, нарисовать образ и создать первое впечатление о примечательном электронном музыканте, многие годы записывавшем EP и синглы и только сейчас решившемся выпустить дебютный лонгплей. Если коротко, то это не та музыка, которая попадет в чарты, зато она просто обязана очутиться в ваших наушниках. В противном случае это будет одна из главных ваших персональных потерь уходящего года. А.Н.
Floating Points «Silhouettes»
- Слушать Apple Music
Horus «Дом тысячи сквозняков»
Как звучит
Нелишним будет знать, что Horus — это артист, ранее известный как Луперкаль. Известный в первую очередь среди слушателей жестковатого рэпа и в среде, симпатизирующей правым идеям (его группа «Проект Увечье» в достаточной мере спровоцировала такого рода популярность). Нелишним, но и необязательным. Потому что Horus хоть и есть второе имя Луперкаля, одного из богов в игре Warhammer, но он совсем про другое. Тот был про «вокруг», а этот про «внутри». Внутри оказалось интереснее.
Чем интересен
Представьте себе, что вы в компании знакомитесь с не очень дружелюбным, но примечательным человеком. У него кругозор, у него лексикон, у него на все свое мнение — спорное, но аргументированное. Рэп Хоруса именно таков: там нет особой надежды на человечество (да и на себя тоже), зато есть небанальная литературоцентричность, рифмуются «сарацины» с «вакцинами», а «уют» не только мещанская радость, но и марка освежителя воздуха в туалете. Есть звук, поставленный продюсерским дуэтом Dark Faders (см. ATL «Марабу»), и есть главная мечта любого рэпера в 2015 году — куплет Оксимирона. Особенно примечательна песня «… [упустил]». Русский рэп про упущенную любовь — та еще смердящая клоака, но раз в год находится жемчужина, это как раз она. Р.М.
- Слушать Apple Music
- Яндекс Музыка
Oxxxymiron «Горгород»
Как звучит
После двухминутного интро мы слышим записанный на автоответчик голос девушки, разговаривающей с неким Марком. «Горгород» — история о нем, популярном писателе, волею случая очутившемся в оппозиции к градоначальнику и поплатившемся за это. Здесь без труда прослеживается история самого Мирона, некогда революционера и смутьяна в русском рэпе, спустя время ставшего одним из его первых лиц. Здесь задается множество столь же вечных, сколько злободневных вопросов — о месте художника в политической жизни, о его отношениях с фанатами и властью, о том, какие вопросы он должен решать своим творчеством. Поклонники рэпера читают альбом как книгу и строят о нем множество догадок. Но гораздо важнее, что эти песни хороши и в отрыве от генеральной линии: убери «автоответчик» (особо нетерпимые слушатели уже запустили в сеть версию без него), перестрой их в другом порядке и получится не прог-рэп, а боевитая громкая музыка, сносящая головы, будоражащая чувства, ускоряющая пульс. Здесь Оксимирон не особо изменяет себе, конструируя сложные рифмы, читая под агрессивные биты и выказывая недюжинную эрудицию.
Чем интересен
Во-первых, «Горгород» — один из самых ожидаемых русских рэп-альбомов этого года, до последнего момента остававшийся тайной за семью печатями: до даты презентации о нем ходили только слухи, премьера произошла внезапно, успех был мгновенным. Во-вторых, это действительно magnum opus, такого в рамках жанра пока не делал никто. Ну и в-третьих, как художественное высказывание «Горгород» способно «пробить» очень многих. Те, кто постарше, сразу вспомнят классику антиутопий, от Замятина до Стругацких. Те, кто помладше, надолго получат прививку против конформизма. Н.Р.- Слушать Apple Music
- Яндекс Музыка
Rustie «Evenifudontbelieve»
Как звучит
Вот отбивается тяжелый и напряженный трэповый бит. Вот ударные ускоряются — и на их фоне появляются трансовые синты. В следующем треке — привет концу нулевых и жанру вонки. Постоянно сменяют друг друга прямая бочка, ломаный бит и космические эмбиентные вставки, кое-где проступает словно искаженный тысячей фильтров джук, а то и вообще хэппи-хардкор. «Evenifudontbelieve» — это альбом, которому невозможно присвоить определенный тег, да это и не нужно. Самое важное, что стоит сказать о пластинке, — это то, что она держит в напряжении от первого и до последнего звука. Здесь невозможно угадать, что случится через пять секунд, и это самый большой комплимент, который только можно придумать.
Чем интересен
Если вы были этим летом на диджей-сете Рассела Уайта (настоящее имя Rustie) в парке Горького, то вам не нужно лишний раз рассказывать об умении шотландца ввести разношерстную толпу людей в состояние эйфорического безумия и о многогранности его музыкальных интересов. И то и другое Rustie удалось вложить в пластинку. Во-первых, это очень громкий альбом, в котором зашкаливает буквально все: бас, синтезаторы, переходы от быстрого к медленному и от тихого к громкому. И во-вторых, это неожиданный альбом. Как для самого музыканта (изначально планировалась EP, но материала набралось на целый лонгплей), так и для слушателя. Не каждый готов к котлу, в котором смешаны все стили, времена и методы: 90-е путаются с 10-ми, андеграунд — с самыми грубыми коммерческими ходами. Rustie всегда был на передовой в британской — и не только — электронике, и, кажется, «Evenifudontbelieve» идеально описывает середину 10-х. Это эпоха отсутствия эпохи: модно все, актуально все, прошлое больше не ностальгия, а инструмент, а новое — в умелом комбинировании привычных вещей. Даже если вы в это не верите, это, скорее всего, так. А.К.
- Слушать Apple Music