перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Быть небольшим отраслевым сайтом сейчас — путь к самоубийству»

Бывший сайт о рекламе AdMe.ru за последние месяцы превратился в настоящий русский BuzzFeed, от чьих добрых роликов и духоподъемных списков невозможно укрыться. «Воздух» расспросил Марата Мухаметова, как его сайт снова пришел к успеху.

Технологии
«Быть небольшим отраслевым сайтом сейчас — путь к самоубийству»
  • Если я не ошибаюсь, AdMe начинался как конкурент Sostav.ru и в итоге стал самым мощным в стране сайтом про рекламу и каннских львов. В последнее время он изменился до неузнаваемости — что случилось?
  • Сначала мы придумали локальный и нишевый проект для рекламистов Казани. Потом подумали, что можем стать общероссийским проектом. Появились отзывы: «Какими же вы были прекрасными и куда скатились, зачем нужен еще один сайт о рекламе в России?» Но за 11 лет мы проделали путь от небольшой страницы о казанской рекламе до большого сайта для творческого класса. Творческий класс — это внутренний термин, который мы используем, потому что сейчас это выражение, к сожалению, стало синонимом «гнилой интеллигенции». Одна из наших задач — исправить это или сформулировать новый ориентир для людей, которые способны созидать, ценить прекрасное, нести доброту.
  • Так почему AdMe перестал быть сайтом о рекламе?
  • Мода на такие тематические площадки прошла. Реклама как культурное явление, которое свалилось на нас в конце 1990-х и стало культовым в начале 2000-х, уже никогда не будет иметь былого значения. Хотя с рекламным бизнесом все, разумеется, будет нормально. Реклама лишь на время заняла культурное пространство, заполнив некий вакуум, а сейчас эту территорию у нее отвоевывают гениальные художники и фотографы-самоучки. Смотрите сами: 10 лет назад только какой-нибудь Adidas мог снимать крутые ролики, а теперь любой может сделать проект и донести его до масс на YouTube. Быть небольшим отраслевым сайтом в современном мире — путь к самоубийству, если только ваш проект не является карманным СМИ или рупором организации.
  • В новом описании сайта сказано: «Наша задача — делать в сети произведение искусства» — что это значит?
  • Теперь мы делаем сайт о лучших проявлениях человека. О творчестве в широком смысле — от объявлений в подъезде до литературных прорывов, от забавных картинок до научных открытий. О дизайне, искусстве, рекламе, архитектуре, народном творчестве. Творчество объединяет нас, это то, чем мы можем гордиться.
  • Посещаемости это помогло?
  • В апреле у нас было 9 миллионов уникальных пользователей и 50 миллионов просмотров страниц. За полгода посещаемость примерно удвоилась.
  • Многие думают, что вы накручиваете статистику. Она у вас везде закрыта.
  • Мы этим никогда не занимались. Если есть такие вопросы, думаю, самый лучший ответ — взять и прямо сейчас открыть статистику сайта. Нам нечего скрывать. Мы не участвуем в баннерных сетях, не обмениваемся трафиком. Однажды в заголовке мы использовали слово «секс» — и к нам стали приходить тысячи людей по этому запросу, пришлось переформулировать и выпилить из «Яндекса».
  • Три самых популярных поста на AdMe за всю историю?
  • Я думаю, мы вполне самодостаточны и идентичны, в то же время я не вижу ничего плохого в том, чтобы использовать хорошие идеи в своей реализации. Мне нравится идея социально ориентированного подхода к созданию контента: например, работу над статьей мы начинаем с того, как она будет представлена в фейсбуке.
  • Хорошо, а вас не расстраивает, что в последнее время в фейсбуке люди часто отписываются от постов AdMe и жалуются, что это невозможно больше терпеть? Вы же публикуете бесконечные баяны и сентиментальщину.
  • Это то, что называется когнитивным диссонансом. Люди подписывались на сайт о рекламе, а потом оказалось, что он не только о рекламе, а иногда и вообще не о ней. Возникает недопонимание и разочарование, особенно у тех, кто видит себя специалистом и знатоком кухни. Мы понимаем, что надо более внятно сформулировать идею сайта. Скоро на сайте будет представлено новое меню, где мы объясним наши ценности и направление движения.
  • Вы пишете в своей презентации, что ваши нынешние читатели — это «вся творческая и интеллектуальная аудитория страны». Можно об этом чуть подробнее?
  • Если верить «Википедии», под выражением «творческий класс» понимают, я цитирую, прогрессивную аудиторию в основном крупных городов, образованный слой общества: артисты и художники, дизайнеры, рекламисты, инженеры, специалисты по пиару. Это участники высокотехнологичной экономики, основанной на знании, требующей наличия творческого мышления и способности нешаблонного решения задач. Особенностью этой социальной группы населения является занятость в постиндустриальном секторе экономики. По некоторым данным, таковая в России составляет 14% населения.
  • Ну допустим. Можете назвать пару новых имен или культурных явлений, которые вы открыли для своей публики?
  • Наверное, самый известный случай — это Мурад Османн. Слышали?
  • К сожалению, нет.
  • Мы знали Мурада по работе в BBDO и первыми представили его пока еще неизвестный фотопроект. После этого пошла волна публикаций про его инстаграм, а в итоге он был приглашен сняться в российской рекламе Google. Вообще, мы часто делаем подборки многообещающих художников России, иллюстраторов и людей других творческих профессий. Недавно мы провели конкурс AdMe Photo Awards, где раздали миллион рублей талантливым фотографам. Это событие будет проводиться ежегодно. Не знаю, много это или мало, но думаю, нам есть над чем работать.
  • Вы в основном публикуете списки картинок и цитат, иногда чужие колонки (вот как эта колонка Арины Холиной). Выходит, этого достаточно, чтобы стать сверхпопулярным сайтом?
  • Я понимаю, что нам было бы неплохо добавить аналитику, авторские колонки, лонгриды, потому что, грубо говоря, с позитивом у нас все отлично, а вот с более серьезными материалами пока проблемы. Мы кое-что пытаемся делать в этом направлении — где-то нам еще не хватает опыта, где-то мешает географическая отдаленность. Думаю, однажды мы к этому придем. Сайту уже много лет, но мы чувствуем себя как молодой проект, который начинает прощупывать востребованные темы, и нам все это жутко интересно. Мы не закостенелые: если это действительно нужно, оно обязательно будет.
  • Напоследок хочу спросить: те, кто придумал AdMe и кто делает его сейчас — это разные люди?
  • У нас два основателя, я и Павел Радаев. Мы по-прежнему руководим компанией. Поскольку мы никогда не работали в медиа, нам пришлось где-то изобретать велосипед, где-то переопределять сущность работы редактора. Мы не считаем, что для того, чтобы делать хороший контент, нужно обязательно быть журналистом или специалистом по SMM. В редакции девять человек. Среди них: кандидат наук, защитивший диссертацию по русскому языку, бывший арт-директор московского сетевого агентства, а еще филолог, фотограф, художник и всего один журналист — все это совершенно разные люди, которые в своей сумме взглядов, мнений и экспертиз дают такую уникальную картину. На своем опыте мы пришли к тому, что надо приглашать творческих экспертов и учить их интересно писать. Мне кажется, крутые сайты делают умные, разбирающиеся, понимающие люди — такие, как у нас.
Ошибка в тексте
Отправить