Call of Duty: Advanced Warfare: Кевин Спейси против всех
Андрей Подшибякин прошел новый эпизод Call of Duty и вынужден признать: один из главных игровых сериалов нашего времени буксует на месте.
Ежегодная Call of Duty образца 2014 года — первый сольный выход студии Sledgehammer Games (раньше они были на подхвате у хедлайнеров Infinity Ward и Treyarch), первая CoD с фокусом на приставки нового поколения и первая CoD в совершенно новом сюжетном (но не идеологическом — тут все по-прежнему) направлении. Чуть более далекое, чем в прошлогодней CoD: Ghosts будущее: оружие все еще огнестрельное, но на поле боя широко используются экзоскелеты, в смысле промдизайна подсмотренные авторами в фильме «Элизиум», — это специальная сбруя, ускоряющая движения и позволяющая подпрыгивать на три метра в воздух. Еще есть самонаводящиеся гранаты, при всей своей эффективности напоминающие что-то из мультфильмов про Хитрого Койота.
На этом все смелые новшества заканчиваются: как известно, цикл разработки игр существенно дольше, чем кинопроизводства, поэтому за свежайшими масскультурными трендами первые поспевают не всегда. Злонамеренная сущность частных военных компаний (см. Blackwater, миллиардные государственные заказы и военные преступления в Ираке) — главный сюжетный механизм новой Call of Duty, и это настолько скучно, что не спасает даже новаторская сценарная находка: ложная кульминация за два часа до настоящей. Зато положение спасает Кевин Спейси: в Advanced Warfare он упоенно воспроизводит свою роль из «Карточного домика», многократно усилив ее, как говорит один известный российский режиссер, «пердячим паром». В его риторике (см. речь в ООН) при этом звучат поразительно знакомые нотки: Америка, дескать, занимается созданием мировых проблем и дальнейшим их решением для собственной выгоды; не сказать, чтобы это было такой уж неправдой, но вложены эти слова в уста настолько опереточного злодея, что острота высказывания несколько нивелируется. При всем этом главные враги в Advanced Warfare — не русские (хотя могли бы и долго ими были), а неконтролируемое развитие технологий и чрезмерно либеральный подход развитых стран к антимонопольному законодательству. Конфликт отцов и детей, который на этом фоне пытается выстроить игра, выглядит как идея людей, у которых ни отцов, ни детей нет.
Собственно, по части игры здесь ничего нового: взломы дверей в рапиде, боевые действия на улицах, несколько секций на рельсах и привычный, майкл-бэевский по накалу страстей, эпизод на мосту Золотые Ворота. Экзоскелеты не сильно разнообразят привычный рисунок боя, а вот появляющаяся во второй трети игры лебедка, которая позволяет быстро преодолевать расстояния по вертикали, — еще как. По ощущениям здешняя кампания раза в полтора дольше, чем это принято в серии; некоторые новшества в многопользовательских опциях присутствуют, но в целом механика CoD настолько безупречна и даже, наверное, эталонна для современных шутеров, что никакие новшества в ней не нужны.
В этом и кроется главная проблема происходящего. И Спейси, и экзоскелеты, и дурацкая финальная сцена, напоминающая даже не старую бондиану, а «Остина Пауэрса», — все это слишком привычно и чересчур, как бы это сказать, Call of Duty. В последние годы серию разрывают два противоположных по смыслу желания: оставаться такой, как есть, и как-нибудь позаметнее измениться. В итоге не получается ни первого, ни второго: Advanced Warfare — самая скучная Call of Duty за очень долгое время. И отсутствие победных реляций об очередных рекордах кассовых сборов, сопровождавших серию с самой первой Modern Warfare в 2008 году, — важный сигнал. Кажется, серии, во многом создавшей шутеры в их современном понимании, стоит взять пару лет отпуска — как это благоразумно сделала окончательно выдохшаяся Need for Speed.