перейти на мобильную версию сайта
да
нет

«Дэт-метал помогает»: интервью с ученым, посадившим зонд на комету

Мэтт Тейлор — научный сотрудник проекта «Розетта», благодаря которому рукотворный аппарат впервые приземлился на комету. «Афиша» встретилась с ученым перед его выступлением на фестивале «360°» и обсудила дэт-метал, видеоигры и татуировки.

Технологии
«Дэт-метал помогает»: интервью с ученым, посадившим зонд на комету
  • Каково это — участвовать в миссии по полету к комете? Как проходит ваш рабочий день, наверняка он чем-то отличается от занятий представителей обычных профессий.
  • Я трачу кучу времени на имейлы, составление таблиц и отчетов. Это довольно скучно. Только когда я рассказываю о самом проекте, вдруг вспоминаю: ведь на самом деле то, что я делаю, довольно круто! Моя главная задача в том, чтобы научная часть проекта была отработана по максимуму. Также мне приходится следить, чтобы все ученые на проекте были довольны. Это не так просто: ядро команды — это 11–15 специалистов, которые преследуют самые разные научные цели.
  • Чем занимаются все эти ученые?
  • Моя научная деятельность была всегда связана с физикой плазмы. Но крупные миссии вроде «Розетты» охватывают большое количество тем. На нашем аппарате есть инструменты для разных измерений: одни детекторы — для изучения объектов, другие — для пыли и газа, и т.д. Каждая команда отвечает за отдельный инструмент, из-за этого бывают конфликты: например, чтобы задействовать один датчик, нужно развернуть аппарат так, что нельзя использовать другой.
  • До рукоприкладства не доходит?
  • Нет, я бы назвал это динамичными дискуссиями, которые мне приходится разруливать.
  • Вы с самого начала на проекте?
  • Я присоединился к «Розетте» в июне 2013 года. До этого я работал на аналогичной должности в миссии «Кластер», цель которой — изучение взаимодействия Солнца и магнитного поля Земли. То есть как раз по части физики плазмы. Но когда я согласился на должность в «Розетте», я не представлял, что это настолько сложный проект.  
План путешествия аппарата с марта 2004 по декабрь 2015 года

План путешествия аппарата с марта 2004 по декабрь 2015 года

  • А когда вы впервые всерьез заинтересовались наукой и нашли себя в астрофизике?
  • Это довольно банальная история. Не было какой-то книжки, после прочтения которой я решил: «Ну все, хочу PhD и работу в ЕКА» (Европейское космическое агентство. — Прим. ред.). Я занялся наукой просто потому, что меня заставили родители. В моей семье ни у кого не было университетского образования, и все хотели, чтобы я достиг чего-то. Я немного интересовался физикой, а потом прошел курс астрономии и подумал: «Вообще это неплохо». Еще когда был ребенком, я увлекался космической серией Lego и был огромным фанатом «Звездных войн». Они очень меня вдохновили. Я помню свой первый поход в кино на «Возвращение джедая». После него, даже сидя на заднем кресле родительского автомобиля, я представлял, что лечу на «Тысячелетнем соколе». У меня был бластер Хана Соло, а у моего соседа была винтовка штурмовика, и я ему очень завидовал.
  • Это просто вау. Там есть Чубакка, так что все в порядке. Конечно, не было Джа-Джа Бинкса, но что поделать… Также, наверное, на меня сильно повлияли в свое время компьютерные игры. Я очень много играл в Elite на ZX Spectrum, изображая космического пилота.  
  • А сейчас во что-нибудь играете?
  • Да, у меня есть PlayStation 4, правда, ни во что космическое не играю. Сейчас гоняю в Battlefield 4 и Battlefield Hardline и очень жду новую Star Wars: Battlefront. Правда, мне приходится делить приставку со своим сыном.
  • Возвращаясь к миссии «Розетта»: она стартовала аж в 2004 году, с какими трудностями пришлось столкнуться в ходе этого долгого путешествия? Изначально, насколько я знаю, все готовились к полету к одной комете, но в итоге полетели к совсем другой?
  • Было много трудностей. Сначала мы были нацелены на комету Виртанена, которая раза в четыре крупнее, но из-за некоторых проблем запуск перенесли и нам пришлось менять цель. Аппарат трижды обернулся вокруг Земли и один раз вокруг Марса, чтобы выйти на нужную орбиту Солнца. Также мы очень переживали из-за посадки: у нас было все приготовлено для более крупной кометы, с большей гравитацией. После успешной посадки в ноябре нужно было, чтобы аппарат «проснулся». И вот мы с огромной толпой людей в прямом эфире британского телевидения; известный политический журналист задает вопросы — все выглядит как постановка. Я-то был уверен, что все будет хорошо, но вот парень, который в этот момент сидел за компьютером и ждал сигнала от аппарата, ужасно нервничал и серьезно пропотел. Это, наверное, был самый стрессовый момент за всю миссию.

Англоязычные сотрудники компании Planetary Resources пытаются правильно произнести название кометы Чурюмова — Герасименко

  • Сейчас миссия подходит к концу, к каким результатам вы пришли сейчас? Довольны ли вы ими?
  • Миссия будет продолжаться еще где-то год, и ее фундаментальная цель — пролет с кометой мимо Солнца. Максимально она сблизилась с Солнцем как раз в августе, но предстоит еще много чего. Нам важно сравнить, что происходит с кометой на подлете и отлете от Солнца. Также мы изучили струи газа, которые выбрасывает комета, изучили разные типы воды, которая есть на комете. Одна из задач любой миссии — объяснить, почему из всех известных нам планет только наша
    имеет жизнь. Изучая множество планет, мы все чаще убеждаемся, что они слишком сухие — на них нет воды. Но что ее принесло? Некоторые кометы содержат воду, похожую на ту, что есть у нас на Земле. Но вода на комете Чурюмова — Герасименко очень сильно отличается. Она тяжелая: в ней содержится больше изотопов дейтерия, чем во всех изученных до сих пор кометах. Другие элементы, такие как азот и аргон, показывают, что комета очень-очень древняя и сформировалась она очень далеко от Солнца. Возможно, она появилась даже раньше Солнца. Также у нее необычная форма, похожая на утку: она состоит из двух столкнувшихся комет. Как она появилась, как эволюционирует — все это мы узнаем после того, когда соберем все данные и объединим их в одну картину.
  • В итоге миссия пролила свет на происхождение воды на Земле?
  • Вероятно, нам придется вернуться к предыдущей идее о том, что воду на Землю, скорее всего, принесли астероиды. Вода на них больше похожа на ту, что есть у нас. Кометы в этом процессе сыграли гораздо меньшую роль.
  • Есть ли в планах новые миссии по изучению комет?
  • Пока нет, что печально. Сейчас космические агентства больше приглядываются к астероидам. К ним проще подлететь, проще взять пробу материала и даже начать разработку полезных ресурсов. Те уроки, которые мы выучили благодаря «Розетте», могут помочь решить эти задачи.
  • А помогут ли наработки «Розетты», например, для предотвращения возможного столкновения с астероидом или кометой?
  • Все, что вы запускаете в космос, учит чему-то, особенно такая трудная миссия. Мы высадились на объект, про который было даже неизвестно, как он выглядит. Мы за три месяца выбрали цель для высадки, хотя обычно на это уходят годы.
Татуировка, посвященная миссии «Розетта», на ноге Мэтта Тейлора

Татуировка, посвященная миссии «Розетта», на ноге Мэтта Тейлора

  • И вы выбрали комету с самым сложным для произнесения названием, даже русскоязычному человеку непросто его произнести с первого раза.
  • Поэтому обычно мы называем ее просто 67P. В презентации у меня есть ролик с Климом Чурюмовым, который произносит название кометы. Вообще многие задаются вопросом, почему комету не открыл кто-нибудь по фамилии Смит.
  • Своим видом вы рушите стереотип о том, как выглядит ученый. Внимание особенно привлекают ваши татуировки. Не могли бы вы рассказать про них? Я знаю, что одна из них — с аппаратом «Розетта».
  • Да, она над коленом — показать я ее не смогу, так как мне придется снять штаны. Еще одна татуировка с логотипом ЕКА посвящена миссии «Кластер». Мой приятель со школы — татуировщик, и все остальные изображения — просто логичное продолжение меня. Когда у тебя появляется одна татуировка, остановиться уже сложно. На правой руке — моя семья: дочка в виде вампира, сын в образе зомби и жена с лицом, расписанным под сахарный череп. На плече — Мистер Ти. На левой руке — war dogs (с англ. военного сленга — «старые вояки»): кавказская овчарка, изображающая Сталина, английский бульдог — Черчилль, кане-корсо — Муссолини, акита-ину изображает японского камикадзе, а доберман — офицера СС. На груди у меня набиты Эйнштейн и Оппенгеймер, на животе — большой ядерный взрыв и надпись «Mea culpa» (рус. «моя вина». — Прим. ред.). Как-то так.
  • А расскажите про ваши музыкальные вкусы, я вижу футболку Cannibal Corpse, также я прочитал, что вы фанат Morbid Angel. Довольно специфичная музыка.
  • Morbid Angel — это одна из первых метал-групп, на выступление которой я попал еще в подростковом возрасте. Я не был на их концертах лет десять и вот наконец сходил в сентябре. Было очень круто. Один рок-журнал даже сделал со мной интервью на бэкстейдже. Забавно: начали разговор про Napalm Death, закончили про кометы и эволюцию Солнечной системы.

Клип Morbid Angel на песню «Blessed Are the Sick»

  • А на работе слушаете музыку?
  • Когда занят серьезными научными вещами, то работаю в тишине. А когда разгребаешь почту или программируешь, музыка даже помогает. Вообще дэт-метал хорош тем, что не надо вникать в слова. Ты просто слышишь шум, и он позволяет сконцентрироваться и расслабиться одновременно.
  • Громко включаете металл в офисе?
  • Только когда никому не мешаю. Но чаще слушаю в наушниках. У нас очень тонкие стены, и я сижу рядом с научным руководителем проекта JUICE по изучению Юпитера.
  • А бывают в офисе ЕКА вечеринки, корпоративы? Например, когда вы посадили аппарат на комету, наверняка же вы это как-то отмечали?
  • Кажется, мы даже не отпраздновали это, но, думаю, мы устроим вечеринку по окончании миссии, когда уже все смогут расслабиться. Но вообще это, конечно, грустный момент. Сейчас мы прошли точку перигелия, и миссия движется к концу, а у нас в команде есть люди, которые участвуют в ней уже 10 лет. С другой стороны, операция закончится, а наука продолжится. Мы будем потом еще долго работать с собранными данными.
  • Как вы относитесь к общему подъему интереса к астрофизике и всем фильмам с научным уклоном: «Марсианин», «Гравитация», «Интерстеллар»?
  • Я еще не смотрел «Марсианина» — сейчас читаю книгу; смотрел «Интерстеллар» и «Гравитацию» — забавно, что его показали на МКС: это все равно что показывать фильм про авиакатастрофу на самолете. Мне кажется, все здорово, но не стоит весь сайфай пытаться делать слишком серьезно и научно. Невозможно смотреть «Стартрек», постоянно анализируя, можно ли сделать реальный варп-двигатель или нет. Я за то, чтобы фильмы оставались сумасбродными и выходящими за грани возможного. Так они тоже заставляют думать, например, о том, каково летать со скоростью света или какими могут быть внеземные цивилизации. Вот недавно обсуждалась новость про звезду, которая очень странно себя ведет, и СМИ тут же связали это с инопланетянами. Некоторые спорят, допустимо ли это? Я думаю, что да. Это привлекает внимание, поднимает любопытные вопросы. Эта звезда в 1000 световых лет — так далеко, что мы все равно не узнаем, что там на самом деле. Если даже инопланетяне сейчас пошлют сигнал, он дойдет до нас через тысячу лет, когда мы все умрем. Вот что самое главное в этой истории: представление о масштабах Вселенной и то, насколько мы малы.
Сфера Дайсона в представлении фантастов — гипотетическая структура из подобия солнечных батарей, которая может максимально эффективно использовать энергию звезды

Сфера Дайсона в представлении фантастов — гипотетическая структура из подобия солнечных батарей, которая может максимально эффективно использовать энергию звезды

  • Но что это летает вокруг той звезды на самом деле? Может ли это быть кометой или чем-то еще?
  • подписьСнимок комет, напоминающих космический корабльДа, это один из возможных вариантов объяснения. Может быть, это целое поле из малых объектов в той звездной системе. Я скачал статью, но не успел ее всю прочитать. В ней, конечно, нет ни слова про инопланетян. Была другая забавная история: этим летом мы наблюдали скопление комет, и нашелся какой-то уфолог, который опубликовал три снимка с ними и сказал, что это космический корабль, как в сериале «Звездный корабль «Галактика». Я сразу задался вопросом: из старых или из новых серий? (Смеется.) Похоже, все-таки из старых.
  • Кажется ли вам, что ученые, особенно связанные с космосом, стали новыми рок-звездами? Вы сами чувствуете себя знаменитостью?
  • Сегодня я участвовал в съемке и чувствовал себя не очень комфортно. Мне кажется, что школьные учителя, медсестры, врачи достойны большего внимания. Мой отец тяжело болен, и после лечения он чувствует себя лучше — вот это по-настоящему здорово. Меня однажды позвали сделать доклад на медицинской конференции о том, как интересно рассказывать о научных исследованиях. Там собрались люди, которые ищут лекарство от рака! Это намного важнее, чем какая-то миссия к далекой комете. Но видимо, люди часто экстраполируют сюжет сайфая на то, чем заняты астрофизики. Но я бы не сказал, что мы рок-звезды. Хотя это здорово, что мы становимся популярнее. Все-таки мы стараемся, чтобы люди больше задумывались, как устроен мир. Это лучше, чем смотреть реалити-шоу по телику.
  • А как ваши дети относятся к вашей работе? Они интересуются наукой?
  • Мой сын интересуется компьютерами и играми, дочь любит животных и более склонна к искусству. Я не подталкиваю их к науке, да и они сами вряд ли захотят становиться учеными, глядя на то, как я работаю по 20 часов в день. Но они живо интересуются тем, чем я занимаюсь, и даже участвовали в дне открытых дверей в ЕКА, помогали рассказать про кометы другим детям.
  • Что вы могли бы посоветовать посмотреть или почитать по астрофизике для начинающих?
  • У Карла Сагана был замечательный документальный цикл, который сейчас продолжил Нил Деграсс Тайсон — он также отличный рассказчик. Еще я люблю фильмы, которые делает Брайан Кокс, — они рисуют отличную научную картину.
Ошибка в тексте
Отправить