Понятие ahimsa leather — кожа, полученная от животных, умерших своей смертью — использует известный санскритский термин: «ахимса» — это ненасилие. В Индии, где поголовье коров достигает 200 миллионов, а их забой запрещен конституцией страны почти во всех штатах, кажется, что именно такой вид кожи и должен преобладать, — но это не так. Промышленные объемы и подход к производству одежды несовместим с естественным циклом жизни животных.
Более того, Индия давно вошла в число мировых лидеров по экспорту «обычной» кожи, при этом миллионы бродячих коров, отпущенных хозяевами доживать свой век на улицах, становятся переносчиками инфекций, попадают на нелегальные бойни или, если повезет, в специальные приюты.
Этичное производство, подтверждают в марках Khara Kapas и Grain, работающих с ahimsa leather уже более 5 лет, возможно только при строгом контроле за цепочкой поставок и обработки — первые закупают сырье у сертифицированного поставщика в Пенджабе, вторые — на кожевенной фабрике в Ченнаи, которая специализируется на ahimsa leather уже 30 лет.
Риски подобного производства высоки: кожа, полученная ненасильственным путем, может быть худшего качества. Скажется возраст животного, болезни, а также то, как именно и в какой срок после его смерти была заготовлена шкура. Кроме того, специфика получения ресурса влияет на объем производства — позволить себе ahimsa leather могут только нишевые бренды, не нацеленные на постоянный рост. Так в стоке у Grain единовременно находится около 10 единиц каждой модели сумки или рюкзака.
Сумка Khara Kapas, 7592 р.
Сумка Grain, 5806 р.
Сумка Grain, 4644 р.
Рюкзак Grain, 7056 р.
Рюкзак Grain, 7056 р.
Сумка Khara Kapas, 5359 р.
Сумка Khara Kapas, 7146 р.
Сумка Khara Kapas, 7146 р.
«Наши клиенты выбирают натуральную кожу за ее надежность и износостойкость, но не хотят, чтобы из‑за ценной шкуры убивали буйволов или коров, — говорит Мадхур Рамани, сооснователь Khara Kapas. — При этом, на самом деле, мы все еще в поиске: если удастся найти материал неживотного происхождения, который обладал бы красотой и свойствами натуральной кожи, мы будем тестировать его и затем, возможно, внедрим в производство».
«Я верю, что кожа, полученная ненасильственным путем, — это очевидный выбор для осознанного производителя, — рассказывает Авинаш Бхалерао из Grain. — Каждое наше изделие создается вручную от и до. Grain использует традиционные ремесленные техники вместе с особыми процессами производства». Авинаш потратил много времени, переучивая ремесленников, чтобы добиться нужного результата: поэтому минималистичные рюкзаки и сумки будут служить годами (и красиво состарятся).
В стране, где коровы не защищены религиозной традицией или законом, производство ahimsa leather имело бы очень высокую себестоимость: редкий фермер готов содержать животное до старости. А потенциальный спрос на новый вид сырья легко мог бы создать бойни под видом приюта.
«В России, если животное здоровое, то своей смертью оно не умрет, происходит забой скота с последующей переработкой мяса и шкуры. Если животное умирает само, то, вероятно, оно было больным, а это требует того, чтобы его захоронили с соблюдением всех условий ветслужбы, в специальных могильниках или на заводах по сжиганию биоотходов, во избежание распространения инфекции», — объясняет Игорь Сурин, председатель совета директоров ГК «Русская кожа», крупнейшего в стране производителя натуральной кожи. По иронии именно Индия является основным поставщиком сырья для их заводов.