Спирос Дросопулос
Парфюмер и основатель Baruti
«Не думаю, что наше восприятие духов и отношения с ними поменяются после пандемии: она закончится, не успев серьезно повлиять на массовую ментальность. Но уверен, что после нее нас ждет серьезный подъем «зеленой» косметики и парфюмерии — он уже наметился после кризиса 2008 года и будет происходить еще быстрее и активнее. Все больше и больше покупателей станут задумываться об экологичности духов, о том, что хорошо не только для нас, но и для планеты. А вместе с осознанностью, к сожалению, вырастет и уровень заблуждения: люди все еще думают, что натуральное — хорошо, а синтетическое — плохо. Но это не всегда так, особенно для природы, поскольку в целом натуральное производство наносит ей больший вред, чем производство синтетики».
Мария Чецкая
Директор по развитию Baruti
«В последнее время я все чаще слышу от людей, особенно от женщин, насколько свободнее те стали чувствовать себя на карантине: не нужно краситься, ломать голову над тем, что надеть на работу, и вообще слишком много думать про внешний вид. Возможно, для кого‑то подобный опыт выльется в новые привычки, новый взгляд на уход за собой — более минималистичный. Может быть, это коснется и духов, и люди перестанут относиться к ним как к обязательной части своего ежедневного гардероба. Но вряд ли что‑то изменится для условных парфоголиков, которые традиционно носят духи для себя, а не в угоду окружающим».
Янне Вуоренмаа
Основатель марки Visiteur
«Сценарий первый: проведя много времени наедине с собой и своими внутренними ощущениями и потребностями, мы поймем, что готовы пробовать новые, непривычные для нас духи и с уверенностью их носить. Для нишевой парфюмерии подобный прогноз звучит очень многообещающе. Сценарий второй: мы ничему не научимся. Едва жизнь вернется в прежнее русло, как мы тут же обо всем забудем и в своей эйфории от воссоединения с социумом захотим еще большего признания от окружающих, еще большей причастности к обществу. Иными словами, комфорта от понятных и, может быть, не самых рискованных духов. Как владелец нишевого бренда, я надеюсь на первый вариант».
Елена Кнежевич
Главный редактор Fragrantica
«Изменилось ли мое отношение к духам во время карантина? Скорее, изменилось отношение к самому карантину — в тот момент, когда из добровольного он превратился в принудительный. Мне сразу расхотелось вить парфюмерный кокон и вообще создавать какую‑то вторую реальность — у меня она одна, и обманывать себя парфюмерией я не хочу. Вместе с тем в эти дни я меньше раздумываю над покупкой духов, ведь сейчас моя трата реально помогает кому‑то сохранить свой бизнес».
Якуб Петрович
PR-специалист, основатель блога Persefume
«Во время карантина я часто обсуждал духи с друзьями и клиентами и отметил, что они разделились на два лагеря. Первые практически перестали пользоваться парфюмерией, особенно любимыми ароматами, чтобы те не ассоциировались потом с этим тяжелым и грустным временем. Но для остальных, в том числе для меня, духи превратились в утешение, в символический доспех, защищающий от вируса. Словом, стали чем‑то очень личным — то же относится и к парфюмерной индустрии в целом. Сегодня в инстаграме один за другим идут прямые эфиры с блогерами, парфюмерами и владельцами парфюмерных марок, это совершенно новый элемент нашей душистой среды. Прежде покупатель нередко чувствовал себя потерянным, оторванным от жизни любимого бренда, но теперь, помимо доступа к скидкам и промоакциям, получил понимание того, чем живет этот бренд и люди, которые за ним стоят. Никто не знает наверняка, как пандемия скажется на будущем парфюмерной индустрии, но ее настоящее замедлилось — вместе с крупными выставками были отложены и запуски. Что, может быть, и неплохо: новых духов стало слишком много, в погоне за количеством мы потеряли качество. Пора притормозить».
Писсара Умавиджани
Парфюмер и основательница Parfums Dusita
«За время карантина мои отношения с запахами очень изменились. Столкнувшись с неопределенностью, человек нередко начинает задаваться вопросами: что для него важно, что делает его счастливым? Я вспомнила, почему вообще пришла в парфюмерию: потому что страстно хотела делать духи. Мысленно вернувшись к этому ощущению, я решила, что буду и впредь этим заниматься, вне зависимости от того, удастся мне сохранить свой бренд или нет. Поэтому каждый день я проводила в лаборатории: собирала аккорды, оценивала свои старые духи и набрасывала новые, систематизировала знания, изучала незнакомые мне душистые вещества без спешки. И вместе со своей командой продолжала общаться с клиентами: мне очень повезло, что бренд Dusita хорошо представлен онлайн, сегодня это очень важно для бизнеса».
Джульетта Птоян
Заместитель главного редактора aromo.ru
«Я не думаю, что к парфюмерии применим драматизм расхожей фразы «Так, как было раньше, больше не будет». Да, поведение покупателей изменится, но только в первые месяцы после выхода из карантина, а марки, возможно, станут охотнее выпускать флаконы меньшего объема: многие этим активно занялись еще пару-тройку лет назад. Мне близка точка зрения Маурицио Кавеццали, президента «Esxence» — самой большой парфюмерной выставки в Европе: первые пару лет будет непросто, но после все восстановится. В моих же отношениях с запахами почти ничего не изменилось — в первую неделю локдауна я перебрала все накопившиеся семплы, потом был большой перерыв, а теперь носу опять интересно; на полке стоят любимый Ginepro di Sardegna от Acqua di Parma и классный суховейный ветивер Single Man от Moth & Rabbit — раньше ими пахли танцы на барной стойке, теперь — овощной ряд ближайшего супермаркета. Посматриваю в сторону интерьерных спреев (носу хочется зацепиться за что‑то новое) и жду открытия магазинов: карантин напомнил, как иногда приятно нюхать что‑то вне четырех стен».
Мария Головина и Павел Никандров
Основатели Holynose Parfums
«После карантина акцент в использовании духов еще больше сместится от внешнего к внутреннему — от подачи каких‑то сигналов окружающим в сторону моделирования собственного настроения. Духи будут покупать как экспириенс, не менее значительный, чем фильм, книга или музыкальный альбом, да и в качестве дополнения к аудиовизуальному опыту тоже. Объемы флаконов тоже уменьшатся именно в связи с этим: моментальное переживание и разнообразие выиграют у signature scents, стойкости и шлейфов. Особое внимание станут уделять ароматам внутри дома, даже тем, чью незамысловатость мы прежде не считали проблемой. Классный шампунь для собаки, средство для чистки ковра с интересной отдушкой и безопасным составом, новые виды благовоний, хорошее мыло — такие штуки приобретут важность, функциональная парфюмерия будет развиваться еще активнее. Условия доставки и возвратов станут лояльнее, формат семплинга — интереснее, онлайн-консультация — умнее, в итоге офлайн-ретейл проиграет онлайну».
Валерий Михалицын
Парфюмер и основатель Hedonist
«Грозит ли кризис парфюмерной индустрии? Не уверен. Это одно из немногих доступных — во всех смыслах — удовольствий в самоизоляции. Да, российские онлайн-магазины отмечают спад продаж духов, но по своему бренду я вижу, что пандемия никак не повлияла на интерес к моим ароматам: восемнадцать флаконов Le Piège, случайно оказавшихся свободными, были проданы в конце апреля за три часа. Однако от тотального онлайна парфюмерия защищена лучше многих товарных групп: покупка духов вслепую — довольно дорогая игра, на которую согласны не все. Страх разочарования гонит людей в офлайн-магазины, к тому же до сих пор существует убеждение, что в интернете тебе с высокой вероятностью продадут подделку. Словом, как только жизнь начнет налаживаться, обычные магазины снова станут востребованными. Будут ли сами духи другими? Трудно даже фантазировать на эту тему. Люксовый сегмент вряд ли перестроится — он слишком большой и неповоротливый, а независимые нишевые марки и без всякой пандемии хитры на выдумки. А вот наше собственное отношение к духам может поменяться: в условиях самоизоляции мы учимся жить наедине с собой, и запахи, конечно, в этой жизни играют не последнюю роль. Думаю, люди должны стать смелее, пересмотреть свои парфюмерные убеждения и, наконец, осознать, что парфюмерия — исключительно эгоистическое удовольствие».
Султан Паша
Парфюмер Sultan Pasha Attars
«С одной стороны, мой парфюмерный бизнес не пострадал: продажи держатся на прежнем уровне, к тому же я и прежде продавал свои духи онлайн, без участия физических магазинов. С другой — переживаю, что всевозможные международные ограничения, введенные в связи с коронавирусом, могут спровоцировать рост цен на душистое сырье, в частности на ключевые для моей работы уд и сандал, и без того дорогие. Если говорить о положительных моментах карантина, вижу один, но важный: в последнее время мы все много думали о жизни, о том, какая она хрупкая и конечная, бесценная. Глупо тратить ее на вещи, которые не нравятся, на чужие мнения и оценки, в том числе парфюмерные, — нужно делать и носить только то, что приносит счастье».